Андрей Белый. ТРИСТИИ (Сб. УРНА)




АЛМАЗНЫЙ НАПИТОК


Сверкни, звезды алмаз:
Алмазный свет излей! –
Как пьют в прохладный час
Глаза простор полей;

Как пьет душа из глаз
Простор полей моих;
Как пью – в который раз? –
Души душистый стих.

Потоком строф окрест
Душистый стих рассыпь
В покой сих хладных мест!
Стихов эфирных зыбь

Вскипит алмазом звезд, –
Да пьет душа из глаз
Алмазный ток окрест, –
Да пьет... в который раз?

1908
Серебряный Колодезь



ВОЛНА

И. Н. Бороздину


И ночи темь. Как ночи темь взошла,
Так ночи темь свой кубок пролила, –

Свой кубок, кубок кружевом златым,
Свой кубок, звезды сеющий, как дым,

Как млечный дым, как млечный дымный путь,
Как вечный путь: звала к себе – прильнуть.

Прильни, прильни же! Слушай глубину:
В родимую ты кинешься волну,

Что берег дней смывает искони...
Волна бежит: хлебни ее, хлебни.

И темный, темный, темный ток окрест
Омоет грудь, вскипая пеной звезд.

То млечный дым; то млечный дымный путь,
То вечный путь зовет к себе... уснуть.

1908
Москва



ИСТОМА


Одеты в пышные красы
Кусты, газоны...
О, если б услыхала ты
Мои глухие стоны!

Вот скоро полночь пропоют
В дому куранты;
С пионов капелек росы
Пью жадно диаманты.

И дышит хладная волна
На лист перловый.
И жалоба вдали  слышна,
И жалобные зовы...

1908
Москва



ПРИХОД НОЧИ

Т. А. Рачинской


Душа молчит. Окрестность спит.
Лишь чаща прокипит лесная.
Воздушным вздохом заструит
Седую мглу струя ночная.

Туманы ткет и застит свет,
Свевает в воздух – вьет воздушно
Листы: они летят – их нет:
Провеяли под сенью душной.

Ниспала ночь, и давит ночь.
Уносит прочь воспоминанья.
Уносит воздыханья прочь
Души немой – души: рыданья.

В волнах древесных месяц – челн,
А Ночь над ним – утес огромный:
Туда прибой древесных волн
В твердыню бьет, немой и томный, –

Подмоет, смоет, моет тень,
Промоет до зари: на главы
Древес взметенных хлынет день
Воздушным током яркой лавы;

Днесь он пространства мгле отдаст
Крыл заревых прощальным взмахом.
Но рухнет Ночи черный пласт,
Осыплется туманным прахом.

1908
Москва



РАЗЛУКА


Ночь, цветы, но ты
В стране иной.

Ночь. Со мною ты...
Да, ты – со мной.

Вздох твоих речей
Горячей –

В глушь моих степей
В ветре взвей!

Будто блеск лучей
В моей глуши, –

Ясный блеск твоей,
Твоей души.

Пусть душа моя –
Твоя

Голубая колыбель:
Спи, усни...

Утра первые огни...
Чу! Свирель...

1908
Дедово



ВОЛЬНЫЙ ТОК


Душа, яви безмерней, краше
Нам опрозрачненную твердь!
Тони же в бирюзовой чаше,
Оскудевающая смерть!

Как все, вплетался подневольный
Я в безысходный хоровод.
Душил гробницею юдольной
Страстей упавший небосвод.

А ныне – воздухами пьяный,
Взмываюсь вольною мечтой,
Где бьет с разбегу ток листвяный
О брег лазурный и пустой.

И там, где громами растущий
Яснеет облачный приют, –
Широколиственные кущи
Невнятной сладостью текут.

Туда земную скоротечность,
Как дольний прах, переметет.
Алмазом полуночным вечность
Свой темный бархат изоткет.

1907
Петровское



НОЧЬ


О, ночь, молю, –
Да бледный серп заблещет...
Скорей сойди, скорей!

На грудь мою
Прохладой хладно плещет, –
На грудь мою Борей.

Окован я
Железной цепью рока
Минут, часов, недель.

Душа моя,
Хлебни хмельного тока, –
Пьяни, осенний хмель!

Дыши, дыши
Восторгом суеверий,
Воздушных струй и пьянств.

Души, души
Заоблачные двери
В простор иных пространств.

Березы, вы –
Безропотные дщери
Безропотных пространств:

Да щедро вам
Метнет сверканий зерна
Обломок янтаря, –

Да щедро вам
Метнет златые зерна
Златистая заря, –

Вершиной там,
Вершиной в ночи черной
Вскипайте, как моря...

Кругом, кругом
Зрю отблеск золотистый
Закатных янтарей,

А над ручьем
Полет в туман волнистый,
Немых нетопырей...

Небытием
Пади, о, полог мглистый, –
Сойди, о, ночь – скорей!

1907
Москва



КОЛЬЦО


И ночь, и день бежал. Лучистое кольцо
Ушло в небытие.
Ржаной, зеленый вал плеснул в мое лицо –
В лицо мое:

"Как камень, пущенный из роковой пращи,
Браздя юдольный свет,
Покоя ищешь ты. Покоя не ищи.
Покоя нет.

В покое только ночь. И ты ее найдешь.
Там – ночь: иди туда..."
Смотрю: какая скорбь. Внемлю: бушует рожь.
Взошла звезда.

В синеющую ночь прольется жизнь моя,
Как в ночь ведет межа.
Я это знал давно. И ночь звала меня,
Тиха, свежа, –

Туда, туда...

1907
Петровское



КАК И ВСЕГДА...

Сергею Соловьеву


Там – даль, чета берез,
Там пруд:
И плещет в пруд крылом
Там рыболов; –

Там возникал, там рос
(Неведомый
О чем)
Тоскливый зов.

Я ждал покорен, нем;
А зов
С годами рос...
Я так любил, –

Я отдал жизнь – зачем?
Тебе
Я все принес;
Я все простил.

Ты отошла...
Не нужен я?
Зачем, скажи –
Зачем звала?

И я молчу...
Не нужен я?..
И вот с межи
Плеснула мгла.

Мой не услышан суд...
Над жизнью,
Уходя,
Скажу: "Аминь".

И та же даль... И пруд…
Гляжу,
Как в детстве я
Гляделся в синь.

За годом год течет...
И плещет
Пруд: "Скорей
Ее забудь..."

Склонясь, береза льет
Волну
Своих кудрей
К нему на грудь.

Один с моей тоской...
Пусть
Внемлю ей – о, пусть! –
Моей душой.

Какой там зов, – какой?..
О чем?..
Какая грусть!..
Как хорошо!..

1907
Петровское



ПРОШЛОМУ


Сентябрьский, свеженький денек.

И я, как прежде, одинок.
Иду – бреду болотом топким.
Меня обдует ветерок.
Встречаю осень сердцем робким.

В ее сквозистую эмаль
Гляжу порывом несогретым.
Застуденеет светом даль, –
Негреющим, бесстрастным светом.

Там солнце – блещущий фазан –
Слетит, пурпурный хвост развеяв;
Взлетит воздушный караван
Златоголовых облак – змеев.

Душа полна: она ясна.
Ты – и утишен, и возвышен.
Предвестьем дышит тишина.
Все будто старый окрик слышен, –

Разгульный окрик зимних бурь.
И сердцу мнится, что – навеки.
Над жнивою тогда лазурь
Опустит облачные веки.

Тогда слепые небеса
Косматым дымом даль задвинут;
Тогда багрянец древеса,
Вскипая, в сумрак бледный кинут.

Кусты, вскипая, мне на грудь
Хаосом листьев изревутся;
Подъятыми в ночную муть
Вершинами своими рвутся.

Тогда опять тебя люблю.
Остановлюсь и вспоминаю.
Тебя опять благословлю.
Благословлю, за что – не знаю.

Овеиваешь счастьем вновь
Мою измученную душу.
Воздушную твою любовь,
Благословляя, не нарушу.

Холодный, темный вечерок.
Не одинок, и одинок.

1907
Париж



ЛЕТА


Я целовал ее.
Я ей сказал:
          "Придешь?"
           – "Да, да –
          Приду..."

И нет ее,
И гаснет свет,
И ночь
Не превозмочь...
          – "Придешь?"
          – "Нет, нет..." –

Я целовал
Ее,
Я ей шептал:
          – "Вернись
          Опять, – склонись!"
          – "Да, да..."

Замкнулся круг:
От тяжких
Тяжких
Дней
И тяжких
Тяжких
Мук
Устал я,
Друг, –
Устал.
          – "Приди для новых мук..."

Но холод вешних
Струй,
Нездешних
Струй –
Летейских струй, –
Но холод струй
Не возвратит
Дней прошлых, не вернет
Ее.
А без нее молчит душа, уснет...

Она клонилась в сон,
Она –
Шептала мне,
Она –
Явилась мне,
Но счастья не вернула:
          – "Нет,
          Счастья не отдам я –
          Нет..."

И вот сказала мне...
Дыханьем вечера
В мою дохнула грудь:
          – "Тебe идти..." –
          – "Куда идти,
          Куда?..
          Там –
          Плещется вода...
          Туда?"
          – "Да, да!"
          – "Прости!.."

1907
Петровское



ЖАЛОБА


Сырое поле, пустота,
И поле незнакомо мне.
Как бьется сердце в тишине!
Какие хладные места!
Куда я приведен судьбой?..
В пустынный берег бьет Коцит;
И пена бисерной каймой
В прибрежных голышах бежит.
Свежеет... Плещется прибой;
В кудрявой пене темных волн,
Направленный самой судьбой,
Ко мне причалил утлый челн.

Меня влекут слепые силы
В покой отрадный хладных стран; –
И различаю сквозь туман
Я закоцитный берег милый.
Рыдают жалобные пени,
Взлетает гребень на волне,
Безгласные, немые тени
Протягивают руки мне.
Багровые лучи Авроры
Сурово озаряют твердь.
Уныло поднимаю взоры,
Уныло призываю смерть...

1909
Бобровка