Федор Сологуб. ВЛЮБЛЕННОСТЬ (Сб. АЛЫЙ МАК)



* * *


Всё прекрасно в мире нашем!
Слышишь, бьётся в жилах кровь, –
Как вино по ёмким чашам,
По сердцам кипит любовь.

Как светильники на пире
Ярким пламенем горят,
Светлой правды в нашем мире
Взоры яркие блестят. 

Как фиалки запах нежный,
В мирозданьи разлита
И стихиею безбрежной
Нежно плещет красота. 

Есть печали, есть разлуки, –
Утешительница есть,
Дружба, дружеские руки
Торопящаяся свесть. 

Путь ли трудный выбрать нужно,
Но сладчайшая одна
Есть утеха, – с мужем дружно
В путь идущая жена.  



* * *


В ночной воде купаться мило:
Она темна, она тепла,
Пленительная охватила
И так любовно повлекла. 

В полях туман блуждает белый,
Трава ночную влагу пьёт,
И в роще соловей несмелый
О чем-то сладостно поёт. 

Я слышу близко поцелуи.
Иль это вздохи? Не пойму.
Отрадные согрели струи
Меня, влюблённого во тьму.  



* * *


Звенящее детское пенье
Я слушал в торжественный день,
И в душу сошло умиленье,
Утраченной юности тень. 

Под сводами храма звучали
Как будто бы гимны небес.
Забылись мирские печали,
Рой мелких желаний исчез, 

И звуки встречал я так жадно
Раскрытой душою моей,
И было смотреть мне отрадно
На глупые лица детей. 



* * *


Что в жизни мне всего милей?
Не это ль светлое мечтанье
Под тихозвучное журчанье
Твоё, пленительный ручей? 

И как мне радостны пески,
Кусты, и мирная равнина,
И нежная от влаги глина,
И разноцветные жучки. 



* * *


В синем небе тучки белые,
Словно в речке детки смелые.
Ветер носится над нивою,
Словно конь с косматой гривою. 

Детки весело купаются,
Словно тучки колыхаются.
Конь бежит дорогой торною,
Словно ветер с бурей чёрною.  



* * *


Тихо веет ветер,
Сладкий, как вино.
Поскорее настежь
Распахну окно. 

Предо мною липы
Льётся аромат,
Листьями чуть слышно
Ветки шелестят, 

Пламенеет небо,
Горы, облака,
И, колыша струи,
Искрится река. 



* * *


Не гаси в своём сердце пожар,
И часы-мимолетки лови
Упоительно-сладостных чар
Восхитительно нежной любви.

Ненадолго нам юность дана.
Скоро стынет горячая кровь.
Знает молодость только одна
Молодую, живую любовь.  



СЛЁЗЫ


Ты печальна. Друг мой, слёзы
Робкой волей не глуши:
С ними легче жизни грозы
Для тоскующей души.
Слёзы – слабому отрада;
Слёзы женщине-рабе
Богом даны, как услада
В угнетающей судьбе.
У арабов есть сказанье,
Что из светлых женских слёз,
Пролитых в ночи страданья,
Появились кущи роз.
Благовонными цветами
Украшается весна,
Но росистыми слезами
Омывает их она...
Не стыдись же слёз и плача,
Не стыдись, моё дитя;
Провожай ты горе, плача,
Не безвыходно грустя;
И из слёз, тобой пролитых,
В сердце чутком скоро вновь
Вместо горестей забытых
Зацветёт твоя любовь. 



* * *


Ярко солнце блещет, –
Взор к земле прикован,
Тленной красотою
Разум очарован. 

Потемнеет небо,
Звёзды загорятся, –
Смело в бесконечность
Думы устремятся. 

Солнце – лжи источник,
Обольстивший очи;
Правда – собеседник
Бодрствующей ночи.  



* * *


И сердце склонялось ко сну,
И тени мои вырастали,
И снова меня в тишину
         Погружали, 

А поезд на рельсах гремел.
Мечтал я лесами и нивой,
И небом над миром висел 
         Я, счастливый.   



* * *


Наперекор осенней скуке
Кистями красными рябин
Я утешаюся в разлуке
С пахучей радостью долин. 

Люблю томительное время
Я на террасе провожать,
Люблю рябиновое семя
Из красных ягод вынимать, 

Люблю и лёгкий вкус миндальный
Семян-малюток, и к чему
Я стану думою печальной
Мешать покою моему? 



* * *


Что когда-то жило,
Что взяла могила,
По ночам встаёт,
Грусть-тоску наводит,
И желаньем бродит,
И мечтой цветёт, 

И от сна земного
Воскресают снова
Звуки и цвета,
И во мраке ночи
Вновь сверкают очи,
Говорят уста. 



* * *


Я пришла к тебе в порфире
И в венце из жемчугов,
Чтоб сказать, что в целом мире
Дорог мне один твой кров. 

И потом пришла с цветами,
Окроплёнными росой,
Чтобы с грустными глазами
Постоять перед тобой. 

И опять пришла босая,
В ризе бедной и простой,
Робких глаз не поднимая,
Как раба, перед тобой. 

И теперь пришла нагая,
Потому что страсть зажглась, –
И вздыхая, и желая,
Я навеки отдалась. 



* * *


Когда приходит в час внезапный
Любовь безумная, как сон,
Кто спросит: «Был ли сон желанный?
Не поиграть ли нам в серсо?»

Не поворотишь колесо
Времён назад к стране туманной,
Где сон над жизнью вознесён,
Над жизнью милой и внезапной. 



* * *


Над красавицею Сеной
Еду я по Malaquai.
Сердце так же веселится,
Как на милой на Оке, 

Позабыв о тёмном плене,
О скитальческой тоске.
Пылью лёгкою дымятся
Quais Voltaire et Malaquai. 



ТРОИЦЫН ДЕНЬ


В Троицу, в Троицу пахучи берёзки.
В Троицу, в Троицу зелёная трава.
В Троицу, в Троицу и камни не жёстки.
В Троицу, в Троицу ласковы слова. 

Троицын день самый душистый,
Самый радостный день в году.
Троицын день пташкой серебристой
Поёт-заливается в каждом саду. 

В Троицу, в Троицу священные ветки.
В Троицу, в Троицу святая вода.
В Троицу, в Троицу весёлые детки.
В Троицу, в Троицу не плачут никогда. 

Троицын день весь в надежде
На ясный расцвет жизни молодой.
Троицын день нынче, как прежде,
Звучный, зелёный, яркий, золотой. 



* * *


Обыдиотилась совсем,
Такая стала несравненная,
Почти что ничего не ем
И улыбаюсь, как блаженная, 

И, если дурой назовут,
Приподниму я брови черные.
Мои мечты в раю цветут,
А здесь все дни мои покорные.

Быть может, так и проживу
Никем не узнанной царицею,
Дразня стоустую молву
Всегда безумной небылицею.  



* * *


Не презирай хозяйственных забот,
Люби труды серпа в просторе нивы,
И пыль под колесом, и скрип ворот,
И благостные кооперативы. 

Не говори: «Копейки и рубли!
Завязнуть в них душой – такая скука!»
Во мгле морей прекрасны корабли,
Но создаёт их строгая наука. 

Молитвы и мечты живой сосуд,
Господень храм, чертог высокий Отчий,
Его внимательно расчислил зодчий.
Его сложил объединённый труд.

А что за песни спят еще в народе!
Какие силы нищета гнетёт!
Не презирай хозяйственных забот, –
Они ведут к восторгу и к свободе. 



* * *


Когда тебя заставят выбирать 
         Направо путь иль путь налево,
И на обоих станут угрожать 
         Двоякою личиной гнева, 

         И скажут, злобясь и дразня:
         «Подумай, выбирай любое,
Иди направо, потеряй коня,
Налево, – сам погибни в лютом бое», – 

         Не выбирай, и не иди
По той стезе, которая открыта.
         Путь заграждённый впереди,
Он – твой! Дерзанье – смелому защита.