Андрей Белый. ЗЛАЯ ДЕРЕВНЯ (Сб. ПЕПЕЛ, ред. 1929 г.)




ДЕРЕВНЯ


Снова в поле, обвеваем
Легким ветерком...
Поле вспыхивает лаем
За глухим селом.

Журавель кривой подъемлет,
Словно палец, шест.
Сердце – оторопь объемлет,
Очи – темень ест.

Плещут облаком косматым
По полям седым
Избы, роем суковатым
Изрыгая дым.

Ощетинились их спины,
Как сухая шерсть.
День и ночь струят равнины
В них седую персть. –

Из-за пепельных волокон,
Пав на лыс-бугор,
Смотрят отблесками окон
В голубой простор.

Придавила их неволя,
Вы – глухие дни...
За бугром с пустого поля
Мечут головни.

С огородов над полями
Взмоется лоскут...
Здесь встречают дни за днями:
Ничего не ждут.

Дни – за днями... Год – за годом...
Вновь за годом – год.
Недород за недородом...
Здесь – глухой народ.

Пожирают их болезни,
Иссушает глаз...
Промерцает в синей бездне,
Продрожит алмаз,

Да заря багровым краем
Над бугром стоит.
Злое поле дальним лаем
Всхлипывает: спит.

08.



КУЛАК


Прогуляй со мною лето:
Я тебе, дружок,
Канареечного цвета
Заколю платок.

Коль отдашь тугие косы
Мне на ночь одну, –
Сапожки на ноги босы
Сам я натяну.

А ужо – из крепких бревен
Сколочу наш дом,
А ужо – с села поповен
В гости призовем.

Ты сумей меня растрогать:
Я – купец богат –
Сею лен, скупаю деготь
И смолю канат.

Борода моя – лопата,
Волосата грудь.
Не гоняюсь за богатой:
Будь моею, будь.

Плачет девка, ручки сложит:
"Не томи меня".
Без "н е г о" прожить не может
Ни едина дня.

Он – высокий, чернобровый,
Статный паренек –
За целковый ей ковровый
Подарил платок.

08.



РЕВНОСТЬ


Парень девичий, упругий,
Обнимает стан:
Перешукнется в испуге
С лебедой бурьян.

Отуманен, в сердце ранен,
Стар отходит прочь;
Пал на камень, – бездыханен:
– "Ты пролейся, ночь.

Борода моя – лопата;
Волосата грудь.
Все мое: сребро и злато...
Ты моею – будь".

Знойный ток и жжет, и жарит.
Парит: быть грозе!
Тучей встав, она ударит
Молньей в бирюзе.

Светоч бешено багровый
Грохнет, тучи взрыв:
С кручи куст многовенцовый
Хряснет под обрыв.

Тяжело дыша от зноя,
Сел в густую рожь:
– "Отточу-точу ужо я –
Отточу я нож".

08.



УГРОЗА


Вот прошел леса и долы.
Подо мной – откос.
На реке огонь веселый
Блещет с дальних кос.

В зеленях меж гнезд и норок
Протоптал я стезь.
Берегись ты, лютый ворог,
Берегись, я – здесь.

Близок час: падешь в крови ты
На груди земли.
Здесь падешь, ножом пробитый...
Ай, люли, люли!

Ты не бойся, сердце-знахарь...
Ай, люли, люли!
За сохой плетется пахарь
Там – вдали, вдали.

Отнесу тебя, сердешный,
В прибережный ров.
Будут дни: смиренный, грешный
Поплетусь в Саров.

День пройдет: вечор на воле
Лягу под лопух;
Не усну от горькой боли,
Да от черных мух.

06.



УБИЙСТВО


1

Паренек плетется в волость
На исходе дня.
На лице его веселость.
Перед ним – поля.

Он надвинул разудало
Шапку набекрень.
На дорогу тень упала:
Встал корявый пень.

Паренек, сверни с дороги, –
Паренек, сверни.
Ближе черные отроги,
Буераки, пни.

Где-то там тоскливый чибис
Пролетает в высь.
Миловались вы, любились,
С девкою надысь. –

В колокольчиках лиловых,
Грудь к груди прижав,
Средь медвяных, средь медовых,
Средь шелковых трав.

Что ж ты вдруг поник лениво,
Будто чуя смерть?
Одиноко плещет ива
В голубую твердь.

Вечер ближе. Солнце ниже.
В облаках – огни.
Паренек, сверни – сверни же,
Паренек, сверни.


2

Здравствуй, брат. За око – око!
Вспомни: кровь за кровь.
Мы – одни. Жилье далеко...
Эй, не прекословь!

Как над этой над лужайкой
Кровь пролью твою...
Забавляюсь балалайкой,
Песенки пою.

Веселей ходите ноги,
Лейся говор струн.
Где-то там – в пологом логе –
Фыркает табун.

Где-то там – на скате – тройка
В отходящий день –
Слышишь? – всхлипывает бойко:
Тень-терень-терень!..

Протеренькай, протеренькай –
Прямо на закат!..
Покалякаем маленько
Мы с тобою, брат.

Отстегни-ка ворот пестрый:
К делу – что там ждать!
И всадил я ножик вострый
В грудь по рукоять.

Покрывая хрип проклятий,
В бархатную новь
Из-под красной рукояти
Пеной свищет кровь.

Здесь – лежи...
Прости – навеки.
Ну, не обессудь!..
Я бегу, смеживши веки.
Ветер свищет в грудь.


3

Ноет грудь в тоске неясной.
Путь – далек, далек.
Я приду с зарею красной
В тихий уголок.

Девкам в платьицах узорных
Песнь сыграю я.
Вот на соснах – соснах черных –
Пляшет тень моя.

Воют ветры. Никнут травки.
Петухи кричат.
Через лес, через канавки –
Прямо на закат.

Эй, быстрей. И в душном дыме
Вижу – городок:
Переулками кривыми
Прямо в кабачок.


4

Руки в боки: эй, лебедки, –
Вам плясать пора!
Наливай в стакан мне водки –
Приголубь, сестра...

Где-то там рыдает звуком, –
Где-то там – орган...
Подавай селедку с луком...
Расшнуруй свой стан...

Ты не бойся – не израню:
Дай себя обнять.
Мы пойдем с тобою в баню
Малость поиграть.

За мое сребро и злато
Мне не прекословь:
На груди моей косматой
Смой мочалом кровь.

08.



ВЕСЕЛЬЕ НА РУСИ


Как несли за флягой флягу –
Пили огненную влагу.

Д' накачался –
Я.
Д' наплясался –
Я.

Дьякон, писарь, поп, дьячок
Повалили на лужок.

Эх –
Людям грех!
Эх – курам смех!

Трепаком-паком размашисто пошли: –
Трепаком, душа, ходи-валяй-вали:

Трепака да на лугах,
Да на межах, да во лесах –

Да обрабатывай!

По дороге ноги-ноженьки туды-сюды пошли,
По дороженьке –
Вали-вали-вали –
 
Да притопатывай!

Что там думать, что там ждать!
Дунуть,
Плюнуть: –
Наплевать!

Гомилетика!
Каноника!
Раздувай-дувай,
Дувай,
Моя гармоника!

Дьякон пляшет –
         – дьякон, дьякон –
Рясой машет
         – дьякон, дьякон...
Что такое –
         – дьякон –
Смерть?

– "Что такое?
То и это:
Носом – в лужу;
Пяткой – в твердь..."

Раскидалось в ветре – пляшет –
Полевая жердь.

Веткой хлопающей машет:
Прямо в твердь.

Бирюзовою волною
Нежит твердь.

Над страной моей родною
Встала – смерть!

06.



ВИСЕЛИЦА


1

Под железной, под решеткой
Нет уж, – не уснуть...
Как придут они ужотко
Узел затянуть.

Как там столб дубовый ноньче
Врыли в лыс-бугор.
Заливайся песня звонче.
Улетай, мой взор.

Все не верю – не поверю...
Поздно: срок истек;
И шаги – шаги у двери;
Заскрипел замок.

Офицер кричит конвойным:
"Сабли наголо!"
И – полдневным солнцем, знойным,
Темя обожгло.


2

Привели. Сухою пылью
Ветер в выси взвил.
Золотой епитрахилью
Поп меня накрыл.

Вот сурово мне холодный
Под нос тычут крест...
Сколько раз я шел, свободный, –
Ширью этих мест.

Закрутили петлю ловко.
Леденеет кровь.
Перекинулась веревка.
– "Эй, – не прекословь".

Под ногой – сухие корни,
А под носом – смерть.
Выше, виселица, вздерни
В голубую твердь!


3

Руки рвут раскрытый ворот...
Через строй солдат, –
Что глядишь в полдневный город
Уходящий брат?

В высь стреляют бриллиантом
Там церквей кресты,
Там кутил когда-то франтом
С ней в трахтире ты.

Черные, густые клубы
К вольным небесам
Фабрик каменные трубы
Изрыгают там.

И несется издалека,
Как в былые дни –
"Распрямись ты, рожь высока,
Тайну сохрани".

Вольный ветр гудит с востока.
Ты и нем, и глух.
Изумрудом плещут в око
Злые горсти мух.

08.



БУРЬЯН


1

Кляну я, рыдая, свой жребий.
Друзья и жена – далеки;
И вижу, как облаки в небе
Влекут ледяные клоки.

И кто-то в глухую деревню
Пространствами стертый, – бредет:
Вчера завернул он в харчевню:
Свой месячный пропил расчет.

Туманится, в сырости тонет
Окрестностей никнущих вид.
Худые былинки наклонит,
Дождями простор запылит. –

Порыв разгулявшейся стужи,
В полях разорвется, как плач.
Вон там – из серебряной лужи
Пьет воду взлохмаченный грач.


2

Вон там моим возгласам внемлет
Жилец просыревших полян –
Вон – колкие руки подъемлет –
Обсвистанный ветром бурьян...

Ликует, танцует: "Скитальцы,
Ища свой приют, припадут
Ко мне: мои цепкие пальцы
Их кудри навек оплетут.

Вонзаю им в сердце иглу я...
На мертвых верхах искони –
Целю я, – целуя, милуя –
Их раны и ночи, и дни.

Здесь падают иглы лихие
На рыхлый, рассыпчатый лёсс;
И шелестом комья сухие
Летят, рассыпаясь, в откос.

Здесь буду тебя я царапать,
Томить, поцелуем клонясь..."
Но топчет истрепанный лапоть
Упорнее жидкую грязь.


3

Глухую, лихую сторонку
Кляня, убираюсь я прочь.
Бурьян многолетний вдогонку
Кидает свинцовую ночь.

За мною шуршит до деревни –
Ликует, танцует – репье:
Пропью, прогуляю в харчевне
Растертое грязью тряпье.

Ждут холод да голод – ужотко;
Тюрьма да сума – впереди.
Свирепая, крепкая водка,
Огнем разливайся в груди!

06.



МАРЕВО


Луна двурога.
Блестит ковыль.
Бела дорога.
Летает пыль.

Летая, стая
Ночных сычей –
Рыдает в дали
Пустых ночей.

Темнеют жерди
Сухих осин.
Немеют тверди...
Стою – один.

Здесь сонный леший
Трясется в прах.
Здесь – конный, пеший
Несется в снах.

Забота гложет.
Потерян путь.
Ничто не сможет
Его вернуть.

Болота ржавы:
Кусты, огни, –
Густые травы,
Пустые пни.

16.



ОСИНКА


1

По полям, по кустам,
По крутым горам,
По лихим ветрам,
По звериным тропам –

Спешит бобыль-сиротинка
Ко святым местам –

Бежит в пространство
Излечиться от пьянства.

Присел под осинкой
Бобыль-сиротинка.


 2

– "Сломи меня в корне" –
– Осинка лепечет
Румяная
Ветром
Лепечет:
Пьяная...

Над откосами
В ветре виснет:
Росами, росами
Ясно брызнет...

– "Сломи меня в корне" –
– Трескочет,
Кружев узорней –
Бормочет –
В лес,
В холод небес –
Хохочет
В сырости –

– "Мне не вырасти..."
Листиками лепечет
Пламенными –
Листики мечет...
Твердь –
Каменная.

Сиротинка
Молчит:
Чинит
Свой лапоть.

Хочет
Его осинка –
Окапать.


3

Посох
Листом перевитый
Сломи ты.

Посох твой –
В серебре:
Да в росах...
Посох –
Врагов подорожных в пространство
Размечет.

От пьянства
Излечит.


4

Он срезал осинку
Да с ней и пошел
В путь-дороженьку –
– По полям, по кустам,
По крутым горам,
По лихим ветрам,
По звериным тропам –
Ко святым местам: –
Славить –
Оспода-боженьку.

– "Осподи-боженька.
– Мой посох
Во слезах,
Во серебряных росах...
Убоженький,
Воздвигаю посох.

– Посохом,
Окропляю пространства.

 – Осподи,
Боженька,
Излечи меня –
От пьянства.
– В путь дороженьку –
Уносите меня ноженьки. –

– По полям, по кустам
Ко святым местам".


5

Привели сиротинку
Кривые ноги
Под склон пологий.

Привели сиротинку
Сухие ветви
В места лихие:
"Замолю здесь грехи я".
Зашел в кабачишко
За табачишком:

– "Мне бы, братцы, бутыль
С огневицею –
Милой сестрицею"...
Рыжий картуз на затылок
Надвинул:
Сидел у бутылок:
– "Бутылочки –
Милочки!"

На все начхал!

Вышел –
– Что-то...
– Где,
Что –
Не узнал!

– "Расскажи мне, былиночка,
Как величают места сии".

Отвечала былиночка:
– "Места сии –
Лихие
Песчаные:
Здесь шатаются пьяные –

Места лихие –
Зеленого змия"...

– "Замолю здесь грехи я"...


6

Над вышкой песчаной
Клонил нос багряный...
Глядь –
– Тать –
– Пляшет:
Руками своими
Колючими машет –
 – За мглою –
Злой!

– "Мой, сиротина, –
Мой!"

Рыки, скоки;
Борода – метлой;
Руки – в боки –
В пыль полей... –
– "Бобыль –
Пьяница:
У бобыля –
Бутыль:
Нос румянится".

Жили-были!
Быль бобылей!..

Гой еси, широкие поля,
Гой еси, всея Руси земля –

Не поминайте лихом,
Бобыля!

08 (20).



ЖИЛИ-БЫЛИ


Жили-были –
Я да он:
Подружили
С похорон.

Приходил
Ко мне скелет
Много зим
И много лет.

Костью крепок,
Сердцем прост –
Обходили
Мы погост.

Поминал
Со смехом он
День веселых
Похорон, –

Как несли
За гробом гроб,
Как ходил
За гробом поп: –

Службу правил
Дымом – в нос:
Толстый Павел
Гроб повез.

"Со святыми
Упокой".
Придавили
Нас доской.

Жили-были
Я да он...
Тили-тили
Тили-дон!

06.



ГОРЕ


1

Солнце – тонет;
Ветер – стонет,
Воет, гонит
Мглу.

У околицы,
Пробираясь к селу,
Паренек вздыхает, молится –
На мглу...

Паренек уходит во скитаньице:
Белы руки сложит на груди.

– "Мое горе, –
Горе-гореваньице:
Ты за мною,
Горе, –
Не ходи"...

Красное садится, злое око.
Горе гложет
Грудь;
И путь –
Далекий.

Белы руки сложит
На груди.
И не может
Никуда идти.

– "Ты за мною,
Горе –
Не ходи"...

Солнце – тонет;
Ветер – стонет:
Ветер – мглу –
гонит...


2

Из бурьяна
Из болота –
За избеночкой
Избенка –
– вот –
– встает.

Парень – по селу
Бредет,
Свой рот
Разинув: –
– где-то,
кто-то, –
– в толк нейдет!

Криворотый,
Мужичонка, –
Флягу вынув –
– ждет:

"К нам –
В хаты наши.
Дам –
Щей да каши".

  "Нет – оставь!"
– "Что так? Куда?"
– "В Воронеж..."

– "Не ходи –
В реке утонешь".

– "Нет – оставь!"
– "Что так?"
– "Я – в Киев".

– "Заходи же –
В горенку мою:
До зеленых змиев –
Напою".

– "Нет – оставь –
"В столицу
"Я..."

  "Придешь
В столицу –
Попадешь –
На виселицу..."


3

Цифрами оскалились
Версты полосатые.

Жалят ноги путника
Камни гребенчатые.

Ходят тучи по небу –
Старые-косматые.

Порют тело белое –
Палки суковатые.

Дорога далека:
Бежит века.


4

За ним горе
Гонится топотом.

"Пропади ты, горе,
Пропадом!"

Пустая доля;
Холмы, избенки;
Кустарник – тонкий;
Поле...
В небе – зарево.

Как из сырости
Да из марева
Горю-горькому не вырасти!

06.



ПЕСЕНКА КАМАРИНСКАЯ


Шел калика, шел неведомой дороженькой –
Тень ползучую бросал своею ноженькой.

Протянулись страны, – хмурые, мордовские –
Нападали силы – прелести бесовские.

Приключилось тут с каликою мудреное.
Уж и кипнем закипала степь зеленая.

Тень возговорит калике гласом велием:
"Отпусти меня, калика, со веселием".

Да и втапоры калику опрокидывала
Кафтанишко свой по воздуху раскидывала.

Кулаками-тумаками бьет лежачего –
Выростает выше облака ходячего.

Над рассейскими широкими раздольями,
Как пошла кидаться в люд хрестьянский кольями.

Мужикам, дьякам, попам, она поповичам
Из-под ног встает лихим  Сморчом-Сморчовичем.

А и речи ее дерзкие, бесовские:
"Заведу у вас порядки не таковские.

Буду водочкой опаивать – угащивать:
Свое брюхо на напастиях отращивать.

Мужичище-кулачище я почтеннейший:
Подпираюсь я дубиной здоровеннейшей".

Темным вихорем уносит подорожного
Со пути его прямого, да не ложного.

Засигает он в кабак кривой дорожкою;
Загуторит, засвистит своей гармошкою:

"Ты такой-сякой камаринский дурак:
Ты ходи-ходи с дороженьки в кабак.

Ай, люли-люли, люли-люли-люли:
Кабаки-то по всея Руси пошли..."

А и жизнь случилась втапоры дурацкая:
Только ругань непристойная, кабацкая.

Кабаки огнем моргают ночкой долгою –
Над Сибирью, да над Доном, да над Волгою.

То и свет, родимый, видеть нам прохожего –
Видеть старого калику перехожего.

Все-то он гуторит, все-то сказы сказывает,
Все-то посохом, сердешный, вдаль указывает:

На житье-бытье-де горькое да оховое
Нападало тенью чучело гороховое.

06.