Марина Цветаева. МÓЛОДЕЦ (Сказка МÓЛОДЕЦ)



Синь да сгинь – край села,
Рухнул дуб, трость цела.
У вдовы у той у трудной
Дочь Маруся весела.

Как пойдет с коромыслом –
Церкви в звон, парни в спор.
Дочь Маруся румяниста –
Самой Троице раздор!

Отпусти-ка меня, мать,
С подружками погулять,
Ленку тонкого попрясть,
Здоровьица порастрясть.

Заспалась уж очень-то
Под камнем – руда!
– Гуляй, гуляй, доченька,
Пока молода!


* * *

Бегут русы,
Бегут круты,
Шелком скрученные –
Эх!
Моя – круче,
Твоя – круче,
У Маруси – круче всех!

Ходи шибче,
Ходи выше,
Медом сыщенная –
Эх!
Моя – выше,
Твоя – выше,
У Маруси – выше всех!

Наше счастье –
Ткати, прясти,
Ладком-в складчину-да в гладь!
– Ходи чаще! –
Двери настежь:
– Добро-здравствовать-гулять!

То ль не зга,
То ль не жгонь,
То ль не мóлодец-огонь!

То ль не зарь,
То ль не взлом,
То ль не жар-костер – да в дом!

На круг поклон,
Кошель на стол,
Из кошеля – казна ручьем, дождем:
– Хватай в подол!

– За сладким-за крепким
Беги, малолетство!
Сокола, на спевку!
Гуляй, красны девки!

Стакан с краем налит,
Кумач жаром горит,
Каждый сам головит,
Народ валом валит.

Горят, ярки,
Горят, жарки,
Жаром бархачены –
Эх!
Мои – жарче,
Твои – жарче,
У Маруси – жарче всех!

Стучат, громки,
Гремят, звонки,
Неуёмчивые –
Эх!
Мое – громче,
Твое – громче,
У Маруси – громче всех!

Вытирайте, Любки,
Малиновы губки!
Волынь, за погудку!
Сокóл, по голубку!

С которой из нас вперед
Чужой мóлодец пойдет?
Котору из нас вперед
Сокóл – за руку возьмет?

За той потянуся,
Что меж русых – руса,
Вкруг той обовьюся,
Что меж Люб – Маруся!

Пляши, Маша,
Пляши, Глаша,
Да по-нашенскому –
Эх!
Моя – краше,
Твоя – краше,
А у гостя – краше всех!

Дрожи, доски!
Ходи, трёски!
Покоробиться вам нонь!

Под тем – доски,
Под тем – доски,
А под мóлодцем – огонь!

Огонь там-огонь здесь,
Огонь сам-огонь весь!

Руки врозь,
Ходом скор,
Вкруг березыньки – костер.

Грива – вкось,
Дыхом – яр,
Вкруг часовенки – пожар!

Прядает, прыщет,
Прúтопот, присвист,
Пышечка! – Пищи!
Прищепот, прищелк.

Ой да што ж!
Ой да где ж!
Уж и силушки в обрез!

Ой да што ж!
Ой да где ж!
Лучше жилочки подрежь!

Пляши, пряха,
Пляши, птаха,
Растят-взращивают – ан:
Кому – заступ,
Кому – ястреб,
Кому – мóлодец незнам.

Несложён, неслыхан –
Дыхом, дыхом, дыхом!

Не добром – так лихом!
Вихрем, вихрем, вихрем!

Тваво золотца – пуды,
И мне, мóлодцу, ссуди!

Твой малиновый налив –
Ссуди, девка, поделись!

Ты – сок,
Ты – лист,
Я – нож румянúст!

Едок по заслугам!
Кругом, кругом, кругом!

Не добром – так худом!
Кругом, кругом, кругом!

Твоя кожа шелковая –
Потому прищелкиваю.

Твоя сладость спрятанная –
Потому приглатываю.

Близь – в близь,
Сердь – в сердь,
На – жызть,
На –

Ай, Маруся!
Коса руса!
Урожайные хлеба!

Что шатнулась,
Всколыбнулась,
Аль на ноженьки слаба?

От ореховой скорлупки
Весь изъян.
Не пора ли нам, голубки,
По домам?

(Уж как я сваво безусова
Да в рот)

– Проводи меня, Маруся,
До ворот!


* * *

Уж ты кось-околица,
Калитка косящата.
– Небось, пням не молимся:
У купца в приказчиках.

Чай, не задаром:
Звону – хоть брось!
Красным товаром
Тоже, небось!

Наши баньки топлены,
Наши кони – скореньки.
А село – на што тебе?
Небось – с колоколенкой.

Сердь моя руса,
Спелая рожь –
Сердце, Маруся,
Замуж пойдешь?