Иннокентий Анненский. СКЛАДНИ (Сб. КИПАРИСОВЫЙ ЛАРЕЦ)



ДОБРОДЕТЕЛЬ


1. РАБОЧАЯ КОРЗИНКА

У раздумий беззвучны слова,
Как искать их люблю в тишине я!
Надо только,
                       черна и мертва,
Чтобы ночь позабылась полнее,
Чтобы ночь позабылась скорей
Между редких своих фонарей,
          За углом,
     Как покинутый дом...
Позабылась по тихим столовым,
          Над тобою, в лиловом...
     Чтоб со скатерти трепетный круг
     Не спускал своих желтых разлитий,
     И мерцанья замедленных рук
     Разводили там серые нити,
И чтоб ты разнимала с тоской
Эти нити одну за другой,
     Разнимала и после клубила,
     И сиреневой редью игла
     За мерцающей кистью ходила...
А потом, равнодушно светла,
     С тихим скрипом соломенных петель,
     Бережливо простыни сколов,
     Там заснула и ты, Добродетель,
     Между путанно-нежных мотков...

<1907>


2. СТРУЯ РЕЗЕДЫ В ТЁМНОМ ВАГОНЕ
Dors, dors, mon enfant!*

Не буди его в тусклую рань,
Поцелуем дремоту согрей...
Но сама – вcя дрожащая – встань:
Ты одна, ты царишь... Но скорей!
     Для тебя оживил я мечту.
     И минуты её на счету...
. . . . . . . . . .
Так беззвучна, черна и тепла
Резедой напоенная мгла...
     В голубых фонарях,
     Меж листов на ветвях
          Без числа
Восковые сиянья плывут,
          И в саду,
          Как в бреду,
     Хризантемы цветут...
. . . . . . . . . .
Все, что можешь ты там, все ты смеешь теперь,
     Ни мольбам, ни упрекам не верь!
. . . . . . . . . .
     Пока свечи плывут
     И левкои живут,
Пока дышит во сне резеда –
Здесь ни мук, ни греха, ни стыда...
. . . . . . . . . .
     Ты боишься в крови
     Своих холеных ног,
     И за белый венок
     В беспорядке косы?
     О, молчи! Не зови!
     Как минуты – часы
Не таимой и нежной красы.
                           ...На ветвях,
В фонарях догорела мечта
     Голубых хризантем...
. . . . . . . . . .
Ты очнешься – свежа и чиста,
     И совсем... о, совсем!
     Без смятенья в лице,
     В обручальном кольце
. . . . . . . . . .
Стрелка будет показывать семь...

11 декабря 1908
_________
* Спи, спи, дитя моё! (франц.).



КОНТРАФАКЦИИ


1. ВЕСНА

В жидкой заросли парка береза жила,
И черна, и суха, как унылость...
В майский полдень там девушка шляпу cняла,
И коса у нее распустилась.
Ее милый дорезал узорную вязь,
И на ветку березы, смеясь,
Он цветистую шляпу надел.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
          Это май подглядел
И дивился с своей голубой высоты,
Как на мертвой березе и ярки цветы...


2. ОСЕНЬ

И всю ночь там по месяцу дымы вились,
     И всю ночь кто-то жалостно-чуткий
     На скамье там дремал, уходя в котелок.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
А к рассвету в молочном тумане повис
     На березе искривленно-жуткий
     И мучительно-черный стручок,
     Чуть пониже растрепанных гнезд,
     А длиной – в человеческий рост...
     И глядела с сомнением просинь
     На родившую позднюю осень.



СКЛАДЕНЬ РОМАНТИЧЕСКИЙ


1. НЕБО ЗВЁЗДАМИ В ТУМАНЕ...

Небо звездами в тумане не расцветится,
Робкий вечер их сегодня не зажег...
Только томные по окнам елки светятся,
Да, кружася, заметает нас снежок.

Мех ресниц твоих пушинки закидавшие
Не дают тебе в глаза мои смотреть,
Сами слезы, только сердца не сжигавшие,
Сами звезды, но уставшие гореть...

Это их любви безумною обидою
Против воли твои звезды залиты...
И мучительно снежинкам я завидую,
Потому что ими плачешь ты...


2. МИЛАЯ

"Милая, милая, где ж ты была
Ночью, в такую метелицу?"
– "Горю и ночью дорога светла,
К дедке ходила на мельницу".

"Милая, милая, я не пойму
Речи с словами притворными.
С чем же ты ночью ходила к нему"
– "С чем я ходила? Да с зернами".

"Милая, милая, зерна-то чьи ж?
Жита я нынче не кашивал!"
– "Зерна-то чьи, говоришь? Да твои ж...
Впрочем, хозяин не спрашивал..."

"Милая, милая, где же мука?
Куль-то, что был под передником?"
– У колеса, где вода глубока...
Лысый сегодня с наследником..."
_________
Лысый – водяной.



ДРУГОМУ


Я полюбил безумный твой порыв,
Но быть тобой и мной нельзя же сразу,
И, вещих снов иероглифы раскрыв
Узорную пишу я четко фразу.

Фигурно там отобразился страх,
И как тоска бумагу сердца мяла,
Но по строкам, как призрак на пирах,
Тень движется так деланно и вяло.

Твои мечты – менады по ночам,
И лунный вихрь в сверкании размаха
Им волны кос взметает по плечам.
Мой лучший сон – за тканью Андромаха.

На голове ее эшафодаж,
И тот прикрыт кокетливо платочком.
Зато нигде мой строгий карандаш
Не уступал своих созвучий точкам.

Ты весь – огонь. И за костром ты чист.
Испепелишь, но не оставишь пятен,
И бог ты там, где я лишь моралист,
Ненужный гость, неловок и невнятен.

Пройдут года... Быть может, месяца...
Иль даже дни, – и мы сойдём с дороги,
Ты – в лепестках душистого венца,
Я просто так, задвинутый на дроги.

Наперекор завистливой судьбе
И нищете убого-слабодушной,
Ты памятник оставишь по себе,
Незыблемый, хоть сладостно-воздушный...

Моей мечты бесследно минет день...
Как знать? А вдруг, с душой подвижней моря,
Другой поэт ее полюбит тень
В нетронуто-торжественном уборе...

Полюбит, и узнает, и поймёт,
И, увидав, что тень проснулась, дышит, –
Благословит немой ее полёт
Среди людей, которые не слышат...

Пусть только бы в круженьи бытия
Не вышло так, что этот дух влюблённый,
Мой брат и маг не оказался я,
В ничтожестве слегка лишь подновлённый.



ДВА ПАРУСА ЛОДКИ ОДНОЙ

Нависнет ли пламенный зной,
Иль, пенясь, расходятся волны,
Два паруса лодки одной,
Одним и дыханьем мы полны.

Нам буря желанья слила,
Мы свиты безумными снами,
Но молча судьба между нами
Черту навсегда провела.

И в ночи беззвездного юга,
Когда так привольно-темно,
Сгорая, коснуться друг друга,
Одним парусам не дано...

1904



ДВЕ ЛЮБВИ
<С. В. ф.-Штейн>


Есть любовь, похожая на дым:
Если тесно ей – она дурманит,
Дай ей волю – и ее не станет...
Быть как дым – но вечно молодым.

Есть любовь, похожая на тень:
Днем у ног лежит – тебе внимает,
Ночью так неслышно обнимает...
Быть как тень, но вместе ночь и день...



ОН И Я

Давно меж листьев налились
Истомой розовой тюльпаны,
Но страстно в сумрачную высь
Уходит рокот фортепьянный.

И мука там иль торжество,
Разоблаченье иль загадка,
Но он – ничей, а вы – его,
И вам сознанье это сладко.

А я лучей иной звезды
Ищу в сомненьи и тревожно,
Я, как настройщик, все лады,
Перебираю осторожно.

Темнеет... Комната пуста,
С трудом я вспоминаю что-то,
И безответна, хоть чиста,
За нотой умирает нота.