Игорь Северянин. ЦИКЛАМЕНЫ (Сб. ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЕ РАЗОЧАРОВАНИЯ)




ЦИКЛАМЕНЫ


Лилово-розовые цикламены,
Прохладно-сладкие, в пять лепестков,
Неизменимые и в час измены
Неизменяемой Manon Lescaut,
Вы независимыми лепестками, –
Индейской перистою головой! –
Возникли вечером в лесу пред нами
И изливали аромат живой.
И страстно хочется мне перемены,
Столь неосознанной и смутной столь,
Как увлекающие цикламены,
В чьем свежем запахе восторг и боль.

1933. Август, 24
Замок Hrastovac под Марибором



ЯБЛОНОВЫЕ РОЩИ


Яблоновые рощи на отлогих зеленых и приветливых склонах
Говорят о весеннем белорозовом нежном и мятежном цветеньи,
При таком безразличном в городах безвоздушных в ваших глупых салонах,
Где есть все, что угодно, кроме радости жизни и ее упоенья…
Я смотрю из окошка на простую природу, ах, что может быть проще?
На холмистое поле, на прохладную речку, на раскидистость буков,
На далекие Альпы и на вас, что повсюду, яблоновые рощи,
Где цветы облетели, чутко сердце поэта перед сном отаукав…

1933. Июль, 10
Замок Hrastovac
Над р. Пестецей



ПРОГУЛКА


Блузку надела яркую, –
Зеленую, ядовитую, –
И, смеясь, взяла меня за руку,
Лететь желанье испытывая.

Мы долго бродили по городу –
Красочному старому,
Своей историей гордому, –
Самозабвенною парою.

«Взгляните, как смотрят прохожие:
Вероятно мы очень странные», –
Сказала она, похожая
На лилию благоуханную.

И в глаза мои заглядывая,
Склонная к милым дурачествам,
Глазами ласкала, и радовала
Своим врожденным изяществом.

Задержались перед кафаною,
Зашли и присели к столику,
Заказали что-то пряное,
А смеха-то было сколько!

Терраса висела над речкою –
Над шустрою мелкой Милячкою.
Курила. Пускала колечки.
И пальцы в пепле испачканы.

Рассказывала мне о Генуе.
О дальнем гурзуфском промельке.
Восторженная, вдохновенная,
Мечтающая о своем томике.

«Но время уже адмиральское,
И – не будем ссориться с матерью…»
С покорностью встал вассальскою,
И вот – нам дорога скатертью…

Болтая о всякой всячине,
Несемся, спешим, торопимся.
И вдруг мы грозой захвачены
Такою, что вот утопимся!..

Влетели в подъезд. Гром. Молния.
Сквозняк – ведь окно распахнуто.
Притихла. Стоит безмолвная.
И здорово ж тарарахнуло!

Прикрыла глаза улыбчиво
И пальцами нежно хрустнула.
Вполголоса, переливчиво:
«Дотроньтесь, – и я почувствую».

Ну что же? И я дотронулся.
И нет в том беды, по-моему,
Что нам не осталось соуса,
Хотя он был дорогостоимый…

1933. Июль, 10
Замок Hrastovac



ТУАЛЕТ


О, да! ты обладаешь вкусом,
И страсть к оттенкам развита:
К жемчужным тяготенье бусам
И черно-белые цвета.

Хотя бы взять вот шляпу эту,
В которой ты вчера была:
Она подобна менуэту, –
Так легкомысленно мала…

Из лакированной соломки,
Вся черная, и, как бросок, –
При том не броский и не громкий, –
Гвоздики белость на висок.

Я платьем восхищен красивым,
В котором тоже ты вчера:
Оно – как ночь, как ночь с отливом,
И тот отлив из серебра.

Белеет перевязь на темном
То где-то здесь, то где-то там.
Оно – нарядное, но скромным
Покажется в букете дам.

Твой туалет – мотив Пакэна,
Инструментованный тобой.
И потому в нем столько плена,
Что как бы мог я быть не твой?..

1933. Июль, 12
Замок Hrastovac



ПОРТРЕТ


О, золотистые каштаны
Твоих взволнованных волос,
Вы говорите мне про страны,
В которых быть не довелось!

Твой стан… твой стан! Одно движенье,
Едва заметное, слегка, –
И вот уж головокруженье,
И под ногою – облака…

Я пью твой голос. Он живящий
Затем, что был в твоих устах,
Невероятное сулящий,
Дающий больше, чем в мечтах…

Твои уста… В них полдень Явы,
В них тайна русского огня.
Ах, созданы они для славы
И – через славу – для меня!

Твой взгляд восторженно встревожен.
Он нежен, вкрадчив, шаловлив.
Ты та, кем я облагорожен,
Кем счастлив я и кем я жив!

1933. Июль, 12
Замок Hrastovac



ТВОИ СТИХИ


Твои стихи «не по сезону»:
В них дух романтики высок.
Я строгой критикой не трону
Нетронутости милых строк…

В них отзвук рыцарской эпохи:
Роброны, фижмы, менуэт,
Любовь и страсть, мечты и вздохи –
Все то, чего отныне нет.

В твоих стихах слегка жеманно,
Мечтательно, светло, тепло.
Ты нам поешь о чем-то странном,
О том, что навсегда ушло.

Обворожительно и грустно
Становится при чтеньи их:
Ты увлекаешь нас искусно
В века и дел, и чувств иных.

Ты, хрупкая, ценима мною,
И, если знать желаешь ты,
Твои стихи не что иное,
Как очень «хрупкие цветы»…*

1933. Июль, 13
Замок Hrastovac
В словенских горах

__________
*Помещено в виде предисловия
при сборнике стихов Валентины Перниковой
(прим. автора).



ИСКРЕННИЙ РОМАНС


Оправдаешь ли ты – мне других оправданий не надо! –
Заблужденья мои и метанья во имя Мечты?
В непробуженном сне напоенного розами сада,
Прижимаясь ко мне, при луне, оправдаешь ли ты?

Оправдаешь ли ты за убитые женские души,
Расцветавшие мне под покровом ночной темноты?
Ах, за все, что я в жизни руками своими разрушил,
Осмеял, оскорбил и отверг, оправдаешь ли ты?

Оправдаешь ли ты, что опять, столько раз разуверясь,
Я тебе протянул, может статься, с отравой цветы,
Что, быть может, и ты через день, через год или через
Десять лет мне наскучишь, как все, оправдаешь ли ты?

1933. Июль, 11
Замок Hrastovac



ФЕЯ СВЕТА


Я жду тебя в замке, седом и старинном,
  Которому вскоре шестьсот,
Стоящем в холмистом краю у долины
  В преддверьи альпийских высот.

Пока я живу в нем, я замком владею
  (Кому и владеть, как не мне?).
Я жду тебя в замке, как добрую фею
  Из Боснии черной, извне.

Ты пишешь: «Несу тебе солнце!» Ты пишешь:
  «Тебе возрожденье несу!»
И тем, что ты пишешь, мне в сердце колышешь
  Отраду в словенском лесу.

Ты слышишь ли сердца растущие стуки,
  Скорбь ночью, восторг по утрам?
Ты видишь ли в муке простертые руки
  За Дрину, к босанским горам?

Я гибну. Я слабну. Я гасну без света.
  Почти ничего уже нет.
Я жду тебя в замке, мне данном на лето,
  Как фею, несущую свет!

1933. Июль, 13
Замок Hrastovac




УЕХАЛА


Вот и уехала. Была – и нет.
Как просто все, но как невыразимо!
Ты понимаешь ли, как ты любима,
Какой в душе остался жгучий след?

Переворачивается душа:
Еще вчера – вчера! – мы были двое,
И вот – один! Отчаянье такое,
Что стыну весь, не мысля, не дыша.

Мы все переживали здесь вдвоем:
Природу, страсть и чаянья, и грезы.
«Ты помнишь, как сливались наши слезы?» –
Спрошу тебя твоим же мне стихом.

Ты из своей весны шестнадцать дней
Мне радостно и щедро подарила.
Ты в эти дни так бережно любила…
Я женщины еще не знал нежней!

1933. Август, 27
Замок Hrastovac



ТЕПЕРЬ…


Теперь о верности не говорят,
Обетов не дают и не ревнуют,
И беспрерывную любовь земную
Меняют на любвей коротких ряд.

Быть может, так и надо. Может быть,
Все это на Земле закономерно,
Где преходяще все и все неверно:
Ведь там, где смерть, бессмертной нет.

Как слышно, стал равниною Синай,
Стал плоскостью, ненужной больше ныне.
…Я не скажу тебе: «Не изменяй»,
Но так же не сказал бы: «Измени мне».

1933. Сентябрь, 1
Замок Hrastovac



МЕСТА…


Они тобой проникнуты, места,
С тех пор, как ты уехала отсюда:
Вот, например, у этого куста
Таились от людского пересуда.

Вот, например, по этому пути,
В очарованьи платьица простого,
Ты в замок шла обычно от пяти,
Да, от пяти до полчаса шестого.

Вот, например, растущий на лугу
Поблекший чуть, голубенький цикорий.
На нем гадала ты. «Я не солгу», –
Он лепетал в прощающем укоре.

Здесь все пропоцелуено насквозь,
И здесь слова такие возникали,
Что, если б влить в бокал их удалось,
Они вином заискрятся в бокале!

1933. Сентябрь, 2
Замок Hrastovac



ПО РЫЦАРСКОЙ ТРОПИНКЕ


Закатным солнцем озаренная
И солнце озарив закатное,
Влекуще-недоговоренная,
Идет высокая и статная.

Идет тропинкой средь акации
Под ветками ореха грецкого.
И столько романтичной грации
В движеньях тела полудетского.

Тропа все круче между выемки.
Лицо идущей так мечтательно.
И платье бежевое с синеньким
На ней сидит очаровательно.

А я в окно смотрю, трепещущий
И упоенье предвкушающий,
На стан ее, в закате блещущий,
Прикосновений ожидающий…

И вот уж входит бессловесная,
Самоуверенно-смущенная,
Желанная, всегда прелестная
И, может быть, слегка-влюбленная…

1933. Сентябрь, 2
Замок Hrastovac



ДИВО


Я видел свершенное диво.
Узнав, будешь им пленена.
В той роще, где было правдиво,
Взошли наших чувств семена.

В той роще, куда и откуда
Ходили с тобой по утрам,
Я видел свершенное чудо,
И роща отныне – мой храм.

Ты помнишь ли наши посевы?
Всю искренность помнишь ли ты?
О, все вы, – о, все вы, – о, все вы
Теперь превратились в цветы!

И алостью дикой гвоздики
Покрылась земля, где твоим
Ставал под усладные всклики,
Где двое ставали одним…

И так как все слишком правдиво
Для правду забывшей земли,
Свершилось воистину диво,
И чувства цветами взошли!..

1933. Сентябрь, 7
Замок Hrastovac



МОГЛО БЫТЬ ТАК…


Могло быть так: лет двадцать пять назад,
Там, на воспетой Пушкиным Неве,
Слегка желтел зеленый Летний сад,
В осенней было небо синеве.

И Мраморный дворец стоял в плюще,
Пустело поле марсовых потех.
Я в мягкой черной шляпе и плаще
Дорожкой проходил с одной из тех…

И бонну с девочкою лет пяти
Мы у Крылова встретили тогда
Дитя у нас сверкнуло на пути, –
Как с неба падающая звезда.

Могло быть так.
                     …И вот, лаская Вас,
Отделаться от мыслей не могу:
Оно – одно: сиянье Ваших глаз
И – девочка на невском берегу!

1933. Сентябрь, 16
Замок Hrastovac



ТЫ ОТДАЛАСЬ…


Ты отдалась вчера на редкость мило:
Так радостно, так просто отдалась.
Ты ждущих глаз своих не опустила,
Встревоженных не опустила глаз.

Была скромна. Слегка порозовела.
Чуть улыбнулась уголками губ.
Покорливое трогательно тело,
И вступ в него – упругий, сладкий вступ.

Ты девушкою, женщина, казалась
По некоторым признакам, но все ж
По-женски и со вкусом отдавалась,
Да так, что, вспомнив, вздрогнешь и вздохнешь.

1933. Август, 15
Замок Hrastovac



В ТЕ ДНИ…


В те дни, отмеченные всходом
Медовых наших двух недель,
Когда цветы нам пахли медом
Затем, что их касался Лель,

В те дни, когда на лов морены
Шел к мельничному колесу,
И засыпали цикламены
Под вечер в буковом лесу, –

В те дни ты мне принадлежала
Так много ярких, острых раз
И губ своих вонзала жало
Мне в губы меж дурманных фраз.

В те дни все пахло оголтело,
Но больше прочих мне сродни
Был запах женственного тела,
Изнеможенного в те дни…

1933. Сентябрь, 16
Замок Hrastovac