АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ
Он мне шепчет: «Своевольный,
Что ты так уныл?
Иль о жизни прежней, вольной,
Тайно загрустил?
Полно! Разве всплески, речи
Сумрачных морей
Стоят самой краткой встречи
С госпожой твоей?
Так ли с сердца бремя снимет
Голубой простор,
Как она, когда поднимет
На тебя свой взор?
Ты волен предаться гневу,
Коль она молчит,
Но покинуть королеву
Для вассала – стыд».
Так и ночью молчаливой,
Днем и поутру
Он стоит, красноречивый,
За свою сестру.
ДВЕ РОЗЫ
Перед воротами Эдема
Две розы пышно расцвели,
Но роза – страстности эмблема,
А страстность – детище земли.
Одна так нежно розовеет,
Как дева, милым смущена,
Другая, пурпурная, рдеет,
Огнем любви обожжена.
А обе на Пороге Знанья…
Ужель Всевышний так судил
И тайну страстного сгоранья
К небесным тайнам приобщил?!
ДЕВУШКЕ
Мне не нравится томность
Ваших скрещенных рук,
И спокойная скромность,
И стыдливый испуг.
Героиня романов Тургенева,
Вы надменны, нежны и чисты,
В вас так много безбурно-осеннего
От аллеи, где кружат листы.
Никогда ничему не поверите,
Прежде чем не сочтете, не смерите,
Никогда никуда не пойдете,
Коль на карте путей не найдете.
И вам чужд тот безумный охотник,
Что, взойдя на нагую скалу,
В пьяном счастье, в тоске
безотчетной
Прямо в солнце пускает стрелу.
НА МОРЕ
Закат. Как змеи, волны гнутся,
Уже без гневных гребешков,
Но не бегут они коснуться
Непобедимых берегов.
И только издали добредший
Бурун, поверивший во мглу,
Внесется, буйный сумасшедший,
На глянцевитую скалу
И лопнет с гиканьем и ревом,
Подбросив к небу пенный клок…
Но весел в море бирюзовом
С латинским парусом челнок;
И загорелый кормчий ловок,
Дыша волной растущей мглы
И, от натянутых веревок,
Бодрящим запахом смолы.
СОМНЕНИЕ
Вот я один в вечерний тихий час,
Я буду думать лишь о вас, о вас,
Возьмусь за книгу, но прочту: «она»,
И вновь душа пьяна и смятена.
Я брошусь на скрипучую кровать,
Подушка жжет… нет, мне не спать, а
ждать.
И крадучись я подойду к окну,
На дымный луг взгляну и на луну,
Вон там, у клумб, вы мне сказали
«да»,
О это «да» со мною навсегда.
И вдруг сознанье бросит мне в ответ,
Что вас, покорной, не было и нет,
Что ваше «да», ваш трепет, у сосны
Ваш поцелуй – лишь бред весны и сны.
СОН. УТРЕННЯЯ БОЛТОВНЯ
Вы сегодня так красивы,
Что вы видели во сне?
– Берег, ивы
При луне. –
А еще? К ночному склону
Не приходят, не любя.
– Дездемону
И себя. –
Вы глядите так несмело:
Кто там был за купой ив?
– Был Отелло,
Он красив. –
Был ли он вас двух достоин?
Был ли он как лунный свет?
– Да, он воин
И поэт. –
О какой же пел он ныне
Неоткрытой красоте?
– О пустыне
И мечте. –
И вы слушали влюблено,
Нежной грусти не тая?
– Дездемона,
Но не я.
ТОТ ДРУГОЙ
Я жду, исполненный укоров:
Но не веселую жену
Для задушевных разговоров
О том, что было в старину.
И не любовницу: мне скучен
Прерывный шепот, томный взгляд, –
И к упоеньям я приучен,
И к мукам горше во стократ.
Я жду товарища, от Бога
В веках дарованного мне
За то, что я томился много
По вышине и тишине.
И как преступен он, суровый,
Коль вечность променял на час,
Принявши дерзко за оковы
Мечты, связующие нас.
ВЕЧНОЕ
Я в коридоре дней сомкнутых,
Где даже небо – тяжкий гнет,
Смотрю в века, живу в минутах,
Но жду Субботы из Суббот;
Конца тревогам и удачам,
Слепым блужданиям души…
О день, когда я буду зрячим
И странно знающим, спеши!
Я душу обрету иную,
Все, что дразнило, уловя.
Благословлю я золотую
Дорогу к солнцу от червя.
И тот, кто шел со мною рядом
В громах и кроткой тишине, –
Кто был жесток к моим усладам
И ясно милостив к вине;
Учил молчать, учил бороться,
Всей древней мудрости земли, –
Положит посох, обернется
И скажет просто: «мы пришли».
КОНСТАНТИНОПОЛЬ
Еще близ порта орали хором
Матросы, требуя вина,
А над Стамбулом и над Босфором
Сверкнула полная луна.
Сегодня ночью на дно залива
Швырнут неверную жену,
Жену, что слишком была красива
И походила на луну.
Она любила свои мечтанья,
Беседку в чаще камыша,
Старух гадальщиц, и их гаданья,
И все, что не любил паша.
Отец печален, но понимает
И шепчет мужу: «что ж, пора?»
Но глаз упрямых не поднимает,
Мечтает младшая сестра:
– Так много, много в глухих заливах
Лежит любовников других,
Сплетенных, томных и молчаливых…
Какое счастье быть средь них!
СОВРЕМЕННОСТЬ
Я закрыл Илиаду и сел у окна,
На губах трепетало последнее слово,
Что-то ярко светило – фонарь иль луна,
И медлительно двигалась тень
часового.
Я так часто бросал испытующий взор
И так много встречал отвечающих
взоров,
Одиссеев во мгле пароходных контор,
Агамемнонов между трактирных
маркеров.
Так, в далекой Сибири, где плачет
пурга,
Застывают в серебряных льдах
мастодонты,
Их глухая тоска там колышет снега,
Красной кровью – ведь их – зажжены
горизонты.
Я печален от книги, томлюсь от луны,
Может быть, мне совсем и не надо
героя,
Вот идут по аллее, так странно
нежны,
Гимназист с гимназисткой, как Дафнис
и Хлоя.
СОНЕТ
Я, верно, болен: на сердце туман,
Мне скучно все, и люди, и рассказы,
Мне снятся королевские алмазы
И весь в крови широкий ятаган.
Мне чудится (и это не обман),
Мой предок был татарин косоглазый,
Свирепый гунн… я веяньем заразы,
Через века дошедшей, обуян.
Молчу, томлюсь, и отступают стены –
Вот океан весь в клочьях белой пены,
Закатным солнцем залитый гранит,
И город с голубыми куполами,
С цветущими жасминными садами,
Мы дрались там… Ах, да! я был убит.
ОДНАЖДЫ ВЕЧЕРОМ
В узких вазах томленье умирающих
лилий.
Запад был меднокрасный. Вечер был
голубой.
О Леконте де Лиле мы с тобой
говорили,
О холодном поэте мы грустили с
тобой.
Мы не раз открывали шелковистые томы
И читали спокойно и шептали: не тот!
Но тогда нам сверкнули все слова,
все истомы,
Как кочевницы звезды, что восходят
раз в год.
Так певучи и странны, в наших душах
воскресли
Рифмы древнего солнца, мир
нежданно-большой,
И сквозь сумрак вечерний запрокинутый
в кресле
Резкий профиль креола с лебединой
душой.
ОНА
Я знаю женщину: молчанье,
Усталость горькая от слов,
Живет в таинственном мерцаньи
Ее расширенных зрачков.
Ее душа открыта жадно
Лишь медной музыке стиха,
Пред жизнью дольней и отрадной
Высокомерна и глуха.
Неслышный и неторопливый,
Так странно плавен шаг ее,
Назвать нельзя ее красивой,
Но в ней все счастие мое.
Когда я жажду своеволий
И смел, и горд – я к ней иду
Учиться мудрой сладкой боли
В ее истоме и бреду.
Она светла в часы томлений
И держит молнии в руке,
И четки сны ее, как тени
На райском огненном песке.
ЖИЗНЬ
С тусклым взором, с мертвым сердцем
в море броситься со скалы,
В час, когда, как знамя, в небе
дымно-розовая заря,
Иль в темнице стать свободным, как
свободны одни орлы,
Иль найти покой нежданный в дымной
хижине дикаря!
Да, я понял. Символ жизни – не поэт,
что творит слова,
И не воин с твердым сердцем, не
работник, ведущий плуг, –
С иронической усмешкой
царь-ребенок на шкуре льва,
Забывающий игрушки между белых
усталых рук.
ИЗ ЛОГОВА ЗМИЕВА
Из логова змиева,
Из города Киева,
Я взял не жену, а колдунью.
А думал
забавницу,
Гадал – своенравницу,
Веселую птицу-певунью.
Покликаешь –
морщится,
Обнимешь –
топорщится,
А выйдет луна – затомится,
И смотрит, и
стонет,
Как будто хоронит
Кого-то, – и хочет топиться.
Твержу ей:
крещеному,
С тобой
по-мудреному
Возиться теперь мне не в пору;
Снеси-ка истому
ты
В Днепровские
омуты,
На грешную Лысую гору.
Молчит – только
ежится,
И все ей
неможется,
Мне жалко ее, виноватую,
Как птицу
подбитую,
Березу подрытую
Над очастью, Богом заклятою.