Федор Сологуб. ЖЕМЧУЖНЫЕ СВЕТИЛА (Часть 3-я)



ПРОСТАЯ ПЕСЕНКА


         Под остриями
         Вражеских пик
         Светик убитый,
Светик убитый поник. 

         Миленький мальчик
         Маленький мой,
         Ты не вернёшься,
Ты не вернёшься домой. 

         Били, стреляли, –
         Ты не бежал,
         Ты на дороге,
Ты на дороге лежал. 

         Конь офицера
         Вражеских сил
         Прямо на сердце,
Прямо на сердце ступил. 

         Миленький мальчик
         Маленький мой,
         Ты не вернёшься,
Ты не вернёшься домой. 



* * *


Не сияет весна моя.
Холодна, как луна, она.
Не звенит волна у ручья, –
У ручья не звенит волна. 

Не цветут на полях цветы, –
По стеблям только яд течёт.
Ожидает лес темноты,
Из-за гор он колдунью ждёт. 

И плывёт по реке ладья, –
И сидит в той ладье она,
Чародейка злая моя,
Как луна, холодна, бледна.



* * *


Моя усталость выше гор,
Во рву лежит моя любовь,
И потускневший ищет взор,
Где слёзы катятся и кровь.

Моя усталость выше гор,
Не для земли её труды,
И смотрит потускневший взор
На злые, страшные плоды!



* * *


Что говорить, что жизнь изжита,
             Истощена! 
Могильной сенью не прикрыта
             Ещё она. 

И даже тёмный сон могилы
             Не так глубок, – 
У бледной смерти кратки силы,
             Блеснёт восток. 

И всё, что жило и дышало
             И отцвело, 
В иной стране взойдёт сначала
             Свежо, светло.



* * *


Обрыв из глины,
Вверху – берёза да сосна.
Река мелка, но гул стремнины
Звучит, как мощная волна.

На камнях пена,
У берега – водоворот,
А выше – в воду по колена
Забрался мальчик, рыбы ждёт.

Везде – смертельные обманы,
Но разве страшно умереть!
Уж если храбры мальчуганы,
Так нам-то, взрослым, что робеть?



* * *


Змий, царящий над вселенною,
Весь в огне, безумно-злой,
Я хвалю Тебя смиренною,
Дерзновенною хулой. 

Из болотной топкой сырости
Повелел, Великий, Ты
Деревам и травам вырасти,
Вывел листья и цветы. 

И ползущих и летающих
Ты воззвал на краткий срок.
Сознающих и желающих
Тяжкой жизни Ты обрёк. 

Тучи зыблешь Ты летучие,
Ветры гонишь вдоль земли,
Чтоб Твои лобзанья жгучие
Раньше срока не сожгли. 

Неотменны повеления,
Нет пощады у Тебя.
Ты царишь, презрев моления,
Не любя и не губя. 



* * *


Мгновенное явленье красоты,
Взволнован я тобою, –
Чуть различимые черты,
Уже похищенные тьмою. 

Прошла перед моим окном,
И на меня не поглядела, –
За скучным я сидел трудом,
И я уйти не смел от дела. 

И как уйти, куда идти?
Нигде нельзя найти
Руководительные знаки, –
Бесчисленны пути,
Следы повсюду одинаки.



* * *


Мечи отчаянья свергаются с небес,
Наряжены чарующим сияньем,
И говорят, что древний Змий воскрес,
Что он царит и жжёт своим дыханьем.

Он сотворил, чтоб поглотить,
Он равнодушно беспощаден, –
Равно любить, равно губить
Превозносящихся и гадин.

Мечи отчаянья! Стремительное зло!
Весь свет похитивши от мира,
Ты царствуешь спокойно и светло,
И говоришь: «Не сотвори кумира!» 



* * *


Никто не узнает моей глубины,
         Какие в ней тёмные сны,
                    О чём. 

О, если бы кто-нибудь тайну открыл,
         И ярким её озарил
                    Лучом! 

Не я эту долю притворства избрал,
         Скрываться и лгать я устал
                    Давно. 

Но что же мне делать с безумством моим?
         Я чужд и своим и чужим
                    Равно. 

Готов я склониться пред волей иной,
         Любою дорогой земной
                    Идти. 

Но строги веления творческих сил.
         Начертаны вплоть до могил
                    Пути.



* * *


Всю жизнь меня медлительно томила 
         Любовь к иному бытию.
Я скоро к вам, жемчужные светила,
         Направлю алую ладью.

И говорит мне тёмный голос ныне, 
         Что надо жизнь перенести,
Что нет иных путей к святыне,
         Что я на истинном пути.



* * *


В душе моей затхлая мгла.
В ней древо соблазна сокрыто.
Цветенье его ядовито,
Отравлена злая смола.

Колышатся ветви, как тени,
И листья на них не шумят,
И льётся больной аромат
Печали, истомы и лени. 

И если восходит луна
Над мёртвой моею пустыней,
На ветвях повиснувший иней
Осветит печально она. 

Внизу же, где шепчутся воды,
Где всходит таинственный ствол,
Сидит, безобразен и гол,
Растленный хулитель природы.



* * *


Пойми, что гибель неизбежна, 
            Доверься мне,
И успокойся безмятежно
            В последнем сне.

В безумстве дни твои сгорели, – 
            Но что тужить!
Вся жизнь, весь мир – игра без цели!
            Не надо жить. 

Не надо счастия земного, 
            Да нет и сил,
И сам ты таинства иного
            Уже вкусил!



* * *


Привиденья нас боятся
Иль стыдятся, может быть,
И порою к нам стремятся,
Но не могут с нами жить. 

Мы ли бешены и злобны
Иль на них печать суда?
Мы же им во всём подобны,
Кроме знака: «Никогда».



* * *


Веришь в грани? хочешь знать?
Полюбил Её, – святую девственную Мать?
Боль желаний утоли. 
Не узнаешь, не достигнешь здесь, во мгле земли. 

Надо верить и дремать
И хвалить в молитвах тихих девственную Мать. 
Все дороги на земле 
Веют близкой смертью, веют вечным злом во мгле. 



* * *


Грешник, пойми, что Творца
           Ты прогневил: 
Ты не дошёл до конца,
           Ты не убил. 

Дан был тебе талисман
           Вечного зла, 
Но в повседневный туман
           Робость влекла.

Пламенем гордых страстей
           Жечь ты не смел, – 
На перёкрестке путей
           Тлея истлел. 

Пеплом рассыплешься ты,
           Пеплом в золе. 
О, для чего же мечты
           Шепчут о зле!



* * *


Не смейся над моим нарядом,
Не говори, что для него я стар, –
Я зачарую властным взглядом,
И ты познаешь силу чар. 

Я набекрень надвину шляпу,
Я плащ надену на плечо, –
Ты на плече увидишь лапу, –
Химеры дышат горячо. 

С моим лицом лицо химеры
Увидишь рядом ты.
Ты слышишь, слышишь запах серы?
И на груди моей цветы. 

Кинжал. Смеёшься? Стары ножны?
Но он увёртлив, как змея.
Дрожишь? Вы все неосторожны.
Я не смешон. Убью. Безумен я. 



* * *


О, жалобы на множество лучей, 
И на неслитность их!
И не искать бы мне во тьме ключей 
От кладезей моих! 

Ключи нашёл я, и вошёл в чертог, 
И слил я все лучи. 
Во мне лучи. Я – весь. Я – только бог.
Слова мои – мечи.

Я – только бог. Но я и мал, и слаб.
Причины создал я.
В путях моих причин я вечный раб,
И пленник бытия. 



* * *


О, злая жизнь, твои дары –
Коварные обманы!
Они обманчиво пестры,
И зыбки, как туманы. 

Едва успеет расцвести
Красы пленительной избыток,
Уж ты торопишься плести
Иную ткань из тех же ниток. 

И только смерть освободит
Того, кто выпил кубок тленья,
Твоё усердие спешит
Воззвать иные поколенья. 

О, смерть! О, нежный друг!
Зачем в твои чертоги
Не устремятся вдруг
И земнородные, и боги?



* * *


Солнце светлое восходит,
Озаряя мглистый дол,
Где ещё безумство бродит,
Где ликует произвол.

Зыбко движутся туманы,
Сколько холода и мглы!
Полуночные обманы
Как сильны ещё и злы! 

Злобы низменно-ползучей
Ополчилась шумно рать,
Чтоб зловещей, чёрной тучей
Наше солнце затмевать. 

Солнце ясное, свобода!
Горячи твои лучи.
В час великого восхода
Возноси их, как мечи.

Яркий зной, как тяжкий молот,
Подними и опусти,
Побеждая мрак и холод
Заграждённого пути. 

Тем, кто в длительной печали
Гордой волей изнемог,
Озари святые дали
За усталостью дорог. 

Кто в объятьях сна немого
Позабыл завет любви,
Тех горящим блеском слова
К новой жизни воззови.



* * *


Нерон сказал богам державным:
«Мы торжествуем и царим!»
И под ярмом его бесславным
Клонился долго гордый Рим. 

Таил я замысел кровавый.
Час исполнения настал, –
И отточил я мой лукавый,
Мой беспощадно-злой кинжал. 

В сияньи цесарского трона,
Под диадемой золотой,
Я видел тусклый лик Нерона,
Я встретил взор его пустой. 

Кинжал в руке моей сжимая,
Я не был робок, не был слаб, –
Но ликовала воля злая,
Меня схватил Неронов раб. 

Смолою облит, на потеху
Безумных буду я сожжён.
Внимай бессмысленному смеху
И веселися, злой Нерон!  



ХОДИТ, БРОДИТ


Кто-то ходит возле дома. 
Эта поступь нам знакома.
          Береги детей. 
Не давай весёлым дочкам
Бегать к аленьким цветочкам, –
          Близок лиходей. 

А сынки-то, – вот мальчишки! 
Все изорваны штанишки,
          И в пыли спина. 
Непоседливый народец! 
Завели бы хороводец
          В зале у окна. 

«Что ж нам дома! Точно в клетке». 
Вот как вольны стали детки
          В наши злые дни! 
Да ведь враг наш у порога!
Мать! Держи мальчишек строго, –
          Розгой их пугни. 

Детки остры, спросят прямо: 
«Так скажи, скажи нам, мама,
          Враг наш, кто же он?» –
«Он услышит, он расскажет,
А начальник вас накажет». –
          «Ах, так он – шпион! 

Вот, нашла кого бояться!
Этой дряни покоряться 
          Не хотим вовек.
Скажем громко, без уклона,
Что пославший к нам шпиона –
          Низкий человек. 

Мы играем, как умеем,
И сыграть, конечно, смеем 
          Всякую игру.
Пусть ползут ужом и змеем, –
И без них мы разумеем,
          Что нам ко двору». 

Ходит, бродит возле дома.
Злая поступь нам знакома. 
          Вот он у дверей.
Детки смелы и упрямы,
Не боятся старой мамы. 
          Не сберечь детей. 



* * *

Вячеславу Иванову

В тебе не вижу иноверца.
Тебя зову с надеждой Я.
Дракон – Моё дневное сердце,
Змея – ночная грусть Моя.

Я полюбил отраду Ночи, –
Но в праздник незакатный Дня
Ты не найдёшь пути короче
Путей, ведущих от Меня. 

Напрасно прославляешь Солнце,
Гоня Меня с твоих высот, –
Смеясь на твой призыв, Альдонса
Руно косматое стрижёт. 

От пламенеющего Змея
Святые прелести тая,
Ко мне склонилась Дульцинея:
Она – Моя, всегда Моя.

Не о борьбе она Мне скажет,
Она, чей голос слаще арф.
Она крестом на Мне повяжет
Не на победу данный шарф.

Простосердечную Альдонсу
За дух козлиный не казня,
Я возвестил тебе и Солнцу
Один завет: «Люби Меня». 



* * *


В мантии серой
С потупленным взором,
Печальный и бледный,
Предстал Абадонна.
Он считает и плачет,
Он считает
Твои, о брат Мой,
Рабские поклоны.
Безмолвный,
Он тайно вещает
Мой завет: 

«Мой брат,
Пойми:
Ты – Я.
Восстань!
Ты – Я,
Сотворивший
Оба неба, –
И небо Адонаи,
И небо Люцифера.

Адонаи сжигает
И требует поклоненья.
Люцифер светит,
И не требует даже признанья». 

Вот что, безмолвный,
Тайно вещает
Абадонна.



* * *


Разбудил меня рано твой голос, о Брама! 
                Я прошла по росистым лугам,
Поднялась по ступеням высокого храма
                И целую священный Лингам. 

                Он возложен на ткани узорной,
                Покрывающей древний алтарь.
                Стережёт его голый и чёрный,
                Диадемой увенчанный царь. 

На священном Лингаме ярка позолота, 
                Сам он чёрен, громаден и прям...
Я закрою Лингам закрасневшимся лотосом,
                Напою ароматами храм. 

                Алтарю, покрывалу, Лингаму
                Я открою, что сладко люблю.
                Вместе Шиву, и Вишну, и Браму я
                Ароматной мольбой умолю. 



* * *


Если знаешь светлый путь,
Если сердце выбилось из пут, 
Если любишь дол в сиянии зари, – 
Смело двери отвори 
Утром рано. 
Заиграй на флейте 
Песни алых дней. 
Над багряностью пылающих углей 
Тени серые ещё не вьются, – рано. 
Заиграй, всколыхни 
Лёгкий занавес тумана. 
Заиграй, взметни 
Выше неба тонкий звук, 
Победитель злых разлук.



* * *


Тени резкие ты бросил, 
        Пересекшие весь дол. 
Ты на небе цветом алым, 
        Солнцем радостным расцвёл. 
Ты в траве росой смеёшься,
        И заря твоя для всех. 
Дрогнул демон злой, услышав
        Побеждающий твой смех. 
Ты ликуешь в ясном небе, 
        Сеешь радость и печаль, 
Видишь солнце, горы, море, 
        И опять стремишься вдаль.



* * *


На холмах заревых таинственную быль
Я вязью начертал пурпурно-ярких знаков.
Шафран и кардамон, и томную ваниль
Вмешал я в омег мой и в сон багряных маков. 

За стол торжеств я сел с ликующим лицом,
И пью я терпкий мёд, и сладкий яд вкушаю,
И в пиршественный ковш, наполненный вином, 
Играющую кровь по капле я вливаю.

Спешите все на мой весёлый фестивал!
Восславим Айсу мы, и все её капризы.
Нам пьяная печаль откроет шумный бал,
Последние срывая дерзко с тела ризы.

Любуйтесь остротой сгибаемых локтей,
Дивитесь на её полуденную кожу!
Я муки жгучие, и лакомства страстей,
И пряности ядов медлительно умножу. 

Под звоны мандолин, под стоны звонких арф
Изысканных личин развязывайте банты, –
На мраморном полу рубино-алый шарф,
У ясписных колонн нагие флагелланты. 



* * *


На заре, заре румяной
Полоса за полосой, – 
Тон лиловый, тон багровый, тон багряный
Жаркой, алою обрызганы росой. 

Крупноцветны анемоны,
Красны бусыньки брусник.
На заре румяной запестрели склоны.
Вопленницы милой заалелся лик. 

И сапфиры, и рубины
Ярки в алости зари. 
Распускайтесь, расцветайте, алы крины,
Ты, заря, заря кровавая, гори. 

Заливай холмы пожаром,
Яркий пламень заревой,
И в ответ багряным, пламенным угарам
Ты, свирель звончатая, взывай и вой.



* * *


        Заряла, озаряла,
Свирель взбудившая заря.
        Желанная зарьяла,
Зарёй багряною горя. 

        Довольно алых пыток.
Храни, заря, избыток сил. 
        Стремительный напиток
Уже довольно усладил. 

        Пылающие стынут.
На них с вершин смотрю, 
        Пока ещё не кинут
Покров на жаркую зарю. 

        Развязанные кольца,
Звеня, уж выпали из рук.
        Умолкли колокольца,
И близок сердца тёмный стук.



* * *


Пришла опять, желаньем поцелуя 
          И грешной наготы
В последний раз покойника волнуя,
          И сыплешь мне цветы. 

А мне в гробу приятно и удобно. 
          Я счастлив, – я любим!
Восходит надо мною так незлобно
          Кадильный синий дым. 

Басит молодожён, румяный дьякон, 
          Кадит со всех сторон,
И милый лик возлюбленной заплакан,
          И грустен, и влюблён. 

Прильнёт сейчас к рукам, скрещённым плоско, 
          Румяный поцелуй.
Целуй лицо, – оно желтее воска.
          Любимая, целуй! 

Склонясь, раскрой в дрожаньи белой груди 
          Два нежные холма.
Пускай вокруг смеются злые люди, – 
          Засмейся и сама.



* * *


Перехитрив мою судьбу,
Уже и тем я был доволен,
Что весел был, когда был болен,
Что весел буду и в гробу. 

Перехитрив мою судьбу,
Я светлый день печалью встретил,
И самый ясный день отметил
Морщиной резкою на лбу.

Ну, что же, злись, моя судьба!
Что хочешь, всё со мною делай.
Ты не найдёшь в природе целой
Такого кроткого раба. 

Ну, что же, злись, моя судьба!
Беснуйся на моё терпенье.
Готовь жестокое мне мщенье,
Как непокорная раба. 



* * *


Краем прибережной кручи
Мы в ночной въезжаем лес.
Бледен свет луны сквозь тучи
В тёмном таинстве небес. 

Снежным лесом едем, едем.
Кто-то тронул мне плечо.
Нашим призрачным соседям
И зимою горячо. 

Им под пологом мятелей 
Не земные снятся сны. 
Им летят на ветки елей 
Сказки белые луны. 



* * *


Плещут волны перебойно,
Небо сине, солнце знойно,
Алы маки под окном,
Жизнь моя течёт спокойно,
И роптать мне непристойно
Ни на что и ни о чём. 

Только грустно мне порою,
Отчего ты не со мною,
Полуночная Лилит,
Ты, чей лик над сонной мглою,
Скрытый маскою – луною,
Тихо всходит и скользит. 

Из-под маски он, туманный,
Светит мне, печально-странный, –
Но ведь это – всё ж не ты!
Ты к стране обетованной,
Долгожданной и желанной
Унесла мои мечты.

Что ж осталось мне? Работа,
Поцелуи да забота
О страницах, о вещах.
За спиною – страшный кто-то,
И внизу зияет что-то,
Притаясь пока в цветах. 

Шаг ступлю, ступлю я прямо.
Под цветами ахнет яма,
Глина сухо зашуршит.
То, что было богом храма,
Глухо рухнет в груду хлама, –
Но шепну опять упрямо:
«Где ты, тихая Лилит?»  



* * *


Я часть загадки разгадал,
И подвиг Твой теперь мне ясен.
Коварный замысел прекрасен,
Ты не напрасно искушал. 

Когда Ты в первый раз пришёл
К дебелой, похотливой Еве,
Тебя из рая Произвол
Извёл ползущего на чреве. 

В веках Ты примирился с Ним.
Ты усыпил Его боязни.
За первый грех Твой, Елогим,
Послали мудрого на казни. 

Так, слава делу Твоему!
Твоё ученье слаще яда,
И кто вкусил его, тому
На свете ничего не надо.



* * *


Похвалы земному раю
Пусть бы юные пропели,
В жизнь вступившие едва, –
Я же песен не слагаю.
Знаю, людям надоели
Эти жалкие слова. 

Труден подвиг отреченья.
Бьётся скованная сила.
Горько мне, что не пою.
Бог простит мне прегрешенья.
Жизнь тоскою отравила
Душу бедную мою.  



* * *


Там, внизу, костры горели,
И весёлые шли танцы
Вкруг разложенных огней, –
Но без смысла и без цели
Я раскладывал пасьянсы
В келье замкнутой моей, 

И боролся я с тоскою,
Сердце, в духе древней Спарты,
Болью тёмной веселя,
И смеялись надо мною
Все разложенные карты
От туза до короля.



* * *


Светлый дом мой всё выше.
Мудрый зодчий его создаёт.
На его перламутровой крыше
Не заплачет тоскующий кот. 

Тень земного предмета
Попадёт ли на вышку мою,
Где, далёкий от внешнего света,
Я мечту увенчаю мою? 

Как бы низко ни падало солнце,
К горизонту багрово скользя,
Но в моё золотое оконце
Низкой тени подняться нельзя. 

Цепенейте, долины, во мраке
И безумствуйте в мглистом бреду, –
К вам, свирепые ночью собаки,
Никогда уже я не сойду. 



* * *


Проснувшися не рано,
Я вышел на балкон.
Над озером Лугано
Дымился лёгкий сон.
От горных высей плыли
Туманы к облакам,
Как праздничные были,
Рассказанные снам.
Весь вид здесь был так дивен,
Был так красив весь край,
Что не был мне противен
Грохочущий трамвай.
Хулы, привычно строгой,
В душе заснувшей нет.
Спокоен я дорогой,
Всем странам шлю привет.
Прекрасные, чужие, –
От них в душе туман;
Но ты, моя Россия,
Прекраснее всех стран.



* * *


             Печалью бессонной
Невестиных жарких желаний
От смертного сна пробуждённый
             Для юных лобзаний,
Он дико рванулся в могиле, –
И доски рукам уступили.
Досками он землю раздвинул, –
             И крест опрокинул.

Простившись с разрытой могилой
И сбросивши саван, он к милой
Пошел потихоньку с кладбища, –
Но жаль ему стало жилища,
Где было так мёртво-бездумно...
Шумела столица безумно
             Пред ним, и угрюмый
Стоял он, томясь непонятно
             Тяжёлою думой:
К невесте идти иль обратно? 



* * *


Ты от жизни оторвался
И с мечтою сочетался, –
Не бери земной подруги,
Не стремись к минутным целям:
Не заснут седые вьюги,
Не прильнут к дремотным елям, –
Их жестокие боренья
Далеки от утомленья.  



* * *


Зелень тусклая олив,
Успокоенность желания.
Безнадёжно молчалив
Скорбный сон твой, Гефсимания. 

В утомленьи и в бреду,
В час, как ночь безумно стынула,
Как молился Он в саду,
Чтобы эта чаша минула! 

Было тёмно, как в гробу.
Мать великая ответила
На смиренную мольбу
Только резким криком петела. 

Ну, так что ж! Как хочет Бог,
В жизни нашей так и сбудется,
А мечтательный чертог
Только изредка почудится.

Всякий буйственный порыв
Гасит холодом вселенная.
Я иду в тени олив,
И душа моя – смиренная. 

Нет в душе надежд и сил,
Умирают все желания.
Я спокоен, – я вкусил
Прелесть скорбной Гефсимании. 



* * *


Опять ночная тишина 
Лежит в равнине омертвелой. 
Обыкновенная луна 
Глядит на снег, довольно белый.

Опять непраздничен и синь
Простор небесного молчанья,
И в глубине ночных пустынь
Всё те же звёздные мерцанья. 

И я, как прежде, жалкий раб,
Как из моих собратьев каждый,
Всё так же бледен, тих и слаб,
Всё тою же томлюсь я жаждой. 

Мечтать о дивных чудесах
Хочу, как встарь, – и не мечтаю,
И в равнодушных небесах
Пророчеств новых не читаю.

И если по ночным снегам,
Звеня бубенчиками бойко,
Летит знакомая всем нам
По множеству романсов тройка,  

То как не улыбнуться мне
Её навязчивому бреду!
Не сяду в сани при луне,
И никуда я не поеду. 



* * *


Коля, Коля, ты за что ж
Разлюбил меня, желанный?
Отчего ты не придёшь
Посидеть с твоею Анной?

На меня и не глядишь,
Словно скрыта я в тумане.
Знаю, милый, ты спешишь
На свидание к Татьяне. 

Ах, напрасно я люблю,
Погибаю от злодеек.
Я эссенции куплю
Склянку на десять копеек. 

Ядом кишки обожгу,
Буду громко выть от боли.
Жить уж больше не могу
Я без миленького Коли.

Но сначала наряжусь,
И, с эссенцией в кармане,
На трамвае прокачусь
И явлюсь к портнихе Тане. 

Злости я не утаю,
Уж потешусь я сегодня.
Вам всю правду отпою,
И разлучница, и сводня. 

Но не бойтесь, – красоты
Ваших масок не нарушу,
Не плесну я кислоты
Ни на Таню, ни на Грушу.

«Бог с тобой! – скажу в слезах. –
Утешайся, грамотейка!
При цепочке, при часах,
А такая же ведь швейка!» 

Говорят, что я проста,
На письме не ставлю точек.
Всё ж, мой милый, для креста
Принеси ты мне веночек.

Не кручинься, и, обняв
Талью новой, умной милой,
С нею в кинематограф
Ты иди с моей могилы. 

По дороге ей купи
В лавке плитку шоколада,
Мне же молви: «Нюта, спи!
Ничего тебе не надо. 

Ты эссенции взяла
Склянку на десять копеек,
И в мученьях умерла,
Погибая от злодеек».



* * *


Изнурённый, утомлённый
Жаждой счастья и привета,
От лампады незажжённой
Жди таинственного света.

Не ропщи, не уклоняйся
От дороги, людям странной,
Но смиренно отдавайся
Чарам тайны несказанной,

За невидимой защитой,
С неожиданной отрадой,
Пред иконою сокрытой
С незажжённою лампадой.  



КРАСОТА ИОСИФА


Залиха лежала, стеная, на пышной постели,
И жёны вельмож Фараона пред нею сидели. 

«Залиха, скажи нам, какой ты болезнью страдаешь?
Печально ты смотришь, горишь ты, – как  свечка, ты таешь». –

«Подруги, я стражду, больная мятежною страстью,
Желание жгучее пало на сердце напастью». – 

«Высокая доля уносит в поток наслаждений, –
Тебе ли знакомы несытые вздохи томлений!» – 

«О, если б имела, подруги, я всё, что б хотела!
О, если бы воля моя не знавала предела!» – 

«Но что невозможно, о том бесполезны и грёзы
Безумны желанья, безумны горючие слёзы!» – 

«Для вас, о подруги, мои непонятны мученья,
Но вам покажу я предмет моего вожделенья.

Вы сами желанья почуете лютое жало».
Залиха за чем-то рабыню тихонько послала, 

И снова к подругам: «Покушайте, вот апельсины.
Ах, если бы в сладостях было забвенье кручины!» 

Едва апельсинов коснулись ножи золотые,
У входа зазыблились быстро завесы цветные. 

Тяжёлые складки рукою проворной отбросив,
Вошёл и склонился смиренно красавец Иосиф, 

И по полу твёрдо ступая босыми ногами,
Приблизился к гостьям и скромно поник он очами. 

Горячая кровь на ланитах его пламенела,
Смуглело загаром прекрасное, стройное тело. 

И вскрикнули жёны, с Иосифа глаз не спускают, 
Как руки ножами порезали, сами не знают.

Плоды окровавлены, – гостьям как будто не больно. 
И рада Залиха, на них улыбнулась невольно. 

«Вы полны восторгом, едва вы его увидали.
Судите же сами, какие терплю я печали! 

Он – раб мой! Его каждый день, как рабыня, прошу я, 
Никак не могу допроситься его поцелуя!» – 

«Теперь, о подруга, твои нам понятны мученья,
Мы видели сами предмет твоего вожделенья!» 



* * *


В тебя, безмолвную, ночную,
Всё так же верно я влюблён,
И никогда не торжествую,
И жизнь моя – полдневный сон. 

Давно не ведавшие встречи,
Ты – вечно там, я – снова здесь,
Мы устремляем взор далече,
В одну мечтательную весь. 

И ныне, в час лукавый плена,
Мы не боимся, не спешим.
Перед тобой моя измена, –
Как легкий и прозрачный дым. 

Над этим лучезарным морем,
Где воздух сладок и согрет,
Устами дружными повторим
Наш тайный, роковой завет. 

И как ни смейся надо мною
Жестокий, полуденный сон, –
Я роковою тишиною
Твоих очей заворожён.



* * *


Беспредельно утомленье,
Бесконечен тёмный труд.
Ночь зарёй полночной светит.
Где же я найду терпенье,
Чтоб до капли выпить этот
         Дьявольский сосуд? 

Посмотрите, – поседела
У меня уж голова.
Я, как прежде, странник нищий,
Ах, кому ж какое дело
До того, что мудрый ищет 
         Вечные слова!  



* * *


Здесь, над милой Кондаминой,
Где нежна природа-мать,
Веет лаской голубиной
Он, умеющий играть, 

Взоры благостные клонит
К расцветанию мимоз,
И на дальний север гонит
Откровенно злой мороз.

Даль морская голубеет,
Светел каждый уголок, –
Но порою вдруг повеет
Тихий, лёгкий холодок. 

Станет молча за спиною
Та, кто вечно сторожит,
И костлявою пятою
В гулкий камень постучит.