Игорь Северянин. БАЛТИКА (Сб. ЛИТАВРЫ СОЛНЦА)




СОЛОВЬИЗЫ


О, как для соловья тихи
Душистые ночные бризы…
Я соловей: свои стихи
Я называю соловьизы.

Овей, весна моя, овей
Колоратурные напевы,
Что выхрусталит соловей
В честь невозможной в мире девы?

Земная страсть, земная грусть,
Все то, чем дышит грудь людская,
Не вовсе чужды мне, и пусть
Я их пою, их допуская…

Но переливных соловьиз –
Не в этом основная тема:
Она – внерáзумный каприз
И внерассудная поэма!

1923



УБИТАЯ ЯБЛОНЯ


Один из варваров зарезал яблоню
И, как невинности, цветов лишил…
Чем я пленю тебя? чем я тебя пленю,
Раз обескровлена система жил?

Да, жилы яблони – все ветви дерева!
Да, кровь древесная – цветущий сок!
О, вера вешняя, ты разуверена,
И снегом розовым покрыт песок…

Чем восторгну теперь, мой друг, тебя пленя,
В саду, куда с собой любить привел,
Когда зарублена злодеем яблоня –
Жизнь для художника, для зверя – ствол?!.

1924



ВЕСНА И ЛЕТО


Сирень, певучая новелла,
  Сиреневела.
И колокольцы белолилий
  Светло звонили.
Не забывали нежно-чутки
  Вод незабудки.
И освещали, точно грозы,
  Все в росах розы.
Несло клубникой из долины:
  Цвели жасмины.
Кружились при ветрах и громах
  Снега черемух.
Как золота под мотыльками,
  Рожь с васильками!
И мотыльков летучий ярус –
  Как перлопарус.
Раззвездился так шустро-прыток
  Рой маргариток.
Зелено-бронзные букашки
  Вползли в ромашки.
Малиловел смешной затейник,
  Колюн-репейник,
Что носит кличку так неплохо
  Чертополоха.
Зелёнец леса. Синь озерец.
  Орел-надгорец.
Гремели из полей зелёнца
  Литавры солнца.
Алокорончато пестрели
  В ручьях форели.
Гудели, как струна виолы,
  Мохнатки-пчелы.
И бабочки-бирюзобрюшки
  Вились, где стружки.
Звенели, как оркестры струньи,
  В лесах певуньи.
Бросали соловьи-солисты
  Призывосвисты.
Лягушки квакали, расхорясь,
  Рефрэн: «Amores».
Все это жило, расцветало
  И вдруг не стало.
Все вместе называлось это –
  Весна и лето!

1922



ВЗОР НЕИЗМЕРИМЫЙ


Я топью прохожу необозримой…
Но я крылат! и что мне грани гор,
Что взор завидел мой неизмеримый,
    Неизмеримый взор.

Но кто же я: зверями зверь гонимый
Иль Человек, чьи взоры – глубь озер?
Как глубь озер – мой взор неизмеримый,
    Неизмеримый взор.

Порок, пороком непреоборимый,
И зверь, и человек, и метеор,
И песнь, и мысль, – и взор неизмеримый,
    Неизмеримый взор!

1924



ПРЕЛЮДИЯ


Очаровательные разочарованья
Мне в жизни выпали в безрадостный удел.
И если я найти потерю захотел,
Ее найдя, терял иметь ее желанье.

Так все несозданное страстно ищет форм
И воплощающего в жизнь запечатленья.
Но только создано, как скуки хлороформ
Ввергает явленное к жизни – в усыпленье.

1922



В ДУБРАВЕ


Мира не переделаешь,
Благородства в него не вложишь.
Черное подло, как белое,
Повсюду одно и то же.

Все партии отвратительны,
Потому что они партийны.
Поэтому с людьми мучительно:
Их подлость почти стихийна.

В деревне ли жить ли, в городе ль,
Ах, люди повсюду люди.
Уж лучше к простору озер идти:
Там все же их меньше будет.

Вздохнешь на безлюдьи чуточку
От вздора, вражды и каверз,
Спасительную взяв удочку,
К зеленой идя дубраве…

1927



Я К МОРЮ СБЕГАЮ…


Я к морю сбегаю. Назойливо лижет
Мне ноги волна в пене бело-седой,
Собою напомнив, что старость все ближе,
Что мир перед новою грозной бедой…

Но это там где-то… Сегодня все дивно!
Сегодня прекрасны и море, и свет!
Сегодня я молод, и сердцу наивно
Зеленое выискать в желтой листве!

И хочется жить, торопясь и ликуя,
Куда-то стремиться, чего-то искать…
Кто в сердце вместил свое радость такую,
Тому не страшна никакая тоска!

1930. Октябрь, 17
Toila