Федор Сологуб. МЕЧТА (Сб. АЛЫЙ МАК)



* * *


Ах, мечта о многом говорит!
Вешний лес, таинственная тень,
Вешняя, пленительная лень.
Ах, мечта о многом говорит! 

Позабуду всё, что близко здесь
Докучает, мучит и томит.
Для меня мечта – покров и щит.
Предо мной – украшенная весь. 

Ах, мечта улыбчиво-пестра!
Огнецветы на моём пути
Рассыпает, – пахнуть и цвести.
Ах, мечта улыбчиво-пестра! 

Кто устал грустить, бегите к ней.
Утомлённому мечтать пора.
Пламенем одетая Сестра
Мне венок сплетает из огней. 

Ах, мечта сжигает дымный день!
И когда она подносит яд,
От неё и смерти будешь рад.
Ах, мечта сжигает дымный день!  



* * *


Вокруг туман. Не знаю сам,
Зачем подъят фиал вечерний.
Мечта томит всё суеверней,
В душе воссоздан древний храм,
И к недоступным небесам
Подъемлю вновь фиал вечерний. 

О суеверная мечта!
Печален пир мой одинокий!
Склонился сон глубокоокий,
Лобзая бледные уста.
Завеса полуподнята, –
Но грустен пир мой одинокий.  



* * *


Я, мечтавший одиноко,
Был для мира слеп и глух,
Но не зорями ль востока
Озарён восставший дух? 

И не к алому ль восходу
В расцветающей тиши
Устремляю я свободу
Вдруг встревоженной души? 



* * *


       Всё минувшее забыто,
И мечта, как старый Репосчёт, 
       Ожиданьям и надеждам
Человечий образ придаёт. 

       Изукрашены чертоги,
Дышит смех в торжественных садах, 
       Люди светлые проходят,
И горит весёлость в их глазах. 



* * *


Блаженство мне – мои страданья.
Предтечи смерти – увяданья
С отрадой вижу я черты.
Так увядание берёзы
Её листву оденет в грёзы
Неизъяснимой красоты.    



* * *


Там, где улицы так гулки,
Тихо барышня идёт,
А её уж в переулке
Близко, близко ангел ждёт.

Крыльев ангелу не надо, – 
          Светлый дух,
От людей не отличаясь,
          Он глядит. 

Подал девушке он руку
И ведёт её туда,
На неведомую реку,
Где нездешняя вода.

У него в очах отрада, – 
          Светлый дух!
Тихо деве улыбаясь,
          Он глядит.

Перед ними блеск чертога,
Восходящего до звезд.
Вместе всходят до порога
На сияющий подъезд. 

Тихо спрашивает дева: 
          «Где же рай?»
Ей привратник отвечает:
          «Наверху». 

Перед ней открылись двери.
Сердце замерло в груди.
Светлый рай обещан вере.
Что же медлишь ты? Войди. 

Звуки дивного напева. 
          Светлый рай
Перед девою ликует
          Наверху. 

Поднимается на лифте,
И не рай, квартира тут.
Ах, мечтанья, осчастливьте
Хоть на двадцать пять минут.   



* * *


          Мне короли сказали:
          «О чём твоя печаль?
Сложи воздушные вуали,
          И к берегу причаль». 

И я смиренно отвечала:
          «Простите, короли,
          В моей ладье причала
          Для тёмной нет земли. 

Быть может, вас я опечалю,
          Четыре короля,
          Но я туда причалю,
          Где милая земля.

          Уста мои не алы,
          И кормчий мой устал,
          А вы откройте залы
Для дев, мечтающих про бал».

Растроганный моей печалью,
          Один из королей
          Сказал мне, что за далью
          Есть много кораблей. 

          И все зарёю алой
          К неведомой земле
Пойдут за мною, за усталой,
          Тоскующей во мгле. 

И я, сплетя венок азалий,
          Послала королю
          Сказать из милых далей,
          Что я его люблю, 

Но для его седых метелей,
          В его немую мглу
          Я не сойду с качелей,
          Поющих мне хвалу.  



* * *


Мечты о славе! Но зачем
Кумир мне бронзовый иль медный,
Когда я в жизни робко-нем,
Когда я в жизни странник бледный? 

На шумных улицах, где я
Иду, печальный и усталый,
Свершать в пределах жития
Мой труд незнаемый и малый, 

На перекрёстке, где-нибудь,
Моё поставят изваянье,
Чтоб опорочить скорбный путь
И развенчать моё изгнанье. 

О суета! О бедный дух!
Честолюбивое мечтанье!
Враждебно-чуждых жизней двух
Столь незаконное слиянье!

Я отрекаюсь наперёд
От похвалы, от злой отравы,
Не потому, что смерть взойдёт
Предтечею ненужной славы, 

А потому, что в мире нет
Моим мечтам достойной цели,
И только ты, нездешний свет,
Чаруешь сердце с колыбели.




ВЕСЬ СБОРНИК

                                      СКАЧАТЬ ВЕСЬ СБОРНИК