ДОБРОДЕТЕЛЬ
1.
РАБОЧАЯ КОРЗИНКА
У
раздумий беззвучны слова,
Как
искать их люблю в тишине я!
Надо
только,
черна и мертва,
Чтобы
ночь позабылась полнее,
Чтобы
ночь позабылась скорей
Между
редких своих фонарей,
За углом,
Как покинутый дом...
Позабылась
по тихим столовым,
Над тобою, в лиловом...
Чтоб со скатерти трепетный круг
Не спускал своих желтых разлитий,
И мерцанья замедленных рук
Разводили там серые нити,
И
чтоб ты разнимала с тоской
Эти
нити одну за другой,
Разнимала и после клубила,
И сиреневой редью игла
За мерцающей кистью ходила...
А
потом, равнодушно светла,
С тихим скрипом соломенных петель,
Бережливо простыни сколов,
Там заснула и ты, Добродетель,
Между путанно-нежных мотков...
<1907>
2.
СТРУЯ РЕЗЕДЫ В ТЁМНОМ ВАГОНЕ
Dors,
dors, mon enfant!*
Не
буди его в тусклую рань,
Поцелуем
дремоту согрей...
Но
сама – вcя дрожащая – встань:
Ты
одна, ты царишь... Но скорей!
Для тебя оживил я мечту.
И минуты её на счету...
.
. . . . . . . . .
Так
беззвучна, черна и тепла
Резедой
напоенная мгла...
В голубых фонарях,
Меж листов на ветвях
Без числа
Восковые
сиянья плывут,
И в саду,
Как в бреду,
Хризантемы цветут...
.
. . . . . . . . .
Все,
что можешь ты там, все ты смеешь теперь,
Ни мольбам, ни упрекам не верь!
.
. . . . . . . . .
Пока свечи плывут
И левкои живут,
Пока
дышит во сне резеда –
Здесь
ни мук, ни греха, ни стыда...
.
. . . . . . . . .
Ты боишься в крови
Своих холеных ног,
И за белый венок
В беспорядке косы?
О, молчи! Не зови!
Как минуты – часы
Не
таимой и нежной красы.
...На ветвях,
В
фонарях догорела мечта
Голубых хризантем...
.
. . . . . . . . .
Ты
очнешься – свежа и чиста,
И совсем... о, совсем!
Без смятенья в лице,
В обручальном кольце
.
. . . . . . . . .
Стрелка
будет показывать семь...
11 декабря 1908
_________
*
Спи, спи, дитя моё! (франц.).
КОНТРАФАКЦИИ
1.
ВЕСНА
В
жидкой заросли парка береза жила,
И
черна, и суха, как унылость...
В
майский полдень там девушка шляпу cняла,
И
коса у нее распустилась.
Ее
милый дорезал узорную вязь,
И
на ветку березы, смеясь,
Он
цветистую шляпу надел.
.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Это май подглядел
И
дивился с своей голубой высоты,
Как
на мертвой березе и ярки цветы...
2.
ОСЕНЬ
И
всю ночь там по месяцу дымы вились,
И всю ночь кто-то жалостно-чуткий
На скамье там дремал, уходя в котелок.
.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
А
к рассвету в молочном тумане повис
На березе искривленно-жуткий
И мучительно-черный стручок,
Чуть пониже растрепанных гнезд,
А длиной – в человеческий рост...
И глядела с сомнением просинь
На родившую позднюю осень.
СКЛАДЕНЬ
РОМАНТИЧЕСКИЙ
1.
НЕБО ЗВЁЗДАМИ В ТУМАНЕ...
Небо
звездами в тумане не расцветится,
Робкий
вечер их сегодня не зажег...
Только
томные по окнам елки светятся,
Да,
кружася, заметает нас снежок.
Мех
ресниц твоих пушинки закидавшие
Не
дают тебе в глаза мои смотреть,
Сами
слезы, только сердца не сжигавшие,
Сами
звезды, но уставшие гореть...
Это
их любви безумною обидою
Против
воли твои звезды залиты...
И
мучительно снежинкам я завидую,
Потому
что ими плачешь ты...
2.
МИЛАЯ
"Милая,
милая, где ж ты была
Ночью,
в такую метелицу?"
–
"Горю и ночью дорога светла,
К
дедке ходила на мельницу".
"Милая,
милая, я не пойму
Речи
с словами притворными.
С
чем же ты ночью ходила к нему"
–
"С чем я ходила? Да с зернами".
"Милая,
милая, зерна-то чьи ж?
Жита
я нынче не кашивал!"
–
"Зерна-то чьи, говоришь? Да твои ж...
Впрочем,
хозяин не спрашивал..."
"Милая,
милая, где же мука?
Куль-то,
что был под передником?"
–
У колеса, где вода глубока...
Лысый
сегодня с наследником..."
_________
Лысый
– водяной.
ДРУГОМУ
Я
полюбил безумный твой порыв,
Но
быть тобой и мной нельзя же сразу,
И,
вещих снов иероглифы раскрыв
Узорную
пишу я четко фразу.
Фигурно
там отобразился страх,
И
как тоска бумагу сердца мяла,
Но
по строкам, как призрак на пирах,
Тень
движется так деланно и вяло.
Твои
мечты – менады по ночам,
И
лунный вихрь в сверкании размаха
Им
волны кос взметает по плечам.
Мой
лучший сон – за тканью Андромаха.
На
голове ее эшафодаж,
И
тот прикрыт кокетливо платочком.
Зато
нигде мой строгий карандаш
Не
уступал своих созвучий точкам.
Ты
весь – огонь. И за костром ты чист.
Испепелишь,
но не оставишь пятен,
И
бог ты там, где я лишь моралист,
Ненужный
гость, неловок и невнятен.
Пройдут
года... Быть может, месяца...
Иль
даже дни, – и мы сойдём с дороги,
Ты
– в лепестках душистого венца,
Я
просто так, задвинутый на дроги.
Наперекор
завистливой судьбе
И
нищете убого-слабодушной,
Ты
памятник оставишь по себе,
Незыблемый,
хоть сладостно-воздушный...
Моей
мечты бесследно минет день...
Как
знать? А вдруг, с душой подвижней моря,
Другой
поэт ее полюбит тень
В
нетронуто-торжественном уборе...
Полюбит,
и узнает, и поймёт,
И,
увидав, что тень проснулась, дышит, –
Благословит
немой ее полёт
Среди
людей, которые не слышат...
Пусть
только бы в круженьи бытия
Не
вышло так, что этот дух влюблённый,
Мой
брат и маг не оказался я,
В
ничтожестве слегка лишь подновлённый.
ДВА
ПАРУСА ЛОДКИ ОДНОЙ
Нависнет
ли пламенный зной,
Иль,
пенясь, расходятся волны,
Два
паруса лодки одной,
Одним
и дыханьем мы полны.
Нам
буря желанья слила,
Мы
свиты безумными снами,
Но
молча судьба между нами
Черту
навсегда провела.
И
в ночи беззвездного юга,
Когда
так привольно-темно,
Сгорая,
коснуться друг друга,
Одним
парусам не дано...
1904
ДВЕ
ЛЮБВИ
<С.
В. ф.-Штейн>
Есть
любовь, похожая на дым:
Если
тесно ей – она дурманит,
Дай
ей волю – и ее не станет...
Быть
как дым – но вечно молодым.
Есть
любовь, похожая на тень:
Днем
у ног лежит – тебе внимает,
Ночью
так неслышно обнимает...
Быть
как тень, но вместе ночь и день...
ОН И
Я
Давно
меж листьев налились
Истомой
розовой тюльпаны,
Но
страстно в сумрачную высь
Уходит
рокот фортепьянный.
И
мука там иль торжество,
Разоблаченье
иль загадка,
Но
он – ничей, а вы – его,
И
вам сознанье это сладко.
А
я лучей иной звезды
Ищу
в сомненьи и тревожно,
Я,
как настройщик, все лады,
Перебираю
осторожно.
Темнеет...
Комната пуста,
С
трудом я вспоминаю что-то,
И
безответна, хоть чиста,
За
нотой умирает нота.