Марина Цветаева. ХЕРУВИМСКАЯ (Сказка МÓЛОДЕЦ)



И кони не ржали,
И птицы не пели.
В оконные ржави
Рассветные цвели.

И бражник не цедит,
И возчик не возит.
Рассветные седи,
Рассветные сквози.

И еле – как будто бы мысли сказались –
Над барыней – шелест:
– Проснись, моя зависть!

И брежно – как будто слезою колеблясь –
Над барыней дребезг:
– Проснись, моя ревность!

(Не ветер ли в травах?
Не пепел ли в золах?
Не баринов навык,
Не баринов голос).

И дале, и возле,
И звоном, и вязью…
Рассветные сквози,
Рассветные связи…

И резью – как будто бы ветер навстречу –
– Не езди! Не езди!
Младенцем ответишь!

И слёзно – как будто бы женщина плачет –
– Не езди! Не езди!
Блаженством заплатишь!

Прислушалась: ужли?
Потупилась: брежу!
– Родная! Не-мужняя!
Всё тебя нежу!

Не злостно, не ложно:
За вечность – однажды!
Чужая! Неможная!
Всё тебя жажду!..

И нудно – как малые дети в болезни –
– Не езди! Не езди! Не езди! Не езди!


* * *

Проморгал до свету, –
Серей свечки сальной.
Тихие советы
В бариновой спальне.

Спаси Боже – крик,
Спаси Боже – спор:
Тихий разговор,
Скрытый разговор.

Сидят – русый с седым,
Сидят – малый с лысым.
Один голос: Еду!
Другой: Протрезвися!

– Сказано: иди!
Барыню буди!
(Тихие бои,
Скрытые бои!)

Помолчат – и снова
За старую рану.
Один голос: слово!
Другой голос: спьяну!

Больно им твоя
Клятва дорога!
(Старая брада,
Нá двое игра!)

– Дворянин и спьяну
Не лжет. – Грехи-беды!
– Закладывай сани!
– Избавь! – Сказал: еду!

– Экая ты жмурь,
Дво – рянская дурь,
Графская глазурь,
Барская фигурь!

Девятый раскат,
Десятый размах…
А старый: никак
К обедне звонят?

Кольнуло в груди…
За окнами грай…
– Супругу буди!
Коней запрягай!

– В рай…


* * *

В поле – зарево,
В спальне – тишь.
– Вставай, барыня,
Рай проспишь!

Веки – кружевом:
Дрема? Явь?

– Вставай, мужнюю
Волю правь!

Поедем-поедем!
К обедне-к обедне!

Пóкатим-покáтим!
К прúчастью-к причáстью!

К мо – щам приложимся!
Вста – вай, безбожница!

Кня – зьям покажемся!
Вста – вай, проказница!

Про тебя – колокол меден!
Едем! Едем! Едем! Едем!

Про тебя, баловень блуден!
Будем! Будем! Будем! Будем!

И – их!


* * *

Вьюга! Вьюга!
Белая голуба!
Бела – вьюга!
Бела, белогуба!

Уж и вьюга!
Ни друга, ни дуба!
Пуши, вьюга,
Бобровую шубу!

Шу – ми ширше!
Сразишь – осчастливишь!
Таких пиршеств
Не три-не четыре!

Мети выше!
Что свыше – то свято!
– Сплю-не слышу,
Сплю-не слышу, мату –

– Што?

– Што там крючится
Вровень с полозом?**

– Ветлы – сучьями,
Версты – холодом.

– Брови – клочьями!
Глотка – трещиной!
– По – морочилось,
При – мерещилось…

Свищи, вьюга!
Смекай, слепость:
Краса с другом –
Одна крепость!

Хлещи, стужа!
Терпи, кротость!
Жена с мужем –
Одна пропасть!

Где двое – не лезь,
Бесштанная блудь!
– «Эй, барская спесь!
Родства не забудь!»

– Прочь! Не до братьёв!
Что было – прошло!
– «А кто я таков
Сказать на у» –

– Што?

– Што там тащится
За полозьями?
– Должно, пташечку
Подморозило.

– Очи – прелестью,
Ручки – скрещены…
– По – метелилось,
– При – мерещилось!..

Тесней к мужу лепится:
Ягненок обсахаренный!
Тесней в меха трепетны
Младенца запахивает:

– Помру, будешь дитятко
Родимое пестовать?
– «Душа твоя дикая!
Гордыня двуперстная!»

– Што?

– Што там крутится
В серьгах-в блёскотах?
– Пурга – прутиком
Ко – ней хлёстает!

– Полно – грудые!
Круто – плечие!
– Пона – думалось,
При – мерещилось!

Вставай прахом, вставай пылью,
Вставай памятью со лба!
Уж ты крест-разъезд-развилье-
Раздорожьице-судьба!

Уж и стужа – костям хладно!
Бобры-шали не спасут!
– Глянь-кось, ладный, встань-кось, ладный,
Чем снега-белы цветут!

Што там угольем
Жжет-красуется?
Тот, испуганно:
– Мечта суетна!

– Краса грозная!
Листы – вещие!
– По – морозилось,
При – мерещилось!

Уж вы, птахи,
Народ мёрзкий!
К шутам, страхи!
Гуляй, версты!

Долой, старый
Козел – с кóзел!
Мою пару
Заморозил!

(Дед-
Прыг
В снег:
Сник).


* * *

Пиши, идолы, белó:
Нашей милости – село!

Кивни, милая, в бобры!
Нашей милости – рабы!

Чьи хаты? – Бариновы!
Ло – паты? – Бариновы!
За – платы? – Бариновы!
Ре – бяты? – Бариновы!

Мои – хаты,
Мои – траты.
Отцом взято,
Богу свято.

– Сапожки валеные!
Чьи ножки? – Бариновы!
– Се – рёжки дáренные.
Чьи ночки? – Бариновы!

Мои страхи,
Мои хрипы,
Царем шито,
Богом крыто.

– Эй, гуси жареные!
Чьи гуси? – Бариновы!
– Эй, руки ржавленные!
Чьи Руси? – Бариновы!

Уж мы, баре,
Народ шустрый
Держись, Марья!
Моя Русь-то!

На своем селе – мы царь!
Захотим – с конем в алтарь!

С ко – нем, с саня – ами,
С воз – ком, с коня – ами!

Чья кладка? – Барская!
Доглядка? – Барская!
Столбами красная
Чья хатка? – Барская!

Вали, троечка, без дум!
Наше – золотце-чугун!

Святой Троицы опричь –
Наша строечка-кирпич!

– Эй, сыч!

– Князь мой таёжный,
Тать подорожный,
Скажи, рогожа,
Чья церковь? – Божья.

Его – своды,
Твоя – глина.
– А я, лодырь,
Думал – ино…

– Взводил – курень,
Вышло – царство!
– А я, дурень,
Думал – барска!

– Где над царствами – крест,
Барской власти – запрет.

Где над царствами – плат,
Барской воле – закат.

– Ловкач парень:
Надоумил!
Думал – барин,
Вышел – дурень!

Уж мы баре –
Простофили!
Слезай, краля!
Подкатили…

К вра – там,
Во – храм.


* * *

«Подай, ягодка!
Подай, вишенка!»
Ноем-тягостью
Братья нищая.

«Спаси праведник…
Спаси мученик»…
Загнусавили,
Заканючили.

(Слепцы,
Хромцы,
Немцы, –
Глумцы).

По алтыну
В ладонь – мимо.
Хромцы – тыном,
Немцы: имя!

Персты – прытью,
Зенки – гатью.
– Кого чтить-то?
– Поминать-то?

– Не чтите меня,
Не славьте меня…
(Поскрипыванье,
Покряхтыванье…)

– Оставьте меня!
Не троньте меня!
(Посапыванье,
Пощелкиванье…)

Один: с Богом! другой: стой!
Диковинный твой покрой!

Один: сдайся! – другой: скрой!
Во здравье, за упокой!

Клю – кой,
Бель – мом.
Лай. – Ной.
Ор.


* * *

Конницей вражескою
Вход загораживают.

Гла – зищи – светочем!
Ку – мач – под ветошкой!

Лик – в лик, близь – в близь:
«Скажись-объявись!»

Близь – в близь, жызть – в жызть:
«Скажись-назо…»

– «Брысь,
Рыси прыскучи,
Лисы шатучи!»
Шарахом – куча.
Барин – под ручку
Кралю – во храм.


* * *

«От лица нечестивых»,
(На сладость – льстивых!)

«Мою душу острастших»,
(Своей – не спасших!)

«В крове крылу твоея
Покроеши мя…»
(Зорь моя утренняя!
Сокровищница!)

Робок – шаг,
Долу – зрак.
Кровь в ушах:
Знобу звяк.

«Врази мои душу».
(Молись! Не слушай!)

«Мою одержаша»,
(Молись!) «Объяша

мя – тако лев
Готов на лов…»
(Разве уж так
Суров?

Не клейми меня печатью крайней!)
«Тако скимен, обитаяй в тайнах».

Шепот с тылу, шепот с краю:
– Чья такая?

Шеи – вертом, очи – кольем:
– Чья? Отколе?

Глубже выю
В плеча.
Глаз не вскинет:
Свеча.

«Окропи мя иссопом – очищуся!»
(В дом веселый, высокий, пышущий

Там, где бубны и гусли
И сласть – без брега!..)
«Убелюся я
Паче снега!»

Круче – сына
К груди:
Глаз не сымет.
«Гряди!

Сердце мое – смятéся во мне!
Смерти боязнь – нападé на мя!»
(Трезвенница! Девственница!
Кладезь, лишь мне – ведомый!

Дивен твой рай!
Красен твой крин!
Сына продай,
Мужа отринь!

Ибо царств тебя княгиней
Ставлю – явно и вочью!)
– «Дай мне крылья голубине:
Полещу и почию!»

Крыльев плеск
Возле плеч.
Воску треск.
Жар от свеч.

– «Мягче масла уста их…»
(Рвалась и млела!)
«Слаще ангелов – сдавят,
Но меч и стрелы –

Словеса их!
И дружба их
Червь – в кости.

Мужи кровей
И льсти».

(Уж столь ли злостен
Сей мóрок костный?
У девок спросим!)

«Премудрость! – Прóсти!»

Ковом – виски,
Гором – гортань.
(Оком не вскинь!
Взором не взглянь!)

– Как на невесте
Фата… – Грех тяжек!
– И лба не крестит!
И глаз не кажет!

– Гляди-кось: речи
Творит! В гроб краше!
– Нечеловечья
Краса, не наша!

– С дитятком!
– С хлопчиком!
– В чепчике!
– В платьице!

(Тычутся,
Шепчутся,
Топчутся,
Пятятся).

– Обольщение!
– Тьма египетска!
«Огла – шеннии,
Изыдите!»

(Уста – жжением,
В ушах – гикоты).
– Огла – шеннии,
Изыдите!

– Свет очей моих!
Недр владычица!
– Оглашеннии,
Изы –

– Прощай, сытенький!
Прощай, гладенький!
Никнет. – Дитятко
Мужу – на руки.

– Прощай, чуточка!
Прощай, крохотка!
Вот-вот скрутится,
Нá-земь грохнется.

Зелень… Морская синь…
Стелется… Клонится…
– Только глазка не вскинь:
В левой оконнице!

От входу – крайняя…
Не трону… Чай меня!.. –
Веянье… Таянье…
Моленье тайное.

– Рвенье, ко мне!
Рденье, ко мне!
В левом окне,
В вечном огне.

Перси – в багрец!
Сердце – к груди!
Нечеловецк
Свет! – Не гляди!

«И – же хе – ру – вимы!»
Иг – ри – щем орлиным,
Ли – ствием гонимым…

«Хе – ру – вимы тай – но…»
Тысячами-стами,
Тысячами-тьмами…

«Яко да Царя всех…»
Удар. – Окно настежь…
Стклом-звоном, тьмой-страстью…

– Гляди, беспамятна!
(Ни зги. Люд – замертво).

– Гря – ду, сердь рдяная!
Ма – руся!
Глянула.

Грянули стёклы:
Рдяные копны!
Полымем-пёклом,
Полным потоком

Огнь – и в разлете
Крыл – копия
Яростней: – Ты?!
– Я!

Та – ввысь,
Тот – вблизь:
Свились,
Взвились:

Зной – в зной,
Хлынь – в хлынь!
До – мой
В огнь синь.

Прага, Сочельник, 1922 г.

_____________________________
**Вопросы – ее, ответы – бариновы. (Прим. М. Цветаевой)