Константин Бальмонт. ПЛЯСКА ЗНОЯ (Сб. ХОРОВОД ВРЕМЕН)



I

ОН


Хотя он похож на Огонь, он незрим.
Он был, когда не было жалобы: – «Было».
Века перед ним – как молитвенный дым.
А Солнце и Звезды и Месяц – кадила.

Он смотрит в сердца замолчавших людей,
Где страшные вдруг восстают вереницы.
В зрачках он у тигров, в улыбках детей,
И в малом он горле распевшейся птицы.



II

МЕСТО МОЕ


Место мое – на пороге мгновенья,
Дело мое – беспрерывное пенье,
Сердце мое – из огня,
Люди, любите меня.

Счастье мое – в светловзорной измене,
Сказка моя – и в глубинах, и в пене,
Голос мой манит, звеня,
Звезды, любите меня.



III

ПО-МОРСКОМУ


В Море, с Морем, по-морскому,
Только грому помолясь,
Я баюкаю истому,
Радость знать перунный час.

Было, будет только это,
Радость лета и весны,
Брызги взрывчатого света
С бурно-взрытой вышины.

Радость молний преломленных,
Пир стозвонных павших плит,
Алый храм в морях бездонных,
И в пожаре – Световит.



IV

МИНУТКА


Дать,
Взять,
Угадать.
То как друг,
А то как тать.
Вечно дева,
Вечно мать,
Звук напева,
Луч мечты,
Крылья молний,
Это ты.



V

АТОМ


Атом – Ангел, вспышка в Море,
Человека не хочу,
Я огонь в немом узоре,
Лучший возглас в разговоре,
В мире битв – молюсь мечу.

Дай мне вечность – опрокину,
Я есмь я, и каждый – я,
Не хочу входить в картину
Как черта, и, вольный, стыну,
Но моя мечта – моя.



VI

ОТ АТОМА


От атома – до человека,
От человека – до богов,
И в долгий век Мельхиседека
От звона мигов и часов.

От неподвижности – в самумы
Взметенно-зоркой быстроты,
От тиши – в грохоты и шумы,
В разломы цельной красоты.

Да будет. Это все приемлю.
Отец мой – Ум, и Воля – мать,
Но я слепил из точек землю,
Чтоб снова точки разметать.



VII

АТОМЫ ВРЕМЕНИ


      Мы в извивных
      Вспевах взрывных,
Мы втекаем в Да и Нет.
      Мы в Безликом
      Лик за ликом,
Иней звуков, прах примет.

      Мы свеченье,
      Зыбь теченья
В Океане мировом.
      Дрожь в намеке,
      Малость, строки,
Буквы в рунах, песнь в немом.

      Мы забытость,
      Глянцевитость
Всеокружного жерла.
      Миг живем мы.
      Но поем мы,
И звучат колокола.

      Мы снежинки,
      Паутинки,
В капле влаги – миллион.
      Он рыдает,
      Не считает.
Но творим мы Небосклон.

      Он смеется,
      В тайнах вьется,
Все же знаем мы, кто Он.
      В лик – от лика,
      В песнь – от крика,
В хороводности Времен.



VIII

НАЧЕРТАНИЯ


Круговой полет планет,
Их сплетенья в темноте,
Полосой идущий свет
Метеоров и комет,
Ужасающих примет
В говорящей пустоте.

Это все – мои черты,
Начертанья вещих рун,
Это – я, я это – ты,
Чтоб над бездной пустоты
Были звездные цветы
В нескончаемости струн.



IX

ОГНЕННАЯ ЖАТВА


Клокочет огненное море,
Горят зловещие румянцы,
На Солнце рушатся в просторе
Вскипанья чувств, протуберанцы.

Что в Солнце в этот миг боролось?
Узнать ли нам, теням пожара!
Но в нем горел гигантский колос,
Свершилась жатвенная чара.



X

СУХОЙ ПЕРУН


Сухой туман, когда цветенье нив –
Проклятье дней, хлебов плохой налив.
У нив зарницы даже – на счету,
Сухой Перун – сжигает рожь в цвету.

Сухой Перун – роняет в травы ржу,
И чахнет цвет, что радовал межу.
Перун желает молний – из зарниц,
Небесных – должен он пьянить девиц.



XI

ПОЛОНЯННИК


– Почему ты, дух свирельный,
Вечно носишься, кружишься,
Ни на миг не отдохнешь?
На качели ты метельной,
Вправо, влево, к дали мчишься.
– Я – плененный. – Это что ж?
– Надо мной обряд крещенья
До святого завершенья
Не был доведен.
Потому что поп был пьяный,
Был он рваный и румяный.
Опрокинул свечи он.
Разукрасил крест цветами,
Говорит: «Веселье с нами.
Благовестье бытия».
И вина он налил в воду:
«Это душам даст погоду».
А погода, это – я.
– Что же дальше? – Я – влюбленный,
Дрожью звуков полоненный,
В брызгах, в прихотях Огня.
Раб себя, страстей свободных,
Полонянник Чернородных,
Носят Дьяволы меня.
Посижу – и вдруг соскучусь,
Погляжу – совсем измучусь.
Где я? Что я? Запою.
Все по-новому о старом.
Все бы дальше, все бы к чарам.
Вею, рею, вею, вью.



XII

МАК


      Кто маки срывает,
      Тот гром вызывает,
В Брабанте сказали мне так.
      И вот почему я
      Весь вздрогну, ликуя,
Дрожу, заприметивши мак.



XIII

ДВЕ РЕЧИ


Есть обиходная речь,
Это – слова,
Которыми жизнь в ежедневном теченье жива.
А для единственных встреч
Двух озарившихся душ, или тел,
Есть и другая, напевная речь.
Ветер ее нам однажды пропел,
Видя в лесу,
Между трав,
Как в просветленности нежных забав
Любовь целовала красу,
Ветер ее прихотливо пропел,
И закружился, и прочь улетел.
В этот же час
Сад был от яблонь влюбляюще-бел,
И по Земле, в отдаленный предел
Сказка любви понеслась,
В трепете белых, и всяких цветков,
В пении птиц, и людей, и громов.



XIV

СТРЕЛА


Говорят – полюби человеков.
Хорошо. Только как же мне быть?
Ведь родителей должно мне чтить и любить?
Кто ж древнее – Атлантов, Ацтеков,
Ассириян, Халдеев, Варягов, Славян?
Коль закон – так закон. Нам он дан.
Человеков люблю – в ипостаси их древней,
Глаза были ярче у них, и речи напевней,
В их голосе слышался говор морей,
Луной серебрились их струны,
О богах и героях вещали им руны,
И клинопись им возвещала о мощи великих царей.
Но руны, и клинопись – стрелы,
Острия,
Бьющего метко, копья.
Уходите же вы, что в желаниях бледных не смелы,
Человеки, в свои удалитесь пределы.
Лук дрожит. Догони их, вестунья моя.



XV

ПЕРЕВАЛ


Справа – горы, слева – горы,
Справа, снизу, там узоры
Задремавших сел.
Слева – кручи, слева – тучи,
Слева слышен зов певучий,
То прорвался ключ гремучий,
И завел,
Мысль повел он по извивам,
В беге срывном и счастливом
Пляшет он по склонам скал,
Вот запал,
Вот юркнул,
В царстве камня потонул,
Снова, ящерицей, глянул,
Залукавил, промелькнул,
Снова скрытности оставил,
Вырос, поднял целый гул,
Закурчавил
Гребни скал,
И отсел,
Миновавши перевал,
Влево – влево он ушел,
И рокочет, не устал,
И от выси в самый дол
Свеже-брызжущую влагу лентой светлою провел.



XVI

НЕБЕСНЫЙ БЫК


На золотых рогах
Небесного быка,
В снежистых облаках,
Где вечная река, –
В лазури высоты,
Слились живым венком
Багряные цветы
Над сумрачным быком.
Возрадовался бык,
Возликовал, стеня,
Любить он не привык
Без громного огня.
Он гулко возопил,
И прокатился гром,
Как будто омут сил
Взыграл своим жерлом.
Прорвались облака,
Небесный глянул луч,
Три сотни для быка
Коров стоят вокруг.
И в празднике огня
До каждой есть прыжок,
И каждая, стеня,
Любовный знает срок.
И сладостен разрыв
От острия любви,
И много влажных нив
В заоблачной крови.
А к вечеру вдали
Зажглась в выси звезда.
И на ночлег пошли
Небесные стада.



XVII

ВЕДОГОНЬ


У каждого есть ведогонь.
Когда ты заснешь, он встает,
В крылах его дышит полет,
Осмотрится, дунет, идет,
Окреп, улетает, не тронь.

Он волен, когда мы во сне.
И разный нам видится сон.
Вот птица, лазурь, небосклон,
Не мы это видим, а он,
И тонем мы с ним в вышине.

Вот ветер бежит по цветам.
Красивый с красивой, их два,
Бессмертная сказка жива.
Целует. И дышит трава.
Заснувшим так сладко устам.

Вот ссора, чудовищный вид.
С ножом ведогони, беда,
Открылась и льется руда,
Ты спишь, ты уснул навсегда.
Смотри. Ведогонь твой убит.



XVIII

ЕДИНО-РАЗНЫЙ


Мы вносимы
В светы, в дымы,
Мы крутимы
Без конца.
В светозарный
Гром ударный,
В мрак сердец и в свет лица.

Но покуда
Есть Иуда,
Есть и чудо
Для людей.
Светлый мститель,
Искупитель
Омрачающих страстей.

И покуда
Нам отсюда
Изумруда
Светит свет,
Мчит нас белый
Бог – в пределы
Красных солнц и всех планет.



XIX

СЕМЬ


Из дыханья – камень красный,
Из воздушного – ужасный
По громоздкости бесстрастной.

А из камня, из забвенья,
Из земли, отяжеленья –
Изумрудное растенье.

Из растенья, из ночлега
Тайно-жаркого побега –
Зверь, взглянуть – так это нега.

А из зверя, встал из зверя, –
То богатство, иль потеря, –
Человек, всебожность меря.

Из него, из человека, –
То силач, или калека, –
Бог растет в века из века.

Бог встает, за богом боги,
Бесконечные дороги,
Многи мраки, звезды многи.

Это – шесть, но семь – священно,
Выше бога, неизменно,
Что на Вечном – в миге пенно.



XX

ВСЕБОЖИЕ


В водах есть рыбы, – и боги есть рыб.
В воздухе птицы, – есть боги крылаты.
В травах свернулась змея вперегиб, –
Вещий есть Змей, бог любви, хоть проклятый.
Боги лесные – как волки глядят.
Боги ночные – как враны.
Боги дневные – как солнечный взгляд,
Боги бесчасья – слепые туманы.
Люди всегда о богах говорят,
Им отдают все несчетные страны.
Сами богами над Миром мы здесь
Будем, – он наш будет весь!



XXI

ВЫЗОВ


Бряцать на кимвалах – умерших религий,
Вериги носить – отошедших веков,
И вечно быть в букве, и вечно быть в книге, –
Довольно. Я в бунте. Довольно оков.
Я только оставлю, там в сердце лелея,
Зелено – Перистого Змея себе,
Волшебного Фея, цветистого Змея, –
И вызов бросаю Судьбе!



XXII

ПЕСНИ БЕСОВСКИЕ


Песни бесовские, песни приязные,
Мысли мирские, плесканья, плясания,
Были вы прокляты, звезды алмазные,
Подслеповатость гнала вас в изгнание!
Гнали вас, пляски Весны хороводные,
Вот и загнали в леса изумрудные,
Любо скликаться вам, птицы свободные.
Сколь вы прелестные, сколь многочудные!



XXIII

ДЖЭЛАЛЬЭДДИН РУМИ


Тот, кто знает силу пляски,
В том, как в вихре, светит Бог,
Ибо смерть он знает в ласке.
Алла – гу!
В дальнем, в близком, в вышнем, в низком,
В миге Вечность, в буре вздох,
Знает он любви смертельность.
Алла – гу!

1907. Золотой Сентябрь. Зеленый Океан
Souiac-sur-Mer
Villa Ave Maria