Игорь Северянин. СНЕЖИНКИ ПОЛЫНИ (Сб. МЕНЕСТРЕЛЬ)




ПОЭЗА МОИХ НАБЛЮДЕНИЙ


Я наблюдал, как день за днем
Грубела жизнь, и вот огрубла.
Мир едет к цели порожнём,
Свои идеи спрятав в дупла.

Я наблюдал – давно! давно!
За странным тяготеньем к хамству
Как те, кому судьбой дано
Уменье мыслить, льнут к бедламству.

Я наблюдал, как человек
Весь стервенеет без закона,
Как ловит слабых и калек
Пасть легендарного дракона.

Я наблюдал, – во всем, везде, –
Восторги перед силой грубой,
И как воскрылия к звезде
Задерживались тяжкой шубой…

Я наблюдал, как вечный зверь
Младенца грыз, прокравшись в ясли…
Зверели люди, и теперь
В их душах светочи погасли.

Чего ж ты ждешь, пророк, Илья?
Греми из всех своих орудий!
Не люди – люди, или я –
Не человек, раз люди – люди!..



СТЕКЛЯННАЯ ДВЕРЬ


Дверь на балконе была из стекол
Квадратиками трех цветов.
И сквозь нее казался сокол,
На фоне моря и кустов,
Трехцветным: желтым, алым, синим.
Но тут мы сокола покинем:
Центр тяжести совсем не в нем…
Когда февральским златоднем
Простаивала я у двери
Балкона час, по крайней мере,
Смотря на море чрез квадрат
То желтый, то иной, – мой взгляд
Блаженствовал; подумать только,
Оттенков в море было столько!

Когда мой милый приходил,
Смотрела я в квадратик алый, –
И друг болезненный, усталый,
Окровянев, вампиром был.
А если я смотрела в синь
Стеклянную, мертвел любимый,
И предо мною плыли дымы,
И я шептала: «Призрак, сгинь…»
Но всех страшнее желтый цвет:
Мой друг проникнут был изменой…
Себя я истерзала сменой
Цветов. Так создан белый свет,
Что только в белом освещенье
Лицо приводит в восхищенье…



ПОЭЗА ПРИЧИНЫ БОДРОСТИ


Теперь в поразительной смене
Контрастных событий живешь.
Голодные ужасы в Вене
Бросают нас в холод и дрожь.

А то, что от нас на востоке,
Почти не подвластно уму,
Но веришь в какие-то сроки,
Не зная и сам почему.

Над жизнью склонясь, как над урной,
Еще не ослабнул душой:
В республике миниатюрной
Налажен порядок большой.

Пускай мы в надеждах разбиты
И сброшены в бездну с горы –
Мы сыты, мы – главное – сыты,
И значит – для веры бодры.

Мы верим – не можем не верить! –
Мы ждем – мы не можем не ждать! –
Что мир воцарится в той мере,
Какая вернет – Благодать.



ПОЭЗА ДУШЕВНОЙ БОЛИ


Из тусклой ревельской газеты,
Тенденциозной и сухой,
Как вы, военные газеты,
А следовательно плохой,

Я узнаю о том, что в мире
Идет по-прежнему вражда,
Что позабыл весь мир о мире
Надолго или навсегда.

Все это утешает мало
Того, в ком тлеет интеллект.
Язык богов земля изгнала,
Прияла прозы диалект.

И вот читаю в результате,
Что арестован Сологуб,
Чье имя в тонком аромате,
И кто в словах премудро-скуп;

Что умер Леонид Андреев,
Испив свой кубок не до дна,
Такую высь мечтой прореяв,
Что межпланетьем названа;

Что Собинов погиб от тифа
Нелепейшею из смертей,
Как яхта радости – от рифа,
И как от пули – соловей;

Что тот, чей пыл великолепен,
И дух, как знамя, водружен,
Он, вечно юный старец Репин
В Финляндии заголожен.

Довольно и таких известий,
Чтоб сердце дало перебой,
Чтоб в этом благодатном месте
Стал мрачным воздух голубой.

Уходите вы, могикане,
Последние, родной страны…
Грядущее, – оно в тумане…
Увы, просветы не видны…

Ужель я больше не увижу
Родного Федор Кузмича?
Лицо порывно не приближу
К его лицу, любовь шепча?

Тогда к чему ж моя надежда
На встречу после тяжких лет?
Истлей, последняя одежда!
Ты, ветер, замети мой след!

В России тысячи знакомых,
Но мало близких. Тем больней,
Когда они погибли в громах
И молниях проклятых дней…



К СЛУХАМ О СМЕРТИ СОБИНОВА


Я две весны, две осени, два лета
И три зимы без музыки живу…
Ах, наяву ль давали «Риголетто»?
И Собинов певал ли наяву?

Как будто сон: оркестр и капельмейстер,
Партер, духи, шелка, меха, лорнет.
Склонялся ли к Миньоне нежно Мейстер?
Ах, наяву склонялся или нет?

И для чего приходит дон Пасквале,
Как наяву когда-то, ныне в бред?..
Вернется ль жизнь когда-нибудь? Едва ли…
Как странно молвить: Собинов – скелет…

Узнав о смерти Вертера, несною
В закатный час я шел, тоской гоним,
И соловей, запевший над рекою,
Мне показался жалким перед ним!

О, как тонка особенность оттенка
В неповторимом горле у того,
Кем тронута была демимондэнка,
И соловей смолкал от чар его…



ПОЭЗА НОВИ ПРОЗАИЧЕСКОЙ


Ах, люди живут без стихов,
Без музыки люди живут,
И роскошью злобно зовут
Искусную музыку строф.

Ах, люди живут без икон,
Без Бога в безбожной душе.
Им чуждо оттенков туше, –
Лишь сплетни, обжорство и сон.

И даже – здесь, в доме моем, –
В поэта кумирне святой, –
И здесь тяготятся мечтой,
Стремясь обеззвучить мой дом…

Увы, даже дома и то
Сочувствия мне не найти…
И некуда вовсе уйти;
Ведь грезы не любит никто.

Теперь лишь один спекулянт, –
«Идеец», мазурик, палач, –
Плоды пожинает удач,
Смотря свысока на талант.

Черствеют и девьи сердца,
Нет больше лиричности в них, –
Наряды, танцульки, жених…
Любовь – пережиток глупца…

Жизнь стала противно-трезва,
И жадность – у всех идеал.
Желудок святыню попрал,
Свои предъявляя права.

Художник для всех – человек
Ленивый, ненужный, пустой,
О, трезвый, рабочий, сухой,
В искусство не верящий век!



ПОЭЗА ДОПОЛНЕНИЯ

Для ободрения ж народа,
Который впал в угрозный сплин…
…Они возможники событий,
Где символом всех прав – кастет.
«Поэза истребления» (т. IV)


В своей «Поэзе истребленья»
Анархию я предсказал.
Прошли три года, как мгновенье, –
И налетел мятежный шквал.

И вот теперь, когда наука
Побита неучем рабом,
Когда завыла чернь, как сука,
Хватив искусство батогом,

Теперь, когда интеллигента
К «буржую» приравнял народ,
И победила кинолента
Театр, прекрасного оплот,

Теперь, когда холопу любо
Мазнуть Рафаэля смолой, –
Не вы ль, о футуристы-кубо,
Происходящего виной?

Не ваши ль гнусные стихозы
И «современья пароход»
Зловонные взрастили розы
И развратили весь народ?

Не ваши ли мерзостные бредни
И сумасшедшая мазня
Забрызгали в Москве последний
Сарай, бездарностью дразня?

Ушли талантливые трусы
А обнаглевшая бездáрь,
Как готтентоты и зулусы,
Тлит муз и пакостит алтарь.

А запад – для себя гуманный!.. –
С презреньем смотрит сквозь лорнет
На прах ориентальной, странной
Ему культуры в цвете лет.

И смотрит он не без злорадства
На поэтических вампук,
На все республичное царство,
Где президентом царь Бурлюк.

Куда ж деваться вам от срама,
Вы, русские низы и знать?
…Убрав царя, влюбиться в хама,
А гражданина вон изгнать?!..

Влюбиться в хама может хамка,
Бесстыжая в своей гульбе.
Позор стране, в поджоге замка
Нашедшей зрелище себе!

Позор стране, в руинах храма
Чинящей пакостный разврат!
Позор стране, проведшей хама –
Кощунника – меж царских врат!..