* * *
Как не любить мне слова
«истый»,
Когда от «истины» оно,
Когда в нем смысл таится
чистый?
Как не любить мне слова
«истый»,
Хотя бы всяческие «исты»
Его и портили давно?
О, истинное слово
«истый» –
От истины самой оно!
1923
* * *
Мне снится книга без
ошибок –
О корректуры идеал!
За этот сон сказать
спасибо, –
Когда поэзы без ошибок,
Мне хочется. Как сон мой
гибок, –
Сон в смокинге, –
без одеял:
Ведь в нем – и книги без
ошибок,
И корректуры идеал…
1923
* * *
Когда бы не было имен…
Тащи пирата иль монаха
Для заполненья
альманаха,
Где имя есть одно… Без
страха
Издатель ловок и умен,
Даст денежки для
альманаха,
Где имя в группе не
имен…
1923
* * *
Невежда, жулик, хам и
жох.
Шлю мысленно ему ремень
я…
Издатель злого
современья
Искусству предпочел
поленья
И крыльям грез –
припрыжку блох…
Издатель злого
современья –
Невежда, жулик, хам и
жох.
1923
* * *
Когда все меньше с
каждым днем
Поэтов с Божеским
огнем, –
В такое время, время
ваше, –
Беречь бы редкостные
чаши,
А критик: «В турий рог
согнем!..»
И эта гнусь во время
ваше,
Когда нас меньше с
каждым днем…
1923
* * *
Так называемый
«поэтик» –
На шубе гения лишь моль…
Любой из Ванек и из
Петек –
Теперь художник и
поэтик.
И что ж мы видим? Петьки
эти
Коронную играют роль,
И каждый норовит поэтик
Испортить шубу, точно
моль.
1923
* * *
Как смеет жалкая бездарность
О даровитости судить
И брызгать грязью в
светозарность?
Как смеет жалкая
бездарность
Вносить в собор свою
базарность
И лик иконный бороздить?
Как смеет жалкая
бездарность
О даровитости судить?
1923
* * *
Какая-то сплошная
хлыстань
Вокруг: везде одни
хлысты…
Укрой меня от них, о
пристань, –
Объяла, обуяла хлыстань,
Ее назойливая свистань,
Ее газетные листы…
Вселенная – сплошная
хлыстань,
Где хлест, хлестанье и
хлысты!
1923
* * *
Служить двум божествам
не может
Единого Искусства жрец
И оттого свой палец
гложет,
Кто двум богам служить
не может,
И свой талант нуждой
убожит,
Не покидая грез дворец,
Да, прозе услужать не
может
Поэзии единой жрец!
1923
* * *
Искусство или
повседневность, –
Да, что-нибудь одно из
двух:
Рык прозы или грез
напевность,
Искусство или
повседневность, –
Дворцовость чувства или
хлевность,
Для духа ль плоть, для
плоти ль дух…
Искусство или
повседневность –
Решительно одно из двух.
1923
* * *
Художник, будь художник
только,
Не умещай в себе дельца,
Не раздробляй себя
нисколько.
Художник, будь собою
только, –
Пусть ни одна иная
ролька
Не исказит тебе лица.
Художник, будь художник
только:
Не совмещай с собой
дельца…
1923
* * *
Когда берет художник в
долг
У человека развитого,
Тот выполняет лишь свой
долг,
Художнику давая в долг,
Оберегая, чтобы толк
Не тронул музника
святого,
Берущего в несчастье в
долг
У человека развитого.
1923
* * *
Остерегайся, музарь,
брать
Поддержку для себя от
хама:
Тебя измучит хамья рать
Упреками, что смел ты
брать.
Хам станет так тебя
карать,
Что заболеешь ты от
срама.
Остерегись, художник,
брать
Что-либо для себя от
хама.
1923
* * *
Интеллигентный человек
Гордится музарю
подмогой:
Ведь музарь озаряет век.
И всякий чуткий человек,
Живых оберегатель
рек, –
Стремится, чтоб своей
дорогой
Текла река. Тот –
человек,
Кто горд возможною
подмогой.
1923
* * *
Теперь, когда «телятся
луны»
И бык «лунеет» от тоски,
Мне хочется порвать все
струны, –
Теперь, когда «телятся
луны»,
И трупами смердят
лагуны,
И вместо гласов –
голоски…
О век, когда «телятся
луны»
И бык «лунеет» от
тоски!..
1923