Федор Сологуб. ПОСЛЕДНЕЕ УТЕШЕНИЕ (Сб. ПЛАМЕННЫЙ КРУГ)



* * *


Маленькие кусочки счастья, не взял ли я вас от жизни? 

Дивные и мудрые книги,
таинственные очарования музыки,
умилительные молитвы,
невинные, милые детские лица,
сладостные благоухания,
и звёзды, – недоступные, ясные звёзды! 

О, фрагменты счастья, не взял ли я вас от жизни! 

Что же ты плачешь, мое сердце, что же ты ропщешь? 

Ты жалуешься:
«Кратким, 
и более горьким, чем сладким,
обманом промчалась жизнь,
и её нет». 

Успокойся, сердце мое, замолчи.
Твои биения меня утомили.
И уже воля моя отходит от меня.



* * *


Белый мой цветок, таинственно-прекрасный,
Из моей земли, из чёрной ты возник,
На меня глядишь ты, нежный и безгласный,
И понятен мне безмолвный твой язык. 

Ты возник из тьмы, моей мечте навстречу,
Ты зовёшь туда, откуда вышел ты, –
Я твоим вещаньям не противоречу,
К твоему дыханью наклонив мечты. 



* * *


Елисавета, Елисавета,
            Приди ко мне! 
Я умираю, Елисавета,
            Я весь в огне. 
Но нет ответа, мне нет ответа
            На страстный зов.
В стране далёкой Елисавета,
            В стране отцов. 

Её могила, её могила
            В краю ином. 
Она скончалась. Её могила –
            Ревнивый дом. 
Победа смерти не победила
            Любви моей.
Сильна могила, её могила. –
            Любовь сильней. 

Елисавета, Елисавета,
            Приди ко мне! 
Я умираю, Елисавета,
            Я весь в огне
Слова завета, слова завета
            Не нам забыть. 
С тобою вместе, Елисавета,
            Нам надо быть. 

Расторгнуть бремя, расторгнуть бремя
            Пора пришла. 
Земное злое растает бремя,
            Как сон, как мгла. 
Земное бремя, – пространство, время
            Мгновенный дым. 
Земное, злое расторгнем бремя,
            И победим! 

Елисавета, Елисавета,
            Приди ко мне. 
Я умираю, Елисавета,
            Я весь в огне. 
Тебя я встречу в блистаньи света,
            Любовь моя.
Мы будем вместе, Елисавета,
            И ты, и я. 



* * *


Поёт печальный голос
Про тишину ночную,
Глядит небесный лебедь
На линию земную. 

На ней роса мерцает
От четырёх озёр.
В лазоревое море
Она подъемлет взор. 

Поёт печальный голос
О чём-то непонятном.
Пред смертью ль горний лебедь.
В пути ли невозвратном? 

Она в печали нежной,
Она как снег бела,
Её волна колышет,
Её лелеет мгла. 



* * *


           Чиста любовь моя,
           Как ясных звёзд мерцанье,
Как плеск нагорного ручья,
Как белых роз благоуханье 

           Люблю одну тебя,
           Неведомая дева,
Невинной страсти не губя
Позором ревности и гнева. 

           И знаю я, что здесь
           Не быть с тобою встрече:
Твоя украшенная весь
От здешних тёмных мест далече. 

           А мой удел земной –
           В томленьях и скитаньях,
И только нежный голос твой
Ко мне доносится в мечтаньях. 



* * *


Я к ней пришел издалека. 
           Окрест, в полях, прохлада.
И будет смерть моя легка
           И слаще яда. 

Я взоры тёмные склонил. 
           В траву роса упала.
Ещё дышу. Так мало сил.
           Так жизни мало. 

Туман восходит, – и она 
           Идёт, так тихо, в поле.
Поёт, – мне песнь её слышна, –
           Поёт о воле. 

Пришёл. Она ко мне близка. 
           В её очах отрада.
И смерть в руке её легка
           И слаще яда. 



* * *


Я влюблён в мою игру.
Я играя сам сгораю,
И безумно умираю,
И умру, совсем умру.

Умираю от страданий,
Весь измученный игрой,
Чтобы новою зарёй
Вывесть новый рой созданий.

Снова будут небеса, –
Не такие же, как ваши, –
Но опять из полной чаши
Я рассею чудеса.



* * *


Невинный цвет и грешный аромат
                                     Левкоя 
Пленительным желанием томят
                                     Покоя. 

Так сладостно склоняться в полусне
                                     Под тенью 
К желанному и радостному мне
                                     Забвенью, – 

Простивши всё, что было в жизни злом
                                     И мукой, 
Стереть и память даже о былом
                                     Разлукой. 



* * *


Свободный ветер давно прошумел
И промчался надо мною,
Долина моя тиха и спокойна, –
А чуткая стрела 
Над гордою башнею возвышенного дома
Всё обращает своё тонкое остриё
К далёкой и странной области
Мечты. 
Уже и самые острые,
Самые длинные
Лучи 
Растаяли в мглистом безмолвии. 
Туман поднимается
Над топкими берегами реки. 
Усталые дети чего-то просят 
И плачут. 
Наступает 
Моя последняя стража. 

Дивный край недостижим, как прежде,
И Я, как прежде, только я. 



* * *


            Что было, будет вновь,
Что было, будет не однажды. 
            С водой смешаю кровь
Устам, томящимся от жажды. 

            Придёт с высоких гор.
Я жду. Я знаю, – не обманет. 
            Глубок зовущий взор.
Стилет остёр и сладко ранит. 

            Моих коснется плеч.
Приникнет в тайне бездыханной. 
            Потом затопит печь,
И тихо сядет ждать за ванной. 

            Звенящие струи
Прольёт, открыв неспешно краны, 
            И брызнет на мои
Легко означенные раны.

            И дверь мою замкнёт,
И тайной зачарует стены,
            И томная войдёт
В мои пустеющие вены.

            С водой смешаю кровь
Устам, иссохнувшим от жажды.
            Что было, будет вновь.
Что было, будет не однажды. 



* * *


Мы были праздничные дети,
           Сестра и я. 
Плела нам радужные сети
           Коварная Змея. 

Стояли мы, играть не смея
           На празднике весны. 
У злого, радостного Змея
           Отравленные сны. 

Хоть бедных раковин случайно
           Набрать бы у ручья, – 
Нет, умираем, плача тайно,
           Сестра и я. 



* * *


Настало время чудесам.
Великий труд опять подъемлю.
Я создал небеса и землю,
И снова ясный мир создам. 

Настало творческое время.
Земное бремя тлеет вновь.
Моя мечта, моя любовь
Восставит вновь иное племя. 

Подруга-смерть, не замедляй,
Разрушь порочную природу,
И мне опять мою свободу
Для созидания отдай.