Игорь Северянин. СТИХИ В НЕНАСТНЫЙ ДЕНЬ (Сб. VICTORIA REGIA)




В ненастный день взойдет, как солнце,
Моя вселенская душа!
(Заключительные строки «Громокипящего кубка»)

Вере Жуковской


I


Я жив, и жить хочу, и буду
Жить – бесконечный – без конца.
Не подходите, точно к чуду,
К чертам бессмертного лица:

Жизнь – в нашей власти: мы дотоле
Трепещем, бьемся и живем,
Пока в нас много ярой воли
К тому, что жизнью мы зовем.

Смерть торжествует в те мгновенья,
Когда поверил ты в нее,
И нет в тебе сопротивленья:
Смерть – малодушие твое.

Я не могу себе представить
Всем ощущеньем, всей душой,
Как можно этот мир оставить, –
Молчать, истлеть, не быть собой!

Я превозмог порывы гнева:
Убив другого – я убит…
А потому – любимец неба –
Прощу – чтоб жить! – всю боль обид.

Я смел и прям, и прост, и светел.
И смерти явно я бегу.
Я всех простил, я всех приветил,
А большего я не могу!..

Что значит жить? Для вас, – не знаю…
Жить для меня – вдыхать сирень,
В крещенский снег стремиться к маю,
Благословляя новый день

Искать Ее, не уставая,
И петь, и мыслить, и дышать.
Какие нови в чарах мая!
Какая в новях благодать!

И сколько новей в чарах мая,
Ведь столько песен впереди!
Живи, живое восторгая!
От смерти мертвое буди!

Но если ты, в чьих мыслях узость,
Мне скажешь «трус», – услышишь ты:
– Да здравствует святая трусость
Во имя жизни и мечты!

1914. Октябрь



II


Во имя зорь весны грядущей
И вешнего разлива рек
Прости обидчика, живущий,
Как человека – человек.

В существование обиды
Душой и разумом не верь,
Враждебные эфемериды
Да изничтожатся теперь!

Да распылится самолюбье,
Как одуванчик золотой!
Цвети, улыбка алогубья,
Эмблема жизни молодой.

Смелее к ближнему с приветом,
А встретишь злобу – отойди,
Не осудив его при этом:
Людей так много впереди.

Непонимающий невинен,
Его винящий виноват.
Грядущий день весенен, дивен,
Сиренен, птичен, солнчен, злат.

И мая новый май сюрпризней
Своею новью огневой.
Во имя ощущенья жизни
Люби живущее, живой!

1914. Ноябрь
Петроград



III


Мою страну зовут Россией.
Я в ней рожден, ее люблю.
И если б вы меня спросили,
Молю ль победы ей, – молю!

Да, я молю. Но оттого ли,
Что край мой лучше всех краев?…
Везде краса и святость боли,
И скорбь везде, где льется кровь…

И люди все же всюду люди, –
Утонченники ль, дикари ль, –
Ведущие в добре и худе
Свою банальную кадриль.

Я, призывающий к содружью
И к радостям тебя, земля,
Я жажду русскому оружью
Побед затем, что русский – я!

Ах, роднозем, как заусенец,
Докучен, иногда кровав.
Кто мыслит глубже, тот вселенец:
Тогда, как я, мой недруг прав.

Но если недруг прав разбоем,
Самозащитою я свят.
Мы победим. И успокоим,
И оправдаем всех солдат.



IV


Мы победим! Не я, вот, лично:
В стихах великий – в битвах мал.
Но если надо, – что ж, отлично!
Шампанского! коня! кинжал!

Великий в строфах – зауряден
По паспорту своей страны.
От девушек и виноградин
Поля кровавые видны.

Живой всегда над жизнью властен,
И выбор есть, и есть исход…
Какую же из двух напастей
Мне выбрать, милый мой народ?

Вот если б я был поэтесса! –
На Красный Крест сменил я меч…
Повторны времена Дантеса,
И глупо гениев беречь!..

Но издавна дружащий с риском,
Здесь я останусь невредим,
Тем более, что в очень близком
Мы несомненно победим.



V


Провижу день: в цветах застава.
Весна и солнце, и народ
В улыбках дев – любовь и слава.
Войска окончили поход.

Под музыку кавалерийских,
И значит щегольских, полков –
Чужие лица, как у близких,
В лучах расширенных зрачков.

Кирасы каски и кокарды,
Звяк шпор и сабель среброзлат.
Блистательны кавалергарды
В светилах элегантных лат.

И белоконные гусары
Венгерки приспустили с плеч.
Героям девы деят чары,
Брачуясь радые возлечь…

Отрадно в этот день весенний,
В народный, музычный, цветной,
Не чувствовать былых сомнений
Повеселевшею душой.

И что еще всегда томило
Противоречьями дразня,
Теперь так просто, любо, мило, –
Вчерашнее – не для меня.

Привет победе, людям, маю!
Цветам и чувствам молодым!
Я мертвецов не воскрешаю,
Но ярко радуюсь живым!



VI


Благословляю ваши домы!
Любовь и мир несу в страну.
Я, выгромлявший в небе громы,
Зажегший молнией луну!

Ушедшее непоправимо.
Шампань холопно пролита…
Но жизнь жива! Но жизнь любима!
И есть восторг! И есть мечта!

Вы, культоры гнилого мира,
Мир перестройте до основ!
Бряцай пророчно, Златолира,
Чарунья грез, вещунья снов!

В них – людокóсящие войны
Невероятны, – как потоп.
В них – убеждения непробойны
И милосердней антилоп.

Не повторятся впредь ошибки,
Вас устремлявшие к войне!
Тому порукою – улыбки,
Замотыльчившие во мне.

Я верю, я охотно верю
В людскую светлую судьбу.
Нет места в человеке зверю,
Как в гордом места нет рабу!

1914. Ноябрь