ПОВРАГА
У вдавленного в лес
оврага,
Стремясь всем головы
вскружить,
Живет неведная поврага,
Живет, чтобы живя,
вражить.
То шлет автомобильной
шине
Пустобутыльное стекло,
То ночь, подвластную
вражине,
Нажить снежино наголо.
То заблуждает сердце
девье
И – заблужденная –
блудит.
То валит вялые деревья,
И – ворожбовая – вражит…
Сраженная вражиней Драга
Вздорожала дрогло в
дряблой мгле…
Пока бежит, вража,
поврага,
Не будет дружно на
земле…
1916. Январь
Петроград
Девятьсот пятнадцатого
года
Восемнадцатого февраля
Днем была пригожая
погода,
К вечеру овьюжилась
земля.
Я сидел в ликеровой
истоме,
И была истома так пошла…
Ты вошла, как женщина, в
мой номер,
Как виденье, в душу мне
вошла…
Тихий стук, и вот – я
знаю, знаю,
Кто войдет! – входи
же поскорей!
Жду, зову, люблю и принимаю!
О, мечта в раскрытии
дверей!..
О, Любовь! Тебе моя
свобода
И тебе величье короля
С восемнадцатого февраля
Девятьсот пятнадцатого
года!..
1916. Февраль
Москва
Ты вся на море! ты вся
на юге! и даже южно
Глаза сияют. Ты вся
чужая. Ты вся – полет.
О, горе сердцу! –
мы неразлучны с тобою год.
Как это странно! как
это больно! и как ненужно!
Ты побледнела, ты
исхудала: в изнеможеньи
Ты вся на море, ты вся
на юге! ты вся вдали.
О, горе сердцу! –
мы год, как хворост, шутя, сожгли,
И расстаемся: я – с
нежной скорбью, ты – в раздраженьи.
Ты осудила меня за
мягкость и за сердечность, –
За состраданье к той
неудачной, забытой мной, –
О, горе сердцу! –
кого я наспех назвал родной…
Но кто виною? –
Моя неровность! моя беспечность.
Моя порывность! моя
беспечность! да, вы виною,
Как ты, о юность, ты,
опьяненность! ты, звон в крови!
И жажда женской
чаруйной ласки! И зов любви!
О, горе сердцу! –
ведь так смеялись весна весною…
Сирень сиренью… И с
новым маем, и с новой листью
Все весенело; сверкало,
пело в душе опять.
Я верил в счастье, я
верил в женщин – четыре, пять,
Семь и двенадцать
встречая весен, весь – бескорыстье.
О, бескорыстье весенней
веры в такую встречу,
Чтоб расставаться не
надо было, – в тебе ль не зло?
О, горе сердцу! –
двенадцать женщин судьбой смело!
Я так растерян, я так
измучен, так искалечен.
Но боль за болью и за
утратой еще утрата:
Тебя теряю, свою
волшебку, свою мечту…
Ты вся на море, ты вся
на юге, вся на лету…
О, горе сердцу! И за
ошибки ему расплата…
1916. Февраль, 17
Петроград
Авг. Дм. Барановой
Встречаются, чтобы
разлучаться…
Влюбляются, чтобы
разлюбить…
Мне хочется
расхохотаться
И разрыдаться – и не
жить!
Клянутся, чтоб нарушить
клятвы…
Мечтают, чтоб клянуть
мечты…
О, скорбь тому, кому
понятны
Все наслаждения Тщеты!..
В деревне хочется
столицы…
В столице хочется глуши…
И всюду человечьи лица
Без человеческой души…
Как часто красота
уродна,
И есть в уродстве
красота…
Как часто низость
благородна,
И злы невинные уста.
Так как же не
расхохотаться,
Не разрыдаться, как же
жить,
Когда возможно
расставаться,
Когда возможно
разлюбить?!.
1916. Февраль
Москва
Бывают такие мгновения,
Когда тишины и
забвения, –
Да, лишь тишины и
забвения, –
И просит, и молит душа…
Когда все людские
тревоги,
Когда все земные дороги
И Бог, и волненья о Боге
Душе безразлично-чужды…
Не знаю, быть может,
усталость,
Быть может, к прошедшему
жалость, –
Не знаю – но, зяблое,
сжалось
Печальное сердце мое…
И то, что вчера
волновало,
Томило, влекло,
чаровало,
Сегодня так жалко, так
мало
В пустыне цветущей души…
Но только упьешься
мгновенной
Усладой, такою
забвенной,
Откуда-то веет вервэной,
Излученной и моревой…
И снова свежо и солено,
И снова в деревьях
зелено,
И снова легко и
влюбленно
В познавшей забвенье
душе!..
1916. Апрель, 19
Гатчина
Твоя сиреневая мордочка
Заулыбалась мне остро.
Как по тебе тоскует
жердочка,
Куренок, рябчатый
пестро!..
Как васильковы и
люнелевы
Твои лошадии глаза!
Как щеки
девственно-апрелевы!
Тебя Ифрит мне указал!..
И вся ты, вся, такая
зыбкая,
Такая хрупкая, – о,
вся! –
Мне говоришь своей
улыбкою,
Что есть сирень, а в ней
– оса…
1916. Май, 4
Харьков
В двенадцати верстах от
Луги,
В лесу сосновом, на
песке,
В любимом обществе
подруги
Живу в чарующей тоске.
Среди озер, берез и елок
И сосен мачтовых среди
Бежит извилистый
проселок,
Шум оставляя позади.
Я не люблю дорог
шоссейных:
На них – харчевни и
обоз.
Я жить привык в
сквозных, в кисейных
Лесах, у колыбели грез.
В просторном доме, в
десять комнат,
Простой, мещанистый уют,
Среди которого укромно
Дни северлетние текут.
Дом на горе, а в
котловине,
Как грандиозное яйцо,
Блистает озеро
сталь-сине,
И в нем – любимое лицо!
С ольховой удочкой, в
дырявой
И утлой лодке, на корме,
Ты – нежный отдых мой от
славы,
Который я найти сумел…
То в аметистовом, то в
белом,
То в бронзовом, то в
голубом,
Ты бродишь в парке
запустелом
И песней оживляешь дом.
На дне озерном бродят
раки
И плоскотелые лещи.
Но берегись: в зеленом
мраке
Медведи, змеи и клещи.
А вечерами крыломыши
Лавируют среди берез,
И барабанит дождь по
крыше,
Как громоносный Берлиоз.
Да, много в жизни
деревенской
Несносных и противных
«но»,
Но то, о чем твердит
Каменский,
Решительно исключено…
Здесь некому плести
интриги,
И некому копать здесь
ям…
Ни до Вердена, ни до
Риги
Нет дела никакого нам…
Здесь царство в
некотором роде,
И от того, что я – поэт,
Я кровью чужд людской
породе
И свято чту нейтралитет.
1916. Конец июля
Им. Бельск
Не вечно мне гореть. Не
вечно мне пылать.
И я могу стареть. И я
могу устать.
Чем больше пламени в
моем давно бывалом,
Тем меньше впереди огня
во мне усталом.
Но все-таки, пока во мне
играет кровь,
Хоть изредка, могу надеяться
я вновь
Зажечься, засиять и
устремиться к маю…
Я все еще живу. Я все
еще пылаю…
1916. Декабрь, 8
Гатчина
О милый тихий городок,
Мой старый, верный друг,
Я изменить тебе не мог
И, убежав от всех
тревог,
В тебя въезжаю вдруг!
Ах, не в тебе ль цвела
сирень,
Сирень весны моей?
Не твой ли – ах! –
весенний день
Взбурлил во мне
«Весенний день»,
Чей стих – весны ясней?
И не окрестности твои
ль,
Что спят в березняке,
И солнцесвет, и лунопыль
Моих стихов сковали
стиль,
Гремящих вдалеке?
И не в тебе ли в первый
раз
Моя вспылала кровь?
Не предназначенных мне
глаз, –
Ах, не в тебе ль, –
я пил экстаз
И думал: «Вот любовь!»
О первый мой самообман,
Мне причинивший боль,
Ты испарился, как туман,
Но ты недаром мне был
дан:
В тебе была эоль!
И только много лет
спустя,
Ошибок ряд познав,
Я встретил женщину-дитя
С таким неотразимым «я»,
Что полюбить был прав.
Да, не заехать я не мог
Теперь, когда ясны
Мои улыбки, в твой
шатрок,
Мой милый, тихий
городок,
Музей моей весны!..
1916. Апрель, 19
Гатчина
Я перечитываю снова
Твои стихи, – и в
ореол
Давно угасшего Былого
Взлетел «Тоскующий
Орел»!
Ах, чувствам нет
определенья…
Чего до слез, до муки
жаль?
Какое странное волненье!
Какая странная печаль!
Твои стихи! – они мне
милы!
На редкость дороги они!
Моя известность не
затмила
Того, что помним мы
одни!
И если не совсем умелы
Твои смущенные стихи,
Что мне до этого за
дело,
Раз сердцу моему
близки?!..
Ведь в них и Фофанов, и
Пудость,
Твоей застенчивости
«аль»,
И внешних лет святая
скудость,
Которую-то мне и жаль…
Пусть мой порыв нелеп и
вздорен, –
Я не стыжусь его; я рад,
Что где-то жив мой
грустный Дорин,
Меня волнующий собрат.
1916. Ноябрь, 9
Гатчина
Лукулл, Октавий,
Поллион,
Апиций, Клавдий –
гастрономы!
Ваш гурманический закон:
Устроить пир, вспенить
ритон
И уедаться до истомы.
Прославленный архимагир,
Одетый чуть не в
латиклаву,
Причудами еды весь мир
Дивил, и рокотанье лир
Отметило его по праву.
Не раз в шелках
имплувиат,
Закутав головы кукулем,
К Лукуллу толпы шли
мэнад
Пить выгрозденный
виноград,
Соперничающий с июлем.
Из терм Агриппы сам
Нерон,
Искавший упоенья в
литре,
Шел к гастрономам снить
свой сон,
И не Нероном ли пронзен
Прощающий его Димитрий?
И не на этих ли пирах
Тот, кто рожден с душой
орлиной, –
Пизон, Петроний, –
пал во прах,
Сраженный той, чье имя –
страх:
Статилиею – Мессалиной?
1916. Октябрь, 15
Гатчина
Вдали, в долине, играют
Грига.
В играньи Грига такая
нега.
Вуалит негой фиордов
сага.
Мир хочет мира, мир ищет
бога.
О, сталь поляра! о,
рыхлость юга!
Пук белых молний
взметнула вьюга,
Со снежным полем слилась
дорога.
Я слышу поступь
мороза-мага;
Он весь из вьюги, он
весь из снега.
В мотивах Грига –
бессмертье мига.
1916. Ноябрь
Гатчина
О, мечта
бархатисто-фиолевая,
Ты, фиалка моя,
Расцветаешь, меня
окороливая,
Аромат свой лия…
Нежно теплится в сердце
эолевая
Синих вздохов струя,
О, мечта
бархатисто-фиолевая,
Ты, фиалка моя!
1916. Декабрь, 8
Гатчина
Когда вы едете к деревне
Из сквозь пропыленной
Москвы,
Уподобаетесь царевне
Веков минувших тотчас
Вы.
К фиалкам белым злая
ревность,
Берете страстно их
букет,
Оправдываете царевность
Отлеченных когда-то лет.
И, может быть, –
кто смеет спорить? –
Способна, нежно-хороша,
Злой папоротник
разузорить
Фиалки белая душа?
Ни шоколадных, ни
лиловых, –
Лишь белые берете вы…
Не в поезде, не на
почтовых, –
На крыльях надо из
Москвы…
1916. Декабрь, 26
Гатчина
Уже деревья
скелетеют…
Балькис Савская
Уже деревья скелетеют
И румянеют, и желтеют;
Уж лето бросило поля,
Их зелень златом опаля.
Уж ветки стали как
дубины,
Уже заежились рябины,
И поморозили грибы
В сухой листве свои
горбы.
Уже затинились озера,
И мирового фантазера
Мечты отусклены уже,
Уже печаль в земной
душе.
1916. Сентябрь, 7
Им. Бельск
Как в сказке… Как в
сказке… Луна голубеет.
Луна серебреет…
Прозрачная тишь…
Как в сказке… Как в
сказке… Луна голубеет.
И лес скелетеет…
Зачем ты молчишь?
Как в сказке… Как в
сказке… Луна голубеет.
Не дышит, не веет
Озерный камыш…
Как в сказке… Как в
сказке… Луна голубеет.
Поля осенеют…
О чем ты грустишь?
Как в сказке… Как в
сказке… Луна голубеет.
И в луни светлеет
Изгорбленность крыш…
Как в сказке… Как в
сказке… Луна голубеет.
И лик твой бледнеет…
Что в сердце таишь?
Как в сказке… Как в
сказке… Луна голубеет.
Подняться не смеет
Летучая мышь…
Как в сказке… Как в
сказке… Луна голубеет.
Мне хочется ласки!..
Откликнись! Пойми ж!
1916. Сентябрь, 3
Им. Бельск
С крыш падая, тают
бриллиантики,
И солнце осталило
стекла,
Сирень еще держит
листву…
Мороз закрутил ее в
бантики,
Но к полдню, –
двенадцати около, –
Разъежась, глядит в синеву.
Подстрижены к маю
акации,
И коврики тлеют
листовые,
Их тоны темнеют, увяв…
Ветшают к зиме декорации
Природы, чтоб в дни
лепестковые
Облечься в фантазную
явь…
1916. Октябрь, 15
Гатчина
Куда вы отдаете силы?
Вы только вдумайтесь –
куда!
И разве вам уже не милы
И лес, и поле, и вода?
И разве вам уже не любы
Восторги кисти и стиха?
И целовать любимых в
губы –
Да разве это от греха?
И разве ничего не нужно
Для вашей юности,
друзья?
Как слабы вы! Как мало
дружны!
Над Вами властвует
Нельзя.
И вам не больно? Не
обидно?
Вы покоряетесь? Чему?
Своей же робости
постыдной
И малодушью своему!
Вы в заблужденьи! Пусть
исправить
Ошибки сердце повелит.
Одна лишь молодость!
Одна ведь!
И лишь ее стыдиться –
стыд!
1916. Ноябрь
Гатчина
1
Что в мыслях не таи,
Сомненьями терзаемый,
Хозяева мои –
Предобрые хозяева:
Горячим молоком
Животик мне
распарили –
И знаете? – при том
Ни разу не зажарили!..
1916. Сентябрь, 15
Им. Бельск
2
– «Похож ты на ежа
И чуточку на
вальдшнепа», –
Сказала, вся дрожа,
Собака генеральшина:
– «Случалось мне
тайком
Вам, зайцам, хвост
обгрызывать…»
И наглым языком
Рот стала свой
облизывать…
1916. Сентябрь
Им. Бельск
3
Вчера сибирский кот
Его высокородия
Вдруг стибрил антрекот
(Такое уж отродие!..)
Сказал хозяйский сын:
«Бери примеры с
заиньки», –
И дал мне апельсин
Мой покровитель
маленький.
1916. Сентябрь
Им. Бельск
4
Зачем-то нас зовут
Всегда каким-то
трусиком,
А сами нас жуют,
Смешно виляя усиком…
Ужели храбрость в том,
Чтоб вдруг на нас
обрушиться
С собакой и с ружьем,
Зажарить и накушаться?
1916. Сентябрь
Им. Бельск
Я впивала аромат
В молодых сиренях.
Заяц кушал виноград
На моих коленях.
Я подшеила ему
Золотой бубенчик.
Стал мой заяц потому
Вылитый оленчик.
1916. Сентябрь
Им. Бельск
1
Наш заяц, точно
Передонов, –
Перед отъездом рвет
обои.
Смеясь, решили мы с
тобою:
Наш заяц – точно
Передонов!
В них поруганье роковое
Цивилизации законов…
Наш заяц, – точно Передонов,
С остервененьем рвет
обои…
1916. Сентябрь, 8
Им. Бельск
2
Ликует тело заячье:
По горло молока!
Свобода далека,
Но сыто тело заячье.
Живет он припеваючи
И смотрит свысока.
В неволе тело заячье,
Но вволю молока!
1916. Сентябрь, 8
Им. Бельск
1
Печальное и голубое,
Ах, вам мой грезовый
поклон!
Подумать только – все
былое:
Печальное и голубое.
Я в прошлое свое
влюблен,
Когда все было молодое…
Печальное и голубое,
Ах, вам мой грезовый
поклон!
2
Ах, вам мой грезовый
поклон!
Тебе, сирень, ледок во
зное,
Тебе, жасмин, душистый
сон, –
Тебе, мой грезовый
поклон!
Тебе, бывалое, иное,
Тебе, весенний унисон,
Тебе мой грезовый
поклон!
Моя сирень, ледок во
зное!
3
Моя сирень, ледок во
зное,
И ты, гусинолапый клен:
Покойтесь мирно! Спи в
покое,
Моя сирень, ледок во
зное!
Я равнодушно утомлен,
Тревожим смутною тоскою:
Была сирень – ледок во
зное…
Был он – румянолапый
клен…
4
Печальное и голубое
Хранит гусинолистый
клен:
Скрывает он своей
листвою
Печальное и голубое.
Тайн никому не выдаст
он:
Ведь в нем молчание
благое
Печальное и голубое
Таит румянолистый клен.
5
Таит гусинолистый клен
Вам чуждое, нам с ним
родное.
Охраной тайны опален,
Зардел гусинолистый
клен.
Молчание его святое.
И, даже под бурана стон,
Таит – ладонь в пять
пальцев, – клен
Вам чуждое, нам с ним –
родное.
6
Вам чуждое, нам с ним –
родное.
Постигнет кто? лишь
небосклон
Губерний северных.
Мечтою
Вам чуждою, нам с ним
родною,
Из нас с ним каждый
упоен,
И в этом что-то роковое…
Вам чуждое, нам с ним
родное…
Постигнет кто? Лишь
небосклон.
7
Печальное и голубое,
Ах, вам мой грезовый
поклон!
О, ласковое ты и злое,
Печальное и голубое!
И я на севере рожден
С печально-голубой
душою.
Печальное и голубое,
Ах, вам мой грезовый
поклон!
8
Ах, вам мой грезовый поклон,
Печальное и голубое.
Вас обвивающий змеею,
Ах, вам мой грезовый
поклон!
На миг минувший осенен,
Я знаю: в нем все
пустое,
Но вам мой грезовый
поклон,
Печальное и голубое!
9
Печальное и голубое!
Ах, вам мой грезовый
поклон!
Моя сирень – ледок во зное –
Печальное и голубое.
Хранит гусинолапый клен
Вам чуждое, нам с ним
родное.
Печальное и голубое,
Ах, вам мой грезовый
поклон!
1916. Декабрь
Гатчина
Как мало поэтесс! как
много стихотворок!
О, где дни Жадовской!
где дни Ростопчиной?
Дни Мирры Лохвицкой, чей
образ сердцу дорог,
Стих гармонический и
веющий весной?
О, сколько пламени, о,
сколько вдохновенья
В их светлых творчествах
вы жадно обрели!
Какие дивные вы ведали
волненья!
Как окрылялись вы,
бескрылые земли!
С какою нежностью читая
их поэзы
(Иль как говаривали
прадеды: стихи…),
Вы на свиданья шли, и
грезового Грэза
Головки отражал озерный
малахит…
Вы были женственны и
женски-героичны,
Царица делалась рабынею
любви.
Да, были женственны и
значит – поэтичны,
И вашу память я готов
благословить…
А вся беспомощность,
святая деликатность,
Готовность жертвовать
для мужа, для детей!
Не в том ли, милые, вся
ваша беззакатность?
Не в том ли, нежные, вся
прелесть ваших дней?
Я сам за равенство, я
сам за равноправье, –
Но… дама-инженер? но…
дама-адвокат?
Здесь в слове женщины –
неясное бесславье
И скорбь отчаянья:
Наивному закат…
Во имя прошлого, во имя
Сказки Дома,
Во имя Музыки, и Кисти,
и Стиха,
Не все, о женщины,
цепляйтесь за дипломы, –
Хоть сотню «глупеньких»:
от «умных» жизнь суха!
Мелькает крупное. Кто –
прошлому соперник?
Где просто женщина? где
женщина-поэт?
Да, только Гиппиус и
Щепкина-Куперник:
Поэт лишь первая; вторая
мир и свет…
Есть… есть Ахматова,
Моравская, Столица…
Но не довольно ли? Как
«нет» звучит здесь «есть»,
Какая мелочность! И как
безлики лица!
И модно их иметь, но
нужно их прочесть.
Их много пишущих: их
дюжина, иль сорок!
Их сотни, тысячи! Но кто
из них поэт?
Как мало поэтесс! Как
много стихотворок!
И Мирры Лохвицкой среди
живущих – нет!
1916. Август, 23
Им. Бельск
Вновь, Бельгия,
невинностью твоей
Играет ритм чудовищного
танца:
Лишилась и великого
фламандца,
Лишенная свободы и
полей.
И что тебе, страдалице,
милей:
Твоя ли участь
жертвенного агнца?
Иль розы возмущенного
румянца?
Иль он, поэт, как некий
солнцелей?
Все дорого: и почва, и
Верхарен.
Твой скорбный взор
страданьем светозарен,
Твой гордый дух насильем
уязвлен.
Но вот что для меня
непостижимо:
Зачем же он, Культура
кем любима,
Ее певец – Культурой
умерщвлен?!
1916. Ноябрь, 16
Гатчина
(Эстляндская легенда о белых ночах)
Алексею Масаинову
1
Койт, зажигатель солнца,
и Эмарик, гасунья,
Встретились перед ночью
в небе, весной золотом,
Встречею чаровались.
Койт запылал: «Чарунья»…
А Эмарик сказала:
«Счастье в тебе – молодом…»
И позабыла махнуть
рукавом,
И не подула на солнце
июнье,
И осенило оно
новолунье
Победоносным лучом.
2
Бог, Вседержитель неба,
Солнечный Вседержитель,
Сам себя сотворивши,
Койта и с ним Эмарик,
Бог разразился гневом:
«Дерзостные, дрожите, –
План мой разрушить
смели, оцепенившие миг».
В небе раздался
испуганный крик:
То растерялись и
Койт-небожитель,
И Эмарик, распустившая
нити
Льняных волос на свой лик.
3
Но пережив мгновенье,
пламенным чувством смелы,
Правы своей любовью,
искренностью осмелев,
Койт и Эмарик вскричали:
«Мы пред тобою белы!
Мы пред тобой невинны!
Твой непонятен гнев».
И Эмарик, от тоски
побледнев,
Облако в руки взяла и
запела,
Пела о чувстве своем и
бледнела
Бледностью девственных дев…
4
Он справедлив,
Премудрый! Бог остается Богом!
Светлое возмущенье может
судью восхитить!
Месть пробуждает правда
только в одном убогом.
Бог же всегда был Богом,
пламя готовым простить!
И даровал он им право
– любить,
В вешние ночи
встречаться дорогам,
Разным путям их, и в
этом немногом
Счастье уметь находить!
1916. Апрель, 19
Гатчина
Назад два года наша
встреча
Не принесла любви твоей:
Ты отвечала мне, переча
Чужому из чужих людей…
Я полюбил тебя поэтно:
Самозабвенно, в первый
миг.
Пусть не была любовь
ответна,
Я не поблек, я не поник!
Но выдержкою и
терпеньем,
Но верою в любовь свою,
Но пламенным тебя
воспеньем
Достиг, что говоришь:
«Люблю».
И в каждом слове, в каждом
жесте,
И в каждом взгляде на
меня
Читаю: «Мы два года
вместе» –
Из часа в час, в день
изо дня.
О, я уверен был, что это
Когда-нибудь произойдет,
Что чувство чистое поэта
В тебе ответное найдет!
Но отчего ж не
торжествую
Своей победы над тобой?
Тебя я больше не ревную
И не молю: «Живи со
мной!»
Не потому, чтоб
разлюбилось;
Не потому, чтоб я
остыл; –
Но сердце слишком быстро
билось, –
И я усталость ощутил!..
Восторг – в безумстве!
счастье – в бреде!
В лиловой лжи весенних
дней!..
Бесстрастно радуюсь
победе,
Не зная, что мне делать
с ней!..
1917. Январь, 2
Гатчина
Мне плакать хочется о
том, чего не будет,
Но что, казалось бы,
свободно быть могло…
Мне плакать хочется о
невозможном чуде,
В твои, Несбывная, глаза
смотря светло…
Мне плакать хочется о
празднике вселенском,
Где справедливость
облачается в виссон…
Мне плакать хочется о
чем-то деревенском,
Таком болезненном, как
белый майский сон.
Мне плакать хочется о
чем-то многом, многом
Неудержимо, безнадежно,
горячо
О нелюбимом, о
бесправном, о безногом,
Но большей частью – ни о
ком и ни о чем…
1917. Январь, 13
Гатчина
Январский воздух на
Кавказе
Повеял северным апрелем.
Моя любимая, разделим
Свою любовь, как розы –
в вазе…
Ты чувствуешь, как в этой
фразе
Насыщены все звуки
хмелем?
Январский воздух на
Кавказе
Повеял северным апрелем.
1917. Январь
На мотив Виктора Гофмана
Весеннее! весеннее! как
много в этом слове!
Вы, одуванчики, жасмины
и сирень!
Глаза твои! глаза! они
как бы лиловей
Они сиреневей в весенний
этот день!
Любимая! любимая! как
много в этом звуке!
Уста улыбные и синева
ресниц…
Уста твои, уста! и что
же в них из муки.
Святая из святых!
блудница из блудниц!
Люблю тебя, люблю тебя!
и буду вечно-вечно
Любить тебя, моя! все
вылилось в моей…
О, как же ты добра,
прекрасна и сердечна,
Мой Южик! мой бокал!
поэзосоловей!
1917. Январь, 27
Тифлис
Белой ночью в белые
сирени,
Призраком возникшие,
приди!
И целуй, и нежь, и на
груди
Дай упиться сонмом упоений,
И целуй, и нежь, и
утруди…
Белой ночью белые
приветы,
Ласк больных, весенних
полусны,
И любовь, и веянье
весны,
И полутени, и полусветы,
И любовь, и чувства так
лесны!..
Эта ночь совсем, совсем
живая!
В эту ночь приди ко мне,
приди!
И судьбу свою опереди!
А сирень цветет, слегка
кивая!
А любовь растет, легка,
в груди!
1917. Июнь
Гатчина
Тридцатый год в лицо мне
веет
Веселый, светлый майский
день.
Тридцатый раз сиреневеет
В саду душистая сирень.
«Сирень» и «день» – нет
рифм банальней!
Милей и слаще нет зато!
Кто знает рифмы
музыкальней
И вдохновенней – знает
кто?!
«Сирень» и «день»! Как
опьяненно
Звучите вы в душе моей!
Как я на мир смотрю
влюбленно,
Пьян сном сиреневых
кистей!
Пока я жив, пока я
молод,
Я буду вечно петь
сирень!
Весенний день горяч и
золот, –
Виновных нет в весенний
день!
1917. Май, 31
Гатчина
Мои стихи не очень
вдохновенны
Последний год…
Не вдохновенны оттого,
что пленны,
А я все тот…
Я не могу сказать всего,
что надо,
Хотя могу…
И чтоб не лгать
реально, – вот досада, –
Фантазно лгу.
Да, ваших дней волнующая
проза –
Больной вопрос…
А потому – Миррэлия –
как греза, –
Взамен всех проз!..
1916. Ноябрь, 9
Гатчина
Ало-атласные туфли
были поставлены нá стол,
Но со стола
поднимались и прижимались к губам.
Создал
сапожник-художник, а инженер вами хвастал.
Ало-атласные туфли
глаз щекотали гостям.
Ало-атласные туфли, вы
наподобие гондол,
Помните температуру
требовательной ноги?
Ало-атласные туфли,
сколько купивший вас отдал
Разума и капитала –
знает один Ибрагим…
Ало-атласные туфли с
дымчатым кроличьим мехом
Грелись кокетно в
ладонях и утопали в коврах,
Топали в пламенном
гневе, то содрогались вы смехом,
Вас на подносах носили
на вакханальных пирах.
Плавали бурно в
шампанском, кушали пряные трюфели,
Аэропланом взлетали,
били мужчин по щекам,
Ало-атласные туфли,
ало-атласные туфельки!
Вы, чьи носки к
молодежи! чьи каблуки – к старикам!
1917. Октябрь, 15
Петроград
Я Лохвицкую ставлю выше
всех:
И Байрона, и Пушкина, и
Данта.
Я сам блещу в лучах ее
таланта,
Победно обезгрешившего
Грех:
Познав ее, познал, что
нет ни зла,
Нет ни добра, –
есть два противоречья,
Две силы, всех влекущие
для встречи,
И обе – свет, душа
познать могла.
О, Бог и Черт! Из вас
ведь каждый прав!
Вы – символы предмирного
контраста!
И счастлив тот, о ком
заботясь часто,
Вселяется в него, других
поправ.
И в ком вас одинаково,
тот благ:
Тот знает страсть,
блаженство и страданья,
Тот любит жизнь, со
смертью ждет свиданья,
И тот велик, как
чародей, как маг!
И грех, и добродетель –
красота,
Когда их воспринять
благоговейно.
Так Лохвицкая просто,
беззатейно
Открыла двух богов и два
креста.
1912. Июль
Веймарн
И в зле добро, и в добром
злоба,
Но нет ни добрых, нет ни
злых,
И правы все, и правы
оба, –
И правоту поет мой стих.
И нет ни шведа, ни
японца.
Есть всюду только
человек,
Который под недужьем
солнца
Живет свой жалкий
полувек.
1917. Декабрь, 21
Петроград
Как это так могло
случиться,
Что мог он в мае
умереть,
Когда все жаждет
возродиться,
И соком жизненным
кипеть?!..
Певец весны, певец
сирени
И майских фей, и
соловьев,
Чьей лиры струны так
весенни,
Чей стих журчливее
ручьев.
Как мог он, этот
вешнепевец,
Как он сумел, как он
посмел
Уйти от пляшущих
деревьев
И от кипящих маем тел?
На скорбь обрек живых
умерший,
На осень он весну обрек…
Что может быть больней и
горше,
Чем умолканье вешних
строк?..
Все не могу я надивиться
И все дивиться буду
впредь,
Как это так могло
случиться,
Что мог он в мае
умереть?!..
1917. Июнь, 20
Мыза Ивановка
(сонет)
Отдохновенье мозгу и
душе
Для девушек и правнуков
поныне…
Оркестровать улыбку
Бомарше
Мог только он, эоловый
Россини.
Глаза его мелодий
ясно-сини,
А их язык понятен в
шалаше.
Пусть первенство
мотивовых клише
И графу Альмавиве, и
Розине.
Миг музыки переживет
века,
Когда его природа
глубока, –
Эпиталамы или панихиды!
Россини – это вкрадчивый
апрель,
Идиллия селян «Вильгельма
Телль»,
Кокетливая трель
«Семирамиды».
1917. Октябрь
Петроград
Одному из многих
Как Вы могли, как Вы
посмели
Давать болтливый мне
совет?
Да Вы в себе ль, да Вы в
уме ли?
Зачем мне Ваш
«авторитет»?
Вы мелкий журналист и лектор,
Чья специальность –
фельетон,
Как смели взять меня в
свой спектор?
Как смели взять свой
наглый тон?
Что это: зависть?
«порученье»?
Иль просто дурня
болтовня?
Ничтожества ли
озлобленье
На светозарного меня?
Вы хамски поняли
свободу,
Мой бывший льстец, в
искусстве тля,
И ныне соблюдая моду,
Поносите Вы короля!
Прочь! Прочь! а ну Вас к
Николаю!
Работайте на экс-царе!
Я так пишу, как я
желаю, –
Нет прозы на моем
пере!..
А Вы, абориген редакций,
Лакей газетных кулаков,
Член подозрительнейших
фракций,
Тип, что «всегда на все
готов»…
Вы лишь одна из грязных
кочек
В моем пути, что мне до
них?
И лучшая из Ваших
строчек –
Все ж хуже худшей из
моих!
Не только Ваш апломб
пигмея, –
Апломб гигантов я
презрел,
И вот на Вас, льстеца и
змея,
Свой направляю самострел!
Да ослепит Вас день
весенний,
И да не знают Вас века!
Вы – лишь
посредственность, я – гений!
Я Вас не вижу свысока!
1917. Март, 3
Гатчина