Марина Цветаева. НОЧЬ ВТОРАЯ (Сказка ЦАРЬ-ДЕВИЦА)



Сидит Царь в нутре земном, ус мокрый щипет,
Озирается кругом – чего бы выпить?
Уж питó-питó, – полцарства прóпито!
А все как быдто чегой-то не дóпито.

Как боярышня пред грозным пред отцом,
Вкруг него всé чарочки кольцом.

Тут и турецкие, тут и немецкие,
Архиерейские да венецейские…

«Быстрее глоточки моей,
Ей-ей, вы сохнете!
Пью не напьюсь, лей не жалей,
А все пустёхоньки!»

Ровно милочки – плясать перед купцом –
Вкруг него бутылочки кольцом.

Уж и горластые, цветные, красные,
Уж и бокастые, и ярлыкастые!

Летáми-плесенью седой захватаны,
Как леший, царь лесной, – гляди – мохнатые.

Узнать-то надобно, что в них скрывается,
Что цветом-радугой переливается!


***

Лей-лей, не жалей,
Все равно перельешь!
Пей-пей сколько хошь, –
Все равно не перепьешь!

Лоза наша полная,
Погреба просторные,
Бочкарь наш испытанный,
Бочонки не считаны.

Как мальчоночки пред старым пред бойцом –
Вкруг него бочоночки кольцом.

Каким кольцом?
Сплошной стеной!
Какой стеной, –
Война войной!

Плеснешь – не выплеснешь!
Хлестнешь – не выхлестнешь!
Гляди, Царь-хитростник,
Как строй осилишь наш!

Промеж винных рек, бочоночных гор
Свой бахромчатый раскинул шатер.

«Людям – море синее,
Мое море – винное.
Люди спят на берегу,
А я – так всю ночь гребу!

Мое море тихое,
И гребу без смены.
А зато мне ихние
Моря – по колено!

Их вода – не сладкая,
А моя – с накладкою.
Не щадя ни рук, ни плеч,
И гребем мы бесперечь.

В своем море мы гребцы,
В своем море мы пловцы.
Придет час идти ко дну –
В своем море потону!»

– Да ну?

«Кто ж тебя схоронит?
Раз пьешь – неженатый,
А коли женатый,
Кругом виноватый!

Кому я нужен – старый,
Пятиалтынный – пара,
Вином лишенный сану,
Кому я нужен – пьяный?»


***

Сидел, сидел Царь наш – инда устал!
Ручкой-ножкой себе путь распростал.

Хочет нá ноги – ан нет, тянет вниз!
– Эй, дорогу, мелкота, сторонись!

Попытался было с левой ноги –
Снова навзничь повалили враги!

Разгасился – что индюк-кохинхин!
Д’как вцепился тут в шатер-балдахин!

Был кумач тот не сменен – с коих пор!
Царю на голову и рухнул шатер!

Как пошла тут дребедень стеклянной пылью!
Как тут чокаться пошли бутыль с бутылью!


***

Шатер Царя душит,
Вино Царя топит,
Уж не лужи – а реки,
Уж не реки – потоки…

Взошел бы кто с воли,
Всяк диву б дался!
Шатер царский воет
На все голоса.

Как черт – красным машет,
Шатер царский пляшет.
Аль, может, в нем слон какой?
Аль, может, дракон какой?
Аль, может, всё сон какой?

Чтоб в умишке нам самим не порешиться,
Мы пройдем пока на половиночку к Царице.

Пройдем-ка к красавице,
– С вином спорить – зря! –
Посмотрим, как мается,
Слезой обливается,
Как с ночью справляется
Страна – без Царя.


***

Прежде чем засов раздвинем,
Ты скажи, душа, – отколе
Ты сама-то к нам: с мужской ли,
Али с женской половины?

Коль с мужской – так брось тревогу:
Нянек корочкой задобрим,
Коли с женской – врозь дороги,
Влево путь держи, час добрый!

Так. – Засим, дружок, дай руку.
Не робей, – плечом не трону!
Это – детская наука,
Я китайской обучёна.

Если ж сердце (грудь-то ящик!)
Хрусталем об стенки чокнет, –
Ничего, дружок! – тем слаще
На крыльце подружку чмокнешь!

Не води, дружок, певицы
Потаенными тропáми!
Мы, поющие, – что птицы:
Разве что перо на память!

Да и то, коль не скупиться:
Тебе – малость, ему – малость…
Всем по перышку – Жар-Птица
Вовсе б без хвоста осталась!

– Так. –


***

Отстегни-ка мне монисто –
Нянек не обеспокоить!
Семь небес у Девы Чистой,
У Царицы – семь покоев.

(У тебя ж, паренька,
Как ледышечка – рука!)

Стены всé в сетях-тенётах,
Колокольчиках-звоночках.
Честь жены – Царю веночек:
Недостаточно замочков!

(А со мной, коль пригож,
Сквозь иголочку пройдешь!)

Быстро – руки, вниз – ресницы:
В одной юбке легкой, летней –
То плетуньи-кружевницы
День и ночь сплетают сплетни.

(Только вкось поглядев,
Оплетем без кружéв!)

Глянь-ка: под семью замками,
Чтобы вора позабавить,
С семью смертными грехами
Целых семь укладок бабьих.

(Подари нитку бус, –
Без отмычки обойдусь!)

Что за звон такой комарий,
Что за звон такой претонкий?
То чесальщицы Камарин-
скую шпарят на гребенках!

(Лишь бы не было плеши, –
И без гребня расчешем!)

С утиральничками в лапах,
(Во всé очи, мальчик, пялься!)
То семь чертовых арапок,
Семь царицыных купальщиц.

(Может, семь моих сестер:
Ты мне спинки не тер!)

В кухню женского обману
Поспешай, Самсон с Далилой!
Здесь из зорь творят румяна,
Из снегов творят белила…

(Без белил, без румян
В очи пустим туман!)

Так из кухоньки – да в кузню:
Кто-то, молот взявши в руки,
Из стекла кует союзы,
Из свинца кует разлуки.

(Не скажу наперед –
Чего нам с тобой скует!)

Рука óб руку два брата,
Мухи не обеспокоив,
Ровно жар в руке – pyкa-то!
Позади все шесть покоев…

(Перед главным, седьмым,
Прижми губы к моим!)

Сердце к сердцу, устье к устью…
Окунуться в реки эти –
Всех Цариц с тобой упустим,
Всех Царевичей на свете!

(Отпусти! Оторвись!
Мы рассказывать взялись!)

Перед главным ее входом,
Пред седьмым ее покоем,
Вот тебе, дружочек родный,
Слово я скажу какое:

(Да чтоб голос был свеж,
Дай воды напьюсь допрежь!)

Коль опять себе накличешь
Птицу, сходную со мною,
Знай: лишь перья наши птичьи,
Сердце знойное, земное…

(Площадной образец,
Каких много сердец.)

И еше, дружок, запомни:
Мы народ вдвойне пропащий!
Так, коли поем краснó мы, –
Так еще целуем слаще…

(Запиши себе в грудь.
Говорившую – забудь.)


***

Няньки спят, мамки спят,
Пуховик не смят.
Лишь лампадочки в углах дымят.

Ах, так вот каков – покой ее – покой седьмой!
Ах, так вот каков – покой ночной!

Где ж она? – Нету.
Где ж она? – С ветром.
Не спится – так плачется,
Так к милому скачется –
От мамок, от мужа,
От риз от жемчужных,
От рож скоморошьих, –
От дел наших тошных!

Из спаленки выкралась,
На лесенку выбралась,
Ступень за ступенечкой –
Лишь выйти трудненечко!

А там уж – вольней, вольней,
Ногам уж верней, верней,
Как будто из гробика
Восстав, мчишь по воздуху:

Не к птицам на кровельку, –
На вышнюю звездочку!

(Ветер, ветер, вор-роскошник,
Всем красавицам – помощник,
Ревности – служитель,
Верности – губитель,
Даровой рабочий –
Ветерочек мой!)

Стоит полоняночка
На башенной вышечке.
Связалась, беляночка,
С тем самым с мальчишечкой,
Кто цепь нашу грубую
Раньше всех расклепал,
Кто прежде супруга нам
Шейный плат растрепал.

И мастер он ластиться!
Потягается с кошками!
Сорвал ей запястьице,
Играет сережками.
Своею жемчужинкой
Зовет – дорогой…

Да нужен-то, нужен-то
Ей мальчонок другой!


***

– Шаги! –
Матерь Божья, помоги!
Оттого что эти чудные – шаги!
Я свечу тебе в три пуда засвечу,
Оттого что эти знаю – сапоги!

То не стон –
Струнный звон.
То не сон –
Он.


***

– Ты здесь зачем?
«А ты зачем?»
– Небось, уйду.
«Сама, уйду».

Стоит смиренник юный,
Пощипывает струны.

Нет слов у мачехи-красы,
Покусывает хвост косы.

А ветер между ними –
Как вьюн – между двоими.

Гусляр по стрункам: щелк да щелк,
А сердце в грудь ей: толк да толк, –

Вот в щепья расколотит!
Тот спиночку воротит.

Вот-вот уйдет! – Святой Исус!
И, косу выхлестнув из уст,

Как зверь нечеловечий –
Хвать! – сына за заплечье!

«Стой, погоди, так не уйдешь!»
– Брось, баба, что за речь ведешь?

Ты мне сукна не комкай!
Ай девка с моряком ты? –

И хочет плечиком повесть, –
Не может ручек ей развесть:

За шейкой за любезной
Свились – как круг железный.

– Я сын тебе, а ты мне – мать.
Взошел я ветром подышать,

Морскую речь послушать…
А ты – веревкой душишь! –

«Ты баб до времени не старь!
Царица я, а ты мне – Царь!»

А месяц между ними –
Как меч – между двоими.

«Три года завтрашней зарей,
Как я на персик восковой,

Как нищий на базаре, –
На нежный лик твой зарюсь!

Три года эту ночь ждала!»
Легонечко – как два крыла –

Ослабшие от муки
Он ей разводит – руки.

Вдоль стана бережно кладет,
Сам прямо к лесенке идет,

И на гортанный окрик
Вдруг голову воротит.

Стоит на башенном зубце,
Как ведьма в месячном венце,

Над бездной окиянской
Стоит, качает стан свой.

Покачивает, раскачивает,
Как будто дитя укачивает,
Большие глаза незрячие
К мучителю оборачивает.
А ветер – шелка горячие
Как парусом разворачивает.

«Введешь в беду!
Уйдешь – уйду:
Ты – с лесенки,
Я – с башенки!»

Качается, качается,
Шелк вкруг колен курчавится.
Как есть – дитя-проказница
Страх нагоняет, дразнится.

«Что пошатнулся? Ай – струхнул?»
Царевич к ней на шаг ступнул.

«Теперь ко мне – ни шагу!»
Царевич к ней – два шага.

Качается: – помру за грош!
Качается: – и ты помрешь!
Качается: – ан нет, не трожь!
Не след! – Негоже! – И как горсть

Горошин тут жемчужинных –
Из горлышка – смех судорожный!

«Прощай, мой праведник-монах!»
Всё яростней разлет-размах,
«Мой персик-абрикосик!»
Как змеи, свищут косы.

Так разошлась – в глазах рябит!
Так разошлась – луну дробит!

Тут страшным криком нутряным –
Как вскрикнет! тот кольцом стальным
На всем лету – как сдавит!
Как нá ноги поставит!


***

Аж пóтом высыпал испуг. –
Она смирней ребенка. –
Стоит, не разжимая рук,
Стоит и дышит громко.


***

Тут речи нежные лились:
«Теперь не страшно с башни вниз…»
И – дрожью соловьиной –
Смех легкий, шаловливый.

«Моя исполнилась – вся сласть!
Моя исполнилась – вся страсть!»
Из бахромы курчавой
Глазок глядит лукаво.

«Ты на руках меня держал,
К своей груди меня прижал…
Добилась, – вновь смеется, –
Как твое сердце бьется!

Железом ты в меня впился,
Как огневая полоса
Под красными щипцами –
След твоих рук – на память!

Хотенье женское мое –
Вот всё именьице мое.
Иди! – Теперь уж, друг мой,
Вниз головой не рухну!»


***

Ух! – Кто ж это так ухнул вдруг?
Чья кошачья меж зубцов – голова?
То пророчица великих разлук:
Сова-плакальщица, филин-сова.

Охорашивается, чистит клюв.
Глаза желтые – янтарь шаровой!
Красе на ухо шепочет, прильнув:
«За булавочкой к тебе я второй!»

Сотворила тут краса крестный знак,
Сваво гостя дорогого узнав.
«Весь-то слышал я ваш спор боевой,
Всё-то филином-летал я-совой!

Дважды в грудь свою – булавку отправь!
Дважды филину – уста предоставь!»

Крылами руку ей с рукой,
А клювом губку ей с губой
Разводит пакостник рябой:
– Ты не противься, рот тугой!

Покорность с бабой родилась!
Льни, тонкоствольная лоза!
Чтоб не увидеть желтых глаз –
Закройтесь, черные глаза!


***

Закроешь – и легче!
Пол-зла, пол-обиды…
Обидчика чуешь хотя –
А не видишь!

И легче уж губы
Свой жар отдают.
Не ветер, а певчие
Ровно поют.

Уж разное шепчешь,
Рот жадный ощеря.
Уж грудь – без приказу
Вгребается в перья.

Всё легче – всё крепче –
И вот уж с тобой –
Не филин твой старый,
А лебедь младой!


***

Видят сквозь кисейку-дымку
Месяц с ветром-невидимкой:

Ведьма с филином в прижимку!
Ведьма с филином в обнимку!

Месяц – слезку смахнул,
Тот – березкой тряхнул…

А от губ – двойной канавой –
Что за след такой за ржавый?

– Бог спаси нашу державу! –
Клюв у филина кровавый!

Ветер рябь зарябил,
Месяц лик загородил…