Игорь Северянин. ПОВРАГА (Сб. МИРРЭЛИЯ)




ПОВРАГА


У вдавленного в лес оврага,
Стремясь всем головы вскружить,
Живет неведная поврага,
Живет, чтобы живя, вражить.

То шлет автомобильной шине
Пустобутыльное стекло,
То ночь, подвластную вражине,
Нажить снежино наголо.

То заблуждает сердце девье
И – заблужденная – блудит.
То валит вялые деревья,
И – ворожбовая – вражит…

Сраженная вражиней Драга
Вздорожала дрогло в дряблой мгле…
Пока бежит, вража, поврага,
Не будет дружно на земле…

1916. Январь
Петроград



18 ФЕВРАЛЯ 1915 ГОДА


Девятьсот пятнадцатого года
Восемнадцатого февраля
Днем была пригожая погода,
К вечеру овьюжилась земля.

Я сидел в ликеровой истоме,
И была истома так пошла…
Ты вошла, как женщина, в мой номер,
Как виденье, в душу мне вошла…

Тихий стук, и вот – я знаю, знаю,
Кто войдет! – входи же поскорей!
Жду, зову, люблю и принимаю!
О, мечта в раскрытии дверей!..

О, Любовь! Тебе моя свобода
И тебе величье короля
С восемнадцатого февраля
Девятьсот пятнадцатого года!..

1916. Февраль
Москва



О, ГОРЕ СЕРДЦУ!


Ты вся на море! ты вся на юге! и даже южно
Глаза сияют. Ты вся чужая. Ты вся – полет.
О, горе сердцу! – мы неразлучны с тобою год.
Как это странно! как это больно! и как ненужно!

Ты побледнела, ты исхудала: в изнеможеньи
Ты вся на море, ты вся на юге! ты вся вдали.
О, горе сердцу! – мы год, как хворост, шутя, сожгли,
И расстаемся: я – с нежной скорбью, ты – в раздраженьи.

Ты осудила меня за мягкость и за сердечность, –
За состраданье к той неудачной, забытой мной, –
О, горе сердцу! – кого я наспех назвал родной…
Но кто виною? – Моя неровность! моя беспечность.

Моя порывность! моя беспечность! да, вы виною,
Как ты, о юность, ты, опьяненность! ты, звон в крови!
И жажда женской чаруйной ласки! И зов любви!
О, горе сердцу! – ведь так смеялись весна весною…

Сирень сиренью… И с новым маем, и с новой листью
Все весенело; сверкало, пело в душе опять.
Я верил в счастье, я верил в женщин – четыре, пять,
Семь и двенадцать встречая весен, весь – бескорыстье.

О, бескорыстье весенней веры в такую встречу,
Чтоб расставаться не надо было, – в тебе ль не зло?
О, горе сердцу! – двенадцать женщин судьбой смело!
Я так растерян, я так измучен, так искалечен.

Но боль за болью и за утратой еще утрата:
Тебя теряю, свою волшебку, свою мечту…
Ты вся на море, ты вся на юге, вся на лету…
О, горе сердцу! И за ошибки ему расплата…

1916. Февраль, 17
Петроград



ПОЭЗА СТРАННОСТЕЙ ЖИЗНИ

Авг. Дм. Барановой


Встречаются, чтобы разлучаться…
Влюбляются, чтобы разлюбить…
Мне хочется расхохотаться
И разрыдаться – и не жить!

Клянутся, чтоб нарушить клятвы…
Мечтают, чтоб клянуть мечты…
О, скорбь тому, кому понятны
Все наслаждения Тщеты!..

В деревне хочется столицы…
В столице хочется глуши…
И всюду человечьи лица
Без человеческой души…

Как часто красота уродна,
И есть в уродстве красота…
Как часто низость благородна,
И злы невинные уста.

Так как же не расхохотаться,
Не разрыдаться, как же жить,
Когда возможно расставаться,
Когда возможно разлюбить?!.

1916. Февраль
Москва



БЫВАЮТ ТАКИЕ МГНОВЕНИЯ…


Бывают такие мгновения,
Когда тишины и забвения, –
Да, лишь тишины и забвения, –
И просит, и молит душа…

Когда все людские тревоги,
Когда все земные дороги
И Бог, и волненья о Боге
Душе безразлично-чужды…

Не знаю, быть может, усталость,
Быть может, к прошедшему жалость, –
Не знаю – но, зяблое, сжалось
Печальное сердце мое…

И то, что вчера волновало,
Томило, влекло, чаровало,
Сегодня так жалко, так мало
В пустыне цветущей души…

Но только упьешься мгновенной
Усладой, такою забвенной,
Откуда-то веет вервэной,
Излученной и моревой…

И снова свежо и солено,
И снова в деревьях зелено,
И снова легко и влюбленно
В познавшей забвенье душе!..

1916. Апрель, 19
Гатчина



ПОЭЗА СИРЕНЕВОЙ МОРДОЧКИ


Твоя сиреневая мордочка
Заулыбалась мне остро.
Как по тебе тоскует жердочка,
Куренок, рябчатый пестро!..

Как васильковы и люнелевы
Твои лошадии глаза!
Как щеки девственно-апрелевы!
Тебя Ифрит мне указал!..

И вся ты, вся, такая зыбкая,
Такая хрупкая, – о, вся! –
Мне говоришь своей улыбкою,
Что есть сирень, а в ней – оса…

1916. Май, 4
Харьков



ПОЭЗА СЕВЕРНОГО ОЗЕРА


В двенадцати верстах от Луги,
В лесу сосновом, на песке,
В любимом обществе подруги
Живу в чарующей тоске.

Среди озер, берез и елок
И сосен мачтовых среди
Бежит извилистый проселок,
Шум оставляя позади.

Я не люблю дорог шоссейных:
На них – харчевни и обоз.
Я жить привык в сквозных, в кисейных
Лесах, у колыбели грез.

В просторном доме, в десять комнат,
Простой, мещанистый уют,
Среди которого укромно
Дни северлетние текут.

Дом на горе, а в котловине,
Как грандиозное яйцо,
Блистает озеро сталь-сине,
И в нем – любимое лицо!

С ольховой удочкой, в дырявой
И утлой лодке, на корме,
Ты – нежный отдых мой от славы,
Который я найти сумел…

То в аметистовом, то в белом,
То в бронзовом, то в голубом,
Ты бродишь в парке запустелом
И песней оживляешь дом.

На дне озерном бродят раки
И плоскотелые лещи.
Но берегись: в зеленом мраке
Медведи, змеи и клещи.

А вечерами крыломыши
Лавируют среди берез,
И барабанит дождь по крыше,
Как громоносный Берлиоз.

Да, много в жизни деревенской
Несносных и противных «но»,
Но то, о чем твердит Каменский,
Решительно исключено…

Здесь некому плести интриги,
И некому копать здесь ям…
Ни до Вердена, ни до Риги
Нет дела никакого нам…

Здесь царство в некотором роде,
И от того, что я – поэт,
Я кровью чужд людской породе
И свято чту нейтралитет.

1916. Конец июля
Им. Бельск



ОПЕЧАЛЕННАЯ ПОЭЗА


Не вечно мне гореть. Не вечно мне пылать.
И я могу стареть. И я могу устать.
Чем больше пламени в моем давно бывалом,
Тем меньше впереди огня во мне усталом.

Но все-таки, пока во мне играет кровь,
Хоть изредка, могу надеяться я вновь
Зажечься, засиять и устремиться к маю…
Я все еще живу. Я все еще пылаю…

1916. Декабрь, 8
Гатчина



МУЗЕЙ МОЕЙ ВЕСНЫ


О милый тихий городок,
Мой старый, верный друг,
Я изменить тебе не мог
И, убежав от всех тревог,
В тебя въезжаю вдруг!

Ах, не в тебе ль цвела сирень,
Сирень весны моей?
Не твой ли – ах! – весенний день
Взбурлил во мне «Весенний день»,
Чей стих – весны ясней?

И не окрестности твои ль,
Что спят в березняке,
И солнцесвет, и лунопыль
Моих стихов сковали стиль,
Гремящих вдалеке?

И не в тебе ли в первый раз
Моя вспылала кровь?
Не предназначенных мне глаз, –
Ах, не в тебе ль, – я пил экстаз
И думал: «Вот любовь!»

О первый мой самообман,
Мне причинивший боль,
Ты испарился, как туман,
Но ты недаром мне был дан:
В тебе была эоль!

И только много лет спустя,
Ошибок ряд познав,
Я встретил женщину-дитя
С таким неотразимым «я»,
Что полюбить был прав.

Да, не заехать я не мог
Теперь, когда ясны
Мои улыбки, в твой шатрок,
Мой милый, тихий городок,
Музей моей весны!..

1916. Апрель, 19
Гатчина



ПОЭЗА ДМИТРИЮ ДОРИНУ


Я перечитываю снова
Твои стихи, – и в ореол
Давно угасшего Былого
Взлетел «Тоскующий Орел»!

Ах, чувствам нет определенья…
Чего до слез, до муки жаль?
Какое странное волненье!
Какая странная печаль!

Твои стихи! – они мне милы!
На редкость дороги они!
Моя известность не затмила
Того, что помним мы одни!

И если не совсем умелы
Твои смущенные стихи,
Что мне до этого за дело,
Раз сердцу моему близки?!..

Ведь в них и Фофанов, и Пудость,
Твоей застенчивости «аль»,
И внешних лет святая скудость,
Которую-то мне и жаль…

Пусть мой порыв нелеп и вздорен, –
Я не стыжусь его; я рад,
Что где-то жив мой грустный Дорин,
Меня волнующий собрат.

1916. Ноябрь, 9
Гатчина



ГАСТРОНОМИЧЕСКИЕ ДРЕВНОСТИ


Лукулл, Октавий, Поллион,
Апиций, Клавдий – гастрономы!
Ваш гурманический закон:
Устроить пир, вспенить ритон
И уедаться до истомы.

Прославленный архимагир,
Одетый чуть не в латиклаву,
Причудами еды весь мир
Дивил, и рокотанье лир
Отметило его по праву.

Не раз в шелках имплувиат,
Закутав головы кукулем,
К Лукуллу толпы шли мэнад
Пить выгрозденный виноград,
Соперничающий с июлем.

Из терм Агриппы сам Нерон,
Искавший упоенья в литре,
Шел к гастрономам снить свой сон,
И не Нероном ли пронзен
Прощающий его Димитрий?

И не на этих ли пирах
Тот, кто рожден с душой орлиной, –
Пизон, Петроний, – пал во прах,
Сраженный той, чье имя – страх:
Статилиею – Мессалиной?

1916. Октябрь, 15
Гатчина



РИФМОДИССО


Вдали, в долине, играют Грига.
В играньи Грига такая нега.
Вуалит негой фиордов сага.
Мир хочет мира, мир ищет бога.
О, сталь поляра! о, рыхлость юга!
Пук белых молний взметнула вьюга,
Со снежным полем слилась дорога.
Я слышу поступь мороза-мага;
Он весь из вьюги, он весь из снега.
В мотивах Грига – бессмертье мига.

1916. Ноябрь
Гатчина



МИНЬОНЕТ


О, мечта бархатисто-фиолевая,
  Ты, фиалка моя,
Расцветаешь, меня окороливая,
  Аромат свой лия…

Нежно теплится в сердце эолевая
  Синих вздохов струя,
О, мечта бархатисто-фиолевая,
  Ты, фиалка моя!

1916. Декабрь, 8
Гатчина



БЕЛАЯ ФИАЛКА


Когда вы едете к деревне
Из сквозь пропыленной Москвы,
Уподобаетесь царевне
Веков минувших тотчас Вы.

К фиалкам белым злая ревность,
Берете страстно их букет,
Оправдываете царевность
Отлеченных когда-то лет.

И, может быть, – кто смеет спорить? –
Способна, нежно-хороша,
Злой папоротник разузорить
Фиалки белая душа?

Ни шоколадных, ни лиловых, –
Лишь белые берете вы…
Не в поезде, не на почтовых, –
На крыльях надо из Москвы…

1916. Декабрь, 26
Гатчина



ОСЕННЯЯ ПОЭЗА

Уже деревья скелетеют…
Балькис Савская


Уже деревья скелетеют
И румянеют, и желтеют;
Уж лето бросило поля,
Их зелень златом опаля.

Уж ветки стали как дубины,
Уже заежились рябины,
И поморозили грибы
В сухой листве свои горбы.

Уже затинились озера,
И мирового фантазера
Мечты отусклены уже,
Уже печаль в земной душе.

1916. Сентябрь, 7
Им. Бельск



ПОЭЗА ЛУННЫХ НАСТРОЕНИЙ


Как в сказке… Как в сказке… Луна голубеет.
    Луна серебреет…
    Прозрачная тишь…
Как в сказке… Как в сказке… Луна голубеет.
    И лес скелетеет…
    Зачем ты молчишь?
Как в сказке… Как в сказке… Луна голубеет.
    Не дышит, не веет
    Озерный камыш…
Как в сказке… Как в сказке… Луна голубеет.
    Поля осенеют…
    О чем ты грустишь?
Как в сказке… Как в сказке… Луна голубеет.
    И в луни светлеет
    Изгорбленность крыш…
Как в сказке… Как в сказке… Луна голубеет.
    И лик твой бледнеет…
    Что в сердце таишь?
Как в сказке… Как в сказке… Луна голубеет.
    Подняться не смеет
    Летучая мышь…
Как в сказке… Как в сказке… Луна голубеет.
    Мне хочется ласки!..
    Откликнись! Пойми ж!

1916. Сентябрь, 3
Им. Бельск



ПОЭЗА ОКТЯБРЬСКОГО ПОЛДНЯ


С крыш падая, тают бриллиантики,
И солнце осталило стекла,
Сирень еще держит листву…
Мороз закрутил ее в бантики,
Но к полдню, – двенадцати около, –
Разъежась, глядит в синеву.

Подстрижены к маю акации,
И коврики тлеют листовые,
Их тоны темнеют, увяв…
Ветшают к зиме декорации
Природы, чтоб в дни лепестковые
Облечься в фантазную явь…

1916. Октябрь, 15
Гатчина



ПОЭЗА СТЫДЯЩИМСЯ МОЛОДОСТИ


Куда вы отдаете силы?
Вы только вдумайтесь – куда!
И разве вам уже не милы
И лес, и поле, и вода?

И разве вам уже не любы
Восторги кисти и стиха?
И целовать любимых в губы –
Да разве это от греха?

И разве ничего не нужно
Для вашей юности, друзья?
Как слабы вы! Как мало дружны!
Над Вами властвует Нельзя.

И вам не больно? Не обидно?
Вы покоряетесь? Чему?
Своей же робости постыдной
И малодушью своему!

Вы в заблужденьи! Пусть исправить
Ошибки сердце повелит.
Одна лишь молодость! Одна ведь!
И лишь ее стыдиться – стыд!

1916. Ноябрь
Гатчина



ЗАЯЧЬИ МОНОЛОЖКИ


1

Что в мыслях не таи,
Сомненьями терзаемый,
Хозяева мои –
Предобрые хозяева:
Горячим молоком
Животик мне распарили –
И знаете? – при том
Ни разу не зажарили!..

1916. Сентябрь, 15
Им. Бельск


2

– «Похож ты на ежа
И чуточку на вальдшнепа», –
Сказала, вся дрожа,
Собака генеральшина:
– «Случалось мне тайком
Вам, зайцам, хвост обгрызывать…»
И наглым языком
Рот стала свой облизывать…

1916. Сентябрь
Им. Бельск


3

Вчера сибирский кот
Его высокородия
Вдруг стибрил антрекот
(Такое уж отродие!..)
Сказал хозяйский сын:
«Бери примеры с заиньки», –
И дал мне апельсин
Мой покровитель маленький.

1916. Сентябрь
Им. Бельск


4

Зачем-то нас зовут
Всегда каким-то трусиком,
А сами нас жуют,
Смешно виляя усиком…
Ужели храбрость в том,
Чтоб вдруг на нас обрушиться
С собакой и с ружьем,
Зажарить и накушаться?

1916. Сентябрь
Им. Бельск



ПЕСЕНКА О ЗАЙЦЕ


Я впивала аромат
В молодых сиренях.
Заяц кушал виноград
На моих коленях.
Я подшеила ему
Золотой бубенчик.
Стал мой заяц потому
Вылитый оленчик.

1916. Сентябрь
Им. Бельск



ТРИОЛЕТЫ О ЗАЙЦЕ


1

Наш заяц, точно Передонов, –
Перед отъездом рвет обои.
Смеясь, решили мы с тобою:
Наш заяц – точно Передонов!
В них поруганье роковое
Цивилизации законов…
Наш заяц, – точно Передонов,
С остервененьем рвет обои…

1916. Сентябрь, 8
Им. Бельск


2

Ликует тело заячье:
По горло молока!
Свобода далека,
Но сыто тело заячье.
Живет он припеваючи
И смотрит свысока.
В неволе тело заячье,
Но вволю молока!

1916. Сентябрь, 8
Им. Бельск



ГИРЛЯНДА ТРИОЛЕТОВ


1

Печальное и голубое,
Ах, вам мой грезовый поклон!
Подумать только – все былое:
Печальное и голубое.
Я в прошлое свое влюблен,
Когда все было молодое…
Печальное и голубое,
Ах, вам мой грезовый поклон!


2

Ах, вам мой грезовый поклон!
Тебе, сирень, ледок во зное,
Тебе, жасмин, душистый сон, –
Тебе, мой грезовый поклон!
Тебе, бывалое, иное,
Тебе, весенний унисон,
Тебе мой грезовый поклон!
Моя сирень, ледок во зное!


3

Моя сирень, ледок во зное,
И ты, гусинолапый клен:
Покойтесь мирно! Спи в покое,
Моя сирень, ледок во зное!
Я равнодушно утомлен,
Тревожим смутною тоскою:
Была сирень – ледок во зное…
Был он – румянолапый клен…


4

Печальное и голубое
Хранит гусинолистый клен:
Скрывает он своей листвою
Печальное и голубое.
Тайн никому не выдаст он:
Ведь в нем молчание благое
Печальное и голубое
Таит румянолистый клен.


5

Таит гусинолистый клен
Вам чуждое, нам с ним родное.
Охраной тайны опален,
Зардел гусинолистый клен.
Молчание его святое.
И, даже под бурана стон,
Таит – ладонь в пять пальцев, – клен
Вам чуждое, нам с ним – родное.


6

Вам чуждое, нам с ним – родное.
Постигнет кто? лишь небосклон
Губерний северных. Мечтою
Вам чуждою, нам с ним родною,
Из нас с ним каждый упоен,
И в этом что-то роковое…
Вам чуждое, нам с ним родное…
Постигнет кто? Лишь небосклон.


7

Печальное и голубое,
Ах, вам мой грезовый поклон!
О, ласковое ты и злое,
Печальное и голубое!
И я на севере рожден
С печально-голубой душою.
Печальное и голубое,
Ах, вам мой грезовый поклон!


8

Ах, вам мой грезовый поклон,
Печальное и голубое.
Вас обвивающий змеею,
Ах, вам мой грезовый поклон!
На миг минувший осенен,
Я знаю: в нем все пустое,
Но вам мой грезовый поклон,
Печальное и голубое!


9

Печальное и голубое!
Ах, вам мой грезовый поклон!
Моя сирень – ледок во зное –
Печальное и голубое.
Хранит гусинолапый клен
Вам чуждое, нам с ним родное.
Печальное и голубое,
Ах, вам мой грезовый поклон!

1916. Декабрь
Гатчина



ПОЭЗА О ПОЭТЕССАХ


Как мало поэтесс! как много стихотворок!
О, где дни Жадовской! где дни Ростопчиной?
Дни Мирры Лохвицкой, чей образ сердцу дорог,
Стих гармонический и веющий весной?

О, сколько пламени, о, сколько вдохновенья
В их светлых творчествах вы жадно обрели!
Какие дивные вы ведали волненья!
Как окрылялись вы, бескрылые земли!

С какою нежностью читая их поэзы
(Иль как говаривали прадеды: стихи…),
Вы на свиданья шли, и грезового Грэза
Головки отражал озерный малахит…

Вы были женственны и женски-героичны,
Царица делалась рабынею любви.
Да, были женственны и значит – поэтичны,
И вашу память я готов благословить…

А вся беспомощность, святая деликатность,
Готовность жертвовать для мужа, для детей!
Не в том ли, милые, вся ваша беззакатность?
Не в том ли, нежные, вся прелесть ваших дней?

Я сам за равенство, я сам за равноправье, –
Но… дама-инженер? но… дама-адвокат?
Здесь в слове женщины – неясное бесславье
И скорбь отчаянья: Наивному закат…

Во имя прошлого, во имя Сказки Дома,
Во имя Музыки, и Кисти, и Стиха,
Не все, о женщины, цепляйтесь за дипломы, –
Хоть сотню «глупеньких»: от «умных» жизнь суха!

Мелькает крупное. Кто – прошлому соперник?
Где просто женщина? где женщина-поэт?
Да, только Гиппиус и Щепкина-Куперник:
Поэт лишь первая; вторая мир и свет…

Есть… есть Ахматова, Моравская, Столица…
Но не довольно ли? Как «нет» звучит здесь «есть»,
Какая мелочность! И как безлики лица!
И модно их иметь, но нужно их прочесть.

Их много пишущих: их дюжина, иль сорок!
Их сотни, тысячи! Но кто из них поэт?
Как мало поэтесс! Как много стихотворок!
И Мирры Лохвицкой среди живущих – нет!

1916. Август, 23
Им. Бельск



НА СМЕРТЬ ВЕРХАРЕНА


Вновь, Бельгия, невинностью твоей
Играет ритм чудовищного танца:
Лишилась и великого фламандца,
Лишенная свободы и полей.

И что тебе, страдалице, милей:
Твоя ли участь жертвенного агнца?
Иль розы возмущенного румянца?
Иль он, поэт, как некий солнцелей?

Все дорого: и почва, и Верхарен.
Твой скорбный взор страданьем светозарен,
Твой гордый дух насильем уязвлен.

Но вот что для меня непостижимо:
Зачем же он, Культура кем любима,
Ее певец – Культурой умерщвлен?!

1916. Ноябрь, 16
Гатчина



КОЙТ И ЭМАРИК

(Эстляндская легенда о белых ночах)

Алексею Масаинову


1

Койт, зажигатель солнца, и Эмарик, гасунья,
Встретились перед ночью в небе, весной золотом,
Встречею чаровались. Койт запылал: «Чарунья»…
А Эмарик сказала: «Счастье в тебе – молодом…»
  И позабыла махнуть рукавом,
  И не подула на солнце июнье,
  И осенило оно новолунье
         Победоносным лучом.


2

Бог, Вседержитель неба, Солнечный Вседержитель,
Сам себя сотворивши, Койта и с ним Эмарик,
Бог разразился гневом: «Дерзостные, дрожите, –
План мой разрушить смели, оцепенившие миг».
  В небе раздался испуганный крик:
  То растерялись и Койт-небожитель,
  И Эмарик, распустившая нити
         Льняных волос на свой лик.


3

Но пережив мгновенье, пламенным чувством смелы,
Правы своей любовью, искренностью осмелев,
Койт и Эмарик вскричали: «Мы пред тобою белы!
Мы пред тобой невинны! Твой непонятен гнев».
  И Эмарик, от тоски побледнев,
  Облако в руки взяла и запела,
  Пела о чувстве своем и бледнела
         Бледностью девственных дев…


4

Он справедлив, Премудрый! Бог остается Богом!
Светлое возмущенье может судью восхитить!
Месть пробуждает правда только в одном убогом.
Бог же всегда был Богом, пламя готовым простить!
  И даровал он им право – любить,
  В вешние ночи встречаться дорогам,
  Разным путям их, и в этом немногом
         Счастье уметь находить!

1916. Апрель, 19
Гатчина



БЕССТРАСТИЕ ДОСТИЖЕНИЯ


Назад два года наша встреча
Не принесла любви твоей:
Ты отвечала мне, переча
Чужому из чужих людей…

Я полюбил тебя поэтно:
Самозабвенно, в первый миг.
Пусть не была любовь ответна,
Я не поблек, я не поник!

Но выдержкою и терпеньем,
Но верою в любовь свою,
Но пламенным тебя воспеньем
Достиг, что говоришь: «Люблю».

И в каждом слове, в каждом жесте,
И в каждом взгляде на меня
Читаю: «Мы два года вместе» –
Из часа в час, в день изо дня.

О, я уверен был, что это
Когда-нибудь произойдет,
Что чувство чистое поэта
В тебе ответное найдет!

Но отчего ж не торжествую
Своей победы над тобой?
Тебя я больше не ревную
И не молю: «Живи со мной!»

Не потому, чтоб разлюбилось;
Не потому, чтоб я остыл; –
Но сердце слишком быстро билось, –
И я усталость ощутил!..

Восторг – в безумстве! счастье – в бреде!
В лиловой лжи весенних дней!..
Бесстрастно радуюсь победе,
Не зная, что мне делать с ней!..

1917. Январь, 2
Гатчина



МНЕ ПЛАКАТЬ ХОЧЕТСЯ…


Мне плакать хочется о том, чего не будет,
Но что, казалось бы, свободно быть могло…
Мне плакать хочется о невозможном чуде,
В твои, Несбывная, глаза смотря светло…

Мне плакать хочется о празднике вселенском,
Где справедливость облачается в виссон…
Мне плакать хочется о чем-то деревенском,
Таком болезненном, как белый майский сон.

Мне плакать хочется о чем-то многом, многом
Неудержимо, безнадежно, горячо
О нелюбимом, о бесправном, о безногом,
Но большей частью – ни о ком и ни о чем…

1917. Январь, 13
Гатчина



КАВКАЗСКАЯ РОНДЕЛЬ


Январский воздух на Кавказе
Повеял северным апрелем.
Моя любимая, разделим
Свою любовь, как розы – в вазе…
Ты чувствуешь, как в этой фразе
Насыщены все звуки хмелем?
Январский воздух на Кавказе
Повеял северным апрелем.

1917. Январь



ПОЭЗА ЮЖИКУ

На мотив Виктора Гофмана


Весеннее! весеннее! как много в этом слове!
Вы, одуванчики, жасмины и сирень!
Глаза твои! глаза! они как бы лиловей
Они сиреневей в весенний этот день!

Любимая! любимая! как много в этом звуке!
Уста улыбные и синева ресниц…
Уста твои, уста! и что же в них из муки.
Святая из святых! блудница из блудниц!

Люблю тебя, люблю тебя! и буду вечно-вечно
Любить тебя, моя! все вылилось в моей…
О, как же ты добра, прекрасна и сердечна,
Мой Южик! мой бокал! поэзосоловей!

1917. Январь, 27
Тифлис



ПОЭЗА БЕЛОЙ СИРЕНИ


Белой ночью в белые сирени,
Призраком возникшие, приди!
И целуй, и нежь, и на груди
Дай упиться сонмом упоений,
И целуй, и нежь, и утруди…

Белой ночью белые приветы,
Ласк больных, весенних полусны,
И любовь, и веянье весны,
И полутени, и полусветы,
И любовь, и чувства так лесны!..

Эта ночь совсем, совсем живая!
В эту ночь приди ко мне, приди!
И судьбу свою опереди!
А сирень цветет, слегка кивая!
А любовь растет, легка, в груди!

1917. Июнь
Гатчина



ГАТЧИНСКИЙ ВЕСЕННИЙ ДЕНЬ


Тридцатый год в лицо мне веет
Веселый, светлый майский день.
Тридцатый раз сиреневеет
В саду душистая сирень.

«Сирень» и «день» – нет рифм банальней!
Милей и слаще нет зато!
Кто знает рифмы музыкальней
И вдохновенней – знает кто?!

«Сирень» и «день»! Как опьяненно
Звучите вы в душе моей!
Как я на мир смотрю влюбленно,
Пьян сном сиреневых кистей!

Пока я жив, пока я молод,
Я буду вечно петь сирень!
Весенний день горяч и золот, –
Виновных нет в весенний день!

1917. Май, 31
Гатчина



ПОЭЗА РАЗЪЯСНЕНИЯ


Мои стихи не очень вдохновенны
  Последний год…
Не вдохновенны оттого, что пленны,
  А я все тот…

Я не могу сказать всего, что надо,
  Хотя могу…
И чтоб не лгать реально, – вот досада, –
  Фантазно лгу.

Да, ваших дней волнующая проза –
  Больной вопрос…
А потому – Миррэлия – как греза, –
  Взамен всех проз!..

1916. Ноябрь, 9
Гатчина



ПОЭЗА АЛЫХ ТУФЕЛЬ


Ало-атласные туфли были поставлены нá стол,
Но со стола поднимались и прижимались к губам.
Создал сапожник-художник, а инженер вами хвастал.
Ало-атласные туфли глаз щекотали гостям.

Ало-атласные туфли, вы наподобие гондол,
Помните температуру требовательной ноги?
Ало-атласные туфли, сколько купивший вас отдал
Разума и капитала – знает один Ибрагим…

Ало-атласные туфли с дымчатым кроличьим мехом
Грелись кокетно в ладонях и утопали в коврах,
Топали в пламенном гневе, то содрогались вы смехом,
Вас на подносах носили на вакханальных пирах.

Плавали бурно в шампанском, кушали пряные трюфели,
Аэропланом взлетали, били мужчин по щекам,
Ало-атласные туфли, ало-атласные туфельки!
Вы, чьи носки к молодежи! чьи каблуки – к старикам!

1917. Октябрь, 15
Петроград



ГЕНИЙ ЛОХВИЦКОЙ


Я Лохвицкую ставлю выше всех:
И Байрона, и Пушкина, и Данта.
Я сам блещу в лучах ее таланта,
Победно обезгрешившего Грех:

Познав ее, познал, что нет ни зла,
Нет ни добра, – есть два противоречья,
Две силы, всех влекущие для встречи,
И обе – свет, душа познать могла.

О, Бог и Черт! Из вас ведь каждый прав!
Вы – символы предмирного контраста!
И счастлив тот, о ком заботясь часто,
Вселяется в него, других поправ.

И в ком вас одинаково, тот благ:
Тот знает страсть, блаженство и страданья,
Тот любит жизнь, со смертью ждет свиданья,
И тот велик, как чародей, как маг!

И грех, и добродетель – красота,
Когда их воспринять благоговейно.
Так Лохвицкая просто, беззатейно
Открыла двух богов и два креста.

1912. Июль
Веймарн



ПРОМЕЛЬК


И в зле добро, и в добром злоба,
Но нет ни добрых, нет ни злых,
И правы все, и правы оба, –
И правоту поет мой стих.

И нет ни шведа, ни японца.
Есть всюду только человек,
Который под недужьем солнца
Живет свой жалкий полувек.

1917. Декабрь, 21
Петроград



К ШЕСТИЛЕТИЮ СМЕРТИ ФОФАНОВА


Как это так могло случиться,
Что мог он в мае умереть,
Когда все жаждет возродиться,
И соком жизненным кипеть?!..

Певец весны, певец сирени
И майских фей, и соловьев,
Чьей лиры струны так весенни,
Чей стих журчливее ручьев.

Как мог он, этот вешнепевец,
Как он сумел, как он посмел
Уйти от пляшущих деревьев
И от кипящих маем тел?

На скорбь обрек живых умерший,
На осень он весну обрек…
Что может быть больней и горше,
Чем умолканье вешних строк?..

Все не могу я надивиться
И все дивиться буду впредь,
Как это так могло случиться,
Что мог он в мае умереть?!..

1917. Июнь, 20
Мыза Ивановка



РОССИНИ

(сонет)


Отдохновенье мозгу и душе
Для девушек и правнуков поныне…
Оркестровать улыбку Бомарше
Мог только он, эоловый Россини.

Глаза его мелодий ясно-сини,
А их язык понятен в шалаше.
Пусть первенство мотивовых клише
И графу Альмавиве, и Розине.

Миг музыки переживет века,
Когда его природа глубока, –
Эпиталамы или панихиды!

Россини – это вкрадчивый апрель,
Идиллия селян «Вильгельма Телль»,
Кокетливая трель «Семирамиды».

1917. Октябрь
Петроград



ПОЭЗА БЫВШЕМУ ЛЬСТЕЦУ

Одному из многих


Как Вы могли, как Вы посмели
Давать болтливый мне совет?
Да Вы в себе ль, да Вы в уме ли?
Зачем мне Ваш «авторитет»?

Вы мелкий журналист и лектор,
Чья специальность – фельетон,
Как смели взять меня в свой спектор?
Как смели взять свой наглый тон?

Что это: зависть? «порученье»?
Иль просто дурня болтовня?
Ничтожества ли озлобленье
На светозарного меня?

Вы хамски поняли свободу,
Мой бывший льстец, в искусстве тля,
И ныне соблюдая моду,
Поносите Вы короля!

Прочь! Прочь! а ну Вас к Николаю!
Работайте на экс-царе!
Я так пишу, как я желаю, –
Нет прозы на моем пере!..

А Вы, абориген редакций,
Лакей газетных кулаков,
Член подозрительнейших фракций,
Тип, что «всегда на все готов»…

Вы лишь одна из грязных кочек
В моем пути, что мне до них?
И лучшая из Ваших строчек –
Все ж хуже худшей из моих!

Не только Ваш апломб пигмея, –
Апломб гигантов я презрел,
И вот на Вас, льстеца и змея,
Свой направляю самострел!

Да ослепит Вас день весенний,
И да не знают Вас века!
Вы – лишь посредственность, я – гений!
Я Вас не вижу свысока!

1917. Март, 3
Гатчина