Игорь Северянин. У МАЯКА (Сб. ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЕ РАЗОЧАРОВАНИЯ)




БЕЙ, СЕРДЦЕ, БЕЙ…


Бей, сердце, бей лучистую тревогу! –
    Увидеть бы
Ту, для кого затрачу на дорогу
    Весь день ходьбы…

Я в солнечное всматриваюсь море
    И – некий знак –
Белеет в сентябреющем просторе
    Ее маяк.

А там, где он, там – светел и бревенчат –
    Быть должен дом
Прелестной, самой женственной из женщин,
    Кем я влеком.

Спущусь с горы и к вечеру на пляже
    Уж буду с ней,
Чтоб целовать уста, каких нет слаже
    И горячей!

1930. Сентябрь, 20
Тойла



ТЫ ВЫШЛА В САД…


Ты вышла в сад, и ты идешь по саду,
И будешь ты до вечера в саду.
Я чувствую жестокую досаду,
Что я с тобой по саду не иду.

О, этот сад! Он за морскою далью…
Он за морскою далью, этот сад!
Твои глаза, налитые печалью,
Ни в чьи глаза – я знаю – не глядят.

Я вижу твой, как мой ты видишь берег,
Но – заколдованы на берегах –
Ты не придешь кормить моих форелек,
А я – понежиться в твоих цветах.

Что море нам! Нас разделяют люди,
И не враги, а – что страшней – друзья…
Но будет день – с тобой вдвоем мы будем,
Затем что нам не быть вдвоем нельзя!

1930
Тойла



МАЛЕНЬКАЯ ЖЕНЩИНА


Маленькая женщина с крупными глазами,
Вы во всем случившемся виноваты сами.

Разве интересною можно быть такою
И в глаза заглядывать с вкрадчивой тоскою?

Обладать раздумчивой шелковой походкой?
Быть всегда приманчиво-обреченно-кроткой?

Так картавить ласково, нежно и наивно
Самое обычное необычно – дивно?

Все о Вас я думаю, мысленно лаская,
Маленькая женщина, славная такая.

Да и как не думать мне, посудите сами,
Маленькая женщина с теплыми глазами?..

1930. Сентябрь, 12
Тойла



СОЛНЕЧНЫМ ПУТЕМ


Как ты придешь ко мне, когда седою
Мать покачивает скорбно головой?
Как ты придешь, когда твоей сестрою
Не одобряется поступок твой?

Как ты придешь ко мне? Что скажешь брату
На взор его участливый: «Куда?»
Я обречен на новую утрату:
Не отыскать желанного следа.

Мы не соседи, чтобы мимолетно
Встречаться нам и часто и легко.
Хотела бы… О, верю я охотно,
Но, близкая, живешь ты далеко!

Поля, леса и речки с ручейками
Разъединяют наши две судьбы.
О, женщинам с влекущими глазами,
До этих глаз ведь целый день ходьбы!

Ну я пойду, допустим: что мне стоит
Проделать ежедневный солнца путь,
Чтоб выслушать из уст твоих простое,
Улыбчивое: «Хочешь отдохнуть?»

Но ты оберегаема, и будет
Обидно истолкован мой приход
Во вред тебе. И чей-то взор осудит,
И скосится в усмешку чей-то рот.

Налгать – «уехать на три дня к подруге» –
И очутиться у озер в лесу,
Где будут дни насыщенно-упруги
И выявят предельную красу.

Но – как, когда с минуты на минуту
Проехать должен тот, кому родня
Тебя лелеет, всяческую смуту
От дней твоих заботливо гоня?

И вот, разъединенные лесами,
Тоскуем мы и все чего-то ждем.
О, женщина с влекущими глазами,
В чей дом приходят солнечным путем!

1930. Октябрь, 2
Тойла



О, ЕСЛИ Б ТЫ…


Что принесет с собой весна
Обворожительного севера?
О, если б ты – «Судьба ясна:
В разлуке я себя проверила…»

О, если б то – «Склонись в траву…
Взгляни, я нежностью охвачена…»
«Так значит, – я тебя прерву, –
Все это было предназначено».

«А ты не знал? Сбылись мечты…»
Раскрылись, точно центрифолии…
О, если б ты… О, если б ты
Была сама собой – не более!..

1930. Октябрь, 26
Рига