Марина Цветаева. ВЕРСТЫ. Часть I



* * *


Мировое началось во мгле кочевье:
Это бродят по ночной земле – деревья,
Это бродят золотым вином – грозди,
Это странствуют из дома в дом – звёзды,
Это реки начинают путь – вспять!
И мне хочется к тебе на грудь – спать.

14 января 1917



* * *


Только закрою горячие веки –
Райские розы, райские реки…

Где-то далече,
Как в забытьи,
Нежные речи
Райской змеи.

И узнаю,
Грустная Ева,
Царское древо
В круглом раю.

20 января 1917



* * *


Милые спутники, делившие с нами ночлег!
Вёрсты, и вёрсты, и вёрсты, и чёрствый хлеб…

Рокот цыганских телег,
Вспять убегающих рек –
Рокот…

Ах, на цыганской, на райской, на ранней заре
Помните жаркое ржанье и степь в серебре?
Синий дымок на горе,
И о цыганском царе –
Песню…

В чёрную полночь, под пологом древних ветвей,
Мы вам дарили прекрасных – как ночь – сыновей,
Нищих – как ночь – сыновей…
И рокотал соловей –
Славу…

Не удержали вас, спутники чудной поры,
Нищие неги и нищие наши пиры.
Жарко пылали костры,
Падали к нам на ковры –
Звёзды…

29 января 1917



* * *


В очи взглянула
Тускло и грозно.
Где-то ответил – гром.
– Ох, молодая!
Дай погадаю
О земном талане твоём.

Синие тучи свились в воронку.
Где-то гремит, – гремят!
Ворожея в моего ребёнка
Сонный вперила взгляд.
– Что же нам скажешь?
– Всё без обману.
– Мне уже поздно,
Ей ещё рано…
– Ох, придержи язык, красота!
Что до поры говорить: не верю! –
И распахнула карточный веер
Чёрная – вся в серебре – рука.

– Речью дерзка,
Нравом проста,
Щедро живёшь,
Красоты не копишь.
В ложке воды тебя – ох – потопит
Злой человек.

Скоро в ночи тебе путь нежданный.
Линии мало,
Мало талану. –
Позолоти!

И вырастает с ударом грома
Чёрный – на чёрном – туз.

19 мая 1917



* * *


В лоб целовать – заботу стереть.
В лоб целую.

В глаза целовать – бессонницу снять.
В глаза целую.

В губы целовать – водой напоить.
В губы целую.

В лоб целовать – память стереть.
В лоб целую.

5 июня 1917



ЦЫГАНСКАЯ СВАДЬБА


Из-под копыт
Грязь летит.
Перед лицом
Шаль – как щит.
Без молодых
Гуляйте, сваты!
Эй, выноси,
Конь косматый!

Не дали воли нам
Отец и мать,
Целое поле нам –
Брачная кровать!
Пьян без вина и без хлеба сыт, –
Это цыганская свадьба мчит!

Полон стакан,
Пуст стакан.
Гомон гитарный, луна и грязь.
Вправо и влево качнулся стан.
Князем – цыган!
Цыганом – князь!
Эй, господин, берегись, – жжёт!
Это цыганская свадьба пьёт!

Там, на ворохе
Шалей и шуб,
Звон и шорох
Стали и губ.
Звякнули шпоры,
В ответ – мониста.
Свистнул под чьей-то рукою
Шёлк.
Кто-то завыл как волк,
Кто-то как бык храпит.
– Это цыганская свадьба спит.

25 июня 1917



* * *


Заклинаю тебя от злата,
От полночной вдовы крылатой,
От болотного злого дыма,
От старухи, бредущей мимо,

Змеи под кустом,
Воды под мостом,
Дороги крестом,
От бабы – постом.

От шали бухарской,
От грамоты царской,
От чёрного дела,
От лошади белой!

10 мая 1918



* * *


Я расскажу тебе – про великий обман:
Я расскажу тебе, как ниспадает туман
На молодые деревья, на старые пни.
Я расскажу тебе, как погасают огни
В низких домах, как – пришелец египетских стран –
В узкую дудку под деревом дует цыган.

Я расскажу тебе – про великую ложь:
Я расскажу тебе, как зажимается нож
В узкой руке, – как вздымаются ветром веков
Кудри у юных – и бороды у стариков.

Рокот веков.
Топот подков.

4 июня 1918



* * *


Пожирающий огонь – мой конь!
Он копытами не бьёт, не ржёт.
Где мой конь дохнул – родник не бьёт,
Где мой конь махнул – трава не растёт.

Ох, огонь мой конь – несытый едок!
Ох, огонь на нём – несытый ездок!
С красной гривою свились волоса…
Огневая полоса – в небеса!

14 августа 1918



* * *


Каждый стих – дитя любви,
Нищий незаконнорожденный
Первенец – у колеи
На поклон ветрам – положенный.

Сердцу ад и алтарь,
Сердцу – рай и позор.
Кто отец? – Может – царь.
Может – царь, может – вор.

14 августа 1918



* * *


Чтобы помнил не часочек, не годок –
Подарю тебе, дружочек, гребешок.

Чтобы помнили подружек мил-дружки –
Есть на свете золотые гребешки.

Чтоб дружочку не пилось без меня –
Гребень, гребень мой, расчёска моя!

Нет на свете той расчёски чудней:
Струны – зубья у расчёски моей!

Чуть притронешься – пойдёт трескотня
Про меня одну, да всё про меня.

Чтоб дружочку не спалось без меня –
Гребень, гребень мой, расчёска моя!

Чтобы чудился в жару и в поту
От меня ему вершочек – с версту,

Чтоб ко мне ему все вёрсты – с вершок,
Есть на свете золотой гребешок.

Чтоб дружочку не жилось без меня –
Семиструнная расчёска моя!

2 ноября 1918



* * *


Развела тебе в стакане
Горстку жжёных волос.
Чтоб не елось, чтоб не пелось,
Не пилось, не спалось.

Чтобы младость – не в радость,
Чтобы сахар – не в сладость,
Чтоб не ладил в тьме ночной
С молодой женой.

Как власы мои златые
Стали серой золой,
Так года твои младые
Станут белой зимой.

Чтоб ослеп-оглох,
Чтоб иссох, как мох,
Чтоб ушёл, как вздох.

3 ноября 1918



* * *


А во лбу моём – знай! –
Звёзды горят.
В правой рученьке – рай,
В левой рученьке – ад.

Есть и шёлковый пояс –
От всех мытарств.
Головою покоюсь
На Книге Царств.

Много ль нас таких
На святой Руси –
У ветров спроси,
У волков спроси.

Так из края в край,
Так из града в град.
В правой рученьке – рай,
В левой рученьке – ад.

Рай и ад намешала тебе в питье,
День единый теперь – житие твое.

Проводи, жених,
До седьмой версты!
Много нас таких
На святой Руси.

Июль 1919



* * *

– «А впрочем, Вы ведь никогда
не ходите мимо моего дому…»


Мой путь не лежит мимо дому – твоего.
Мой путь не лежит мимо дому – ничьего.

А всё же с пути сбиваюсь,
(Особо весной!)
А всё же по людям маюсь,
Как пёс под луной.

Желанная всюду гостья!
Всем спать не даю!
Я с дедом играю в кости,
А с внуком – пою.

Ко мне не ревнуют жёны:
Я – голос и взгляд.
И мне ни один влюблённый
Не вывел палат.

Смешно от щедрот незваных
Мне ваших, купцы!
Сама воздвигаю за ночь –
Мосты и дворцы.

(А что говорю, не слушай!
Всё мелет – бабьё!)
Сама поутру разрушу
Творенье своё.

Хоромы – как сноп соломы – ничего!
Мой путь не лежит мимо дому – твоего.

27 апреля 1920



* * *


Проста моя осанка,
Нищ мой домашний кров.
Ведь я островитянка
С далёких островов!

Живу – никто не нужен!
Взошёл – ночей не сплю.
Согреть чужому ужин –
Жильё своё спалю.

Взглянул – так и знакомый,
Взошёл – так и живи.
Просты наши законы:
Написаны в крови.

Луну заманим с неба
В ладонь – коли мила!
Ну а ушёл – как не был,
И я – как не была.

Гляжу на след ножовый:
Успеет ли зажить
До первого чужого,
Который скажет: пить.

Август 1920



* * *


Целовалась с нищим, с вором, с горбачом,
Со всей каторгой гуляла – нипочём!
Алых губ своих отказом не тружу,
Прокажённый подойди – не откажу!

Пока молода –
Всё как с гуся вода!
Никогда никому:
Нет!
Всегда – да!

Что за дело мне, что рваный ты, босой:
Без разбору я кошу, как смерть косой!
Говорят мне, что цыган-ты-конокрад,
Про тебя ещё другое говорят…

А мне что за беда –
Что с копытом нога!
Никогда никому:
Нет!
Всегда – да!

Блещут, плещут, хлещут раны – кумачом,
Целоваться я не стану – с палачом!

Москва, ноябрь 1920