Константин Бальмонт. КАМЕНЬ ГОЛУБОЙ (Сб. ЗАРЕВО ЗОРЬ)




КАМЕНЬ ГОЛУБОЙ


Это камень голубой,
Это камень драгоценный,
Что сияет трем мирам.
Посмотри душою пленной,
Он лазурится вон там,
Посмотри в тиши забвенной,
Он горит перед тобой,
Это камень голубой,
Это светоч драгоценный,
Что колдует трем мирам.

Он высóко над тобою,
В небосини круговой,
Целый мир он взял без бою,
Окружив его собою,
И, чтоб не был мир слепой,
Чтоб лазурь, что так богата,
Оттенилась блеском злата,
Вдоль небесного он ската
Кинул Солнце пред собой,
Бросил Месяц, сгусток пенный, –
Этот камень голубой,
Этот камень драгоценный,
Что сияет трем мирам.
Видишь бурю по горам?
В тучевом потоке взрытом,
Меж обрывов здесь и там,
Их снегам и их гранитам,
В лике молний златолитом,
Проложил он путь громам.
Видишь, свитком перевитым,
Влажный стебель пред тобой
Дал рожденье нежной чаше,
Что горит все краше, краше?
Это лотос голубой,
Он глядится в души наши,
Обвенчав меня с тобой.

И когда, в блаженстве млея,
В тонком вкрадчивом огне,
Ты, влюбленная лилея,
Прижимаешься ко мне,
И когда, как ночи лета
Страсть одета в блеск зарниц, –
Исполняется примета,
Что лазурь дана для птиц,
И лазурь для нежных лиц.
Ибо мы, в самозабвенный
Погружаяся прибой,
Погружая взор во взоры,
И в молчанье – разговоры,
Видим пламень голубой,
Там, в глазах влюбленных, пленный,
В плен мгновенный предан нам,
Этот камень драгоценный,
Этот свет всегда живой,
Этот камень голубой.
Самоцвет неоцененный,
Что сияет трем мирам.



ПОДЗЕМНЫЕ


Там, где по зарям, с плавучими огнями,
Первый стелется туман,
В скрытости бегут подземными путями,
Чудо-змеи темных стран,
Свежие ключи в излучинах незримых.
Так следи за той зарей,
И когда она растает в светлых дымах,
Знак поняв, колодец рой.



В БОРЕ НАД МОРЕМ


Синий клевер на горе,
Цвет румянцевый в заре,
В Океане тенесвет,
Вороненой стали цвет.

Запах ладанный сосны,
Свежий воздух тишины,
И соленый с Моря дух,
Цвет и запах мыслят вслух.



ЧЕРЕЗ ВЕКА


Я буду жить века, и обливаться кровью,
Чтоб ведать первый миг, с распаханною новью.

И я сквозь стон пройду, оплоты гор дробя,
Но я во тьме времен всегда найду тебя,

Я засвечусь в веках, поющей песни, кровью,
Земля-вдова, вздохнув, возлюбит долю вдовью.

И Солнце, бог ее, супруг давнишних дней,
Сквозь песнь мою опять прижмется страстно к ней.

Я расцвечу века коралловою кровью,
Пороги проплыву, легко скользну к низовью.

И победив ущерб, как лунная ладья,
Ты вновь ко мне придешь и скажешь: «Я твоя».



РАКОВИНА


Вкруг раковины млеет хотящая вода,
Вкруг влаги ярко рдеет живой огонь, всегда.
Вокруг пожара – воздух, вкруг воздуха – эфир,
Вокруг эфира – зренье, здесь замкнут целый мир.

Вкруг раковины – воздух, эфир, огонь, вода.
А в раковине круглой – какая там звезда?
Там скрыт ли нежный жемчуг? Добро там или Зло?
В ковчеге сокровенном – священное число.

Хранит оно безгласно всю цельность бытия,
И в нем, бесстрастно, ясно, в забвеньи – Ты и Я.
Но тотчас лик за ликом мелькнет в дрожащей мгле,
Едва лишь разделенье означится в числе.

Плывут, ползут, летают, меж страшных камышей,
Чудовищные рыбы и жадный птицезмей.
И вот свирель Я сделал; пропел Себя в веках,
И Ты, любовь, явилась, вся в нежных жемчугах.



ЗВЕРОБОЙ


Лучинник, степной зверобой,
Златистый, а есть также синий.
Так звезды, что вьются толпой,
В степях высоты голубой,
Гадая в той вышней пустыне,
Со мной пошутили, с тобой,
И вырос двойной зверобой.
Я здесь с золотыми кудрями,
Ты там с голубыми очами,
Тоскуя, горим на степи,
Мы вместе и врозь. Потерпи.
Недаром там звезды над нами,
Есть свадебный ветер в степи.



У МОРЯ


Я у Моря голубого,
Подле пальмы, над волной.
С милой снова, с влагой снова,
Говорит она со мной.

В быстрой шалости белеет
Закипевшая волна.
Если хочет, – тотчас смеет,
Так как может, – вот она.



ГЛАЗА ТВОИ СИНИЕ


Глаза твои синие – как зимний, далекий лес,
Под Солнцем сияющим с высоких и синих Небес.

Глаза твои синие – как сумрак летящих бурь,
В них грозы грядущие, в них спящего сердца лазурь.

Глаза твои синие – как тайна алтарных завес,
Глаза твои синие – как зимний далекий лес.



ЗОРИ


С тобой, моя желанная мечта,
Изведал я, в сияньи зорь, лобзанье,
Единственность призывного касанья,
Ты каждый миг – и та же, и не та.

Ключ жизни, утро Мая, красота,
Таинственность священного сказанья,
Восполненность живого состязанья,
Предельный свет, пронзенная мета.

Твои глаза глядят, когда глядят,
Твой поцелуй – воистину лобзанье,
И для меня ты примешь истязанья,

И для меня, со мною, примешь яд,
Мы довершим высокое дерзанье,
О нас певцы в веках возговорят.



ПЕРВЫЙ СНЕГ


Как стало тихо на горах
От свежевыпавшего снега.
В каких медлительных кругах
Восходит дым. И в небесах
Какая ласковая нега.
И хоть зима, дышу тобой,
Веснянка, свет мой голубой.
Как будто мы, в преддверьи храма,
Глядим на струи фимиама.



ДУШЕ


Весна повсюду хороша,
      Любовь всегда любовь.
Но, если любишь ты, душа,
      Одежды приготовь.

Разлей по высям гор огни,
      Усиль цветной восход.
Везде цветы распространи,
      Им потерявши счет.

Разлив огни, сгусти туман,
      И светлый дождь пролей.
Чтоб был свежащий праздник дан
      Для жаждущих стеблей.

Оденься в нежный изумруд,
      И грезам, о, душа,
Отдай себя, они вот тут,
      Вот ждут, чуть-чуть дыша.



ПАСХАЛЬНЫЕ


Словно свечечки пасхальные,
Пасхи – легкой смены снов,
Словно в светлый миг венчальные
Нити нежных жемчугов, –

Расцвечаясь в осененности,
Отсвечают с высоты
Первой призрачной влюбленности
Почки, ветви, и листы.



ПИР


Брызги листьев зеленых,
Праздник новой весны,
Травы на горных склонах,
Жаждой любить взнесены.

Нежный цвет изумруда,
Медленный благовест дня,
Новое вечное чудо,
Пир молодого огня.



ГОЛУБЫЕ ГЛАЗА


– Отчего у тебя голубые глаза?
– Оттого, что, когда пролетала гроза,
Были молнии рдяны и сини,
Я смотрела на пляску тех синих огней,
И на небо, что все становилось синей,
А потом я пошла по пустыне,
Предо мной голубел и синел зверобой,
Колокольчик сиял и звенел голубой,
И пришла я в наш дом на ступени,
А над ними уж ночь, голубея, плыла,
И Весна королевой лазури была,
И душисто синели сирени.



РЫЦАРЬ


Кто ты, летящий за чертой?
– Воитель бури молодой.
Зажгу свечу, проснется гром.
И сломит тучу мой излом.

Мой меч – огонь. Мой красный конь –
В неутолимости погонь.
Лечу, свечу, – и ток дождя
Играет, тучу бороздя.

Мой круглый щит, семи цветов,
Горит на чашечках цветов.
В росе – мой облик молодой.
Я рыцарь Молнии златой.



ДЫМКА


Колосья тонкие цвели,
Качаясь и мерцая.
И словно таял звон вдали
Как дымка голубая.

Там был голубоватый лес,
Обедню пели птицы.
Душа качнула мглу завес,
И дрогнули ресницы.



ЗАПРЕТНОСТЬ


      Мы рвали с тобой золотые цветы,
Мы смотрели в зеркальность реки,
      В воде отражалась воздушная ты,
И в душе было много тоски.

      Мы знали, что путь есть от сердца до глаз,
И что вот полюбили сердца,
      Но мысль оковала запретностью нас,
И скорбим, мы скорбим, без конца.



БЕДНЫЕ ДЕТИ


Бедные дети! Зачем вы сковали
То, что от вечности вольно?
Вы укачали земные печали,
Все же вам смутно и больно.

Вы, не спросясь у расчисленной жизни,
Силе любви уступили.
Сердце – как после разлуки в отчизне,
В сказке – и в явленной были.

Пусть же растает, меж близких нежданно,
Эта последняя связа: –
В двух однопевность поет необманно
Разностью радуг алмаза.



ВЕНЧАННЫЙ МИГ


Поцелуй. Замиренность двух лиц.
      Миг причастия.
Преклониться молитвенно ниц,
      В этом – счастие.

Между всех озаренных икон,
      Безглагольная.
Но живая, как стихнувший стон,
      Вот уж – вольная.

Вот уж в храме – лелеешь мечты,
      Но храмовные.
В свете свеч мы с тобой, я и ты,
      Безгреховные.



БЛАГОСЛОВЕНИЕ


Не первозданность солнц, не бесконечность звезд,
      В ночи плывущих вереницами,
Не ветхих дней завет, не семицветный мост,
            В громах, с зарницами, –

Не перекатный гул вскипающих морей,
      С их усиленьем – океанами, –
Не ветры, что поят дождями цвет стеблей,
            Светло-медвяными, –

Не эта пышность вся, – хоть это все люблю, –
      Владея сердцем, жжет волнением, –
А луч души к душе – его я в песне длю
            Благословением.



КАК НОЧЬ


Она пришла ко мне молчащая как Ночь,
Глядящая как Ночь фиалками-очами,
Где росы кроткие звездилися лучами,
Она пришла ко мне такая же точь-в-точь,
Как тиховейная, как вкрадчивая Ночь.

Ее единый взгляд проник до глуби тайной,
Где в зеркале немом – мое другое я,
И я – как лик ее, она – как тень моя,
Мы молча смотримся в затон необычайный,
Горящий звездностью, бездонностью, и тайной.



К ЖЕМЧУГАМ


Любовь, опять Луна глядит в мое окно,
На Море – серебро, от серебра – прохлада,
И одинокая поющая цикада
О чувствах говорит, светивших мне давно, –

Там, в крае призрачном, как греза, где звено,
Меж нами бывшее, скрепилось блеском взгляда,
Куда вернуться нам неустранимо надо,
Куда вернуться нам – созвездно – суждено.

Там в странах призрачных, как сказка, ты светила
Таким фиалковым и сладостным огнем,
Что колыбелился и пел он мне: «Уснем».

И в сердце вспыхнула негаснущая сила.
И дни содвинулись. И Небо так решило: –
«Идите к жемчугам – опять – морским путем».



СЧАСТЬЕ


Счастье! В желанном себя потеряв,
Будешь любить.
Нежно за волосы взяв,
Будешь рот его пить,
Целующий рот его пить,
Как росу испивают по капле расцветности трав.
Счастье! Себя потеряв,
Снова себя находить
В этом другом,
В нить золотую его перевить свою тонкую нить,
Быть лепестком с лепестком,
Чашей двойною расцветших купав,
Чашей одной, затаившей вино,
Слитно упасть на заветное дно,
Быть между зыблемых трав,
Сердце до милого сердца прижав,
Знать, что Судьбой это все решено,
В звездах, давно.



ГОЛУБОЕ


Мне снилось, мы с тобой вступили в Голубое.
То было царство звезд, фиалок, и воды.
Лазурные поля. Леса. Мы были двое.
Звезда не торопясь вела нас до звезды.

Среди высоких гор базальта голубого
Часовни были там курившихся пещер.
Шел белый дым из них, и снова в них и снова
Звук эхо нашу мысль перелагал в размер.

По берегам ручьев мерцали незабудки,
В сиреневых кустах светился фимиам.
И колокольчики, как башенки-малютки,
Светя, струили звон в лазурь Небес и к нам.

А птицы синие, что Время означали,
Летали по кругам, баюкая мечты
И в сердце пела песнь, что кончились печали,
Что я навек с тобой, навек со мною ты.



ПЛАМЯ


Если пламя голубое
Ты зажжешь на алтаре,
Вас, лелейных, в храме – двое,
И лицо свое живое,
Весь сияя как в заре, –
До лазури наклоняя,
Оттеняя ту зарю,
Пламя синее впивая,
Бог вещает: – Я горю.
Я с тобою, земножитель,
Мой молельник, мой святитель,
Я с тобою говорю.
Если ты зажег молитву,
Искры в пляску устремил,
На горячую ловитву
Я схожу под звон кадил.
И ловлю я это пламя,
И вздымаю дым как знамя,
И вдыхаю жар души,
Этот синий-синий ладан.
Миг загадан и разгадан,
К светлой цели поспеши.
Что задумал, то случится,
Счастье – верное твое,
Ибо синий пламень длится,
Выпрямляясь как копье.



ЗВЕЗДНАЯ ГРАМОТА


Я дам тебе звездную грамоту,
Дорогою сделаю радугу,
Над пропастью дней многогромною
Твой терем высоко взнесу.
И зори, со звездами дружные,
И зори рассветов жемчужные,
Протянут свою полосу.

Ты будешь во сне многосладостном,
Душистом как нежные ландыши,
Сквозистом как лес многолиственный,
Росистом как ласковый луг.
Ты будешь в слияньи и в пении,
Мы будем в бессмертном мгновении,
С лицом, обращенным на Юг.