Сергей Есенин. СТРОКИ, ЗАПИСАННЫЕ СОВРЕМЕННИКАМИ (Сб. ТОМ 4. СТИХОТВОРЕНИЯ, НЕ ВОШЕДШИЕ В СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ)




* * *


Щука в рака вцепилась –
На нем кататься училась.

<1906-1907>



* * *


Есть в селе-то у нас барин
По фамилии Кулак,
Попечитель нашей школы,
По прозванию дурак.

<1907-1908>



* * *


Милый друг, не рыдай,
Не роняй слез из глаз
И душой не страдай:
Близок счастья тот час…

<1907-1908>



* * *


Белогривый поп Гаврила
Мотьку в зубы целовал.
Попадья его бранила,
А он, леший, приставал…

<1910-1911>



* * *


Я слыхал про вас премного,
Ужаснулся от того,
Вы жену забыли скоро,
Да, я знаю кой-чего!

Вы совсем ее забыли,
Перестав ее любить.
А какой вы прежде были,
Перестаньте так-то жить?

Вы, играя в карты страшно,
Проиграетесь ужасно,
И костюм, жилет прекрасный
Полетят тогда в кабак.

<1911>



* * *


Прощай, Зарайск! Я уезжаю!
Увидел я твою красу.
И в памяти своей надолго сохраню
Твоих друзей, поля, Осетр-реку.

<1912>



ГУСИ


Бай, бай, детка,
Спи, спи крепко.
Пошли, гуси, вон, вон,
Детка любит сон, сон…

<1912-1913>



* * *


Сардановский с Сергеем Есениным,
Тут же Рович Костюшка ухватистый
По ту сторону в луг овесененный
Без ладьи вышли на берег скатистый.

    То не легкие кречеты к небу вспарили,
    Улетая от душного, пыльного поля,
    На второй день Казанской Оку переплыли
    Рабы Божии Костя, Сережа и Коля.

Когда придет к нам радость, слава ли,
Мы не должны забыть тот день,
Как чрез реку Оку мы плавали,
Когда не… еще олень.

<1914>



* * *

Н. А. Сардановскому


Упоенье – яд отравы,
Не живи среди людей,
Не меняй свои забавы
На красу бесцветных дней.

Все пройдет, и жизни холод
Сердце чуткое сожмет,
Все, чем жил, когда был молод,
Глупой шуткой назовет.

Берегись дыханья розы,
Не тревожь ее кусты.
Что любовь? Пустые грезы,
Бред несбыточной мечты.

1914



МИНЕ


От берегов, где просинь
Душистей, чем вода.
Я двадцать третью осень
Пришел встречать сюда.

Я вижу сонмы ликов
И смех их за вином,
Но журавлиных криков
Не слышу за окном.

О, радостная Мина,
Я так же, как и ты,
Влюблен в мои долины <?>
Как в детские мечты.

Но тяжелее чарку
Я подношу к губам,
Как нищий злато в сумку,
С слезою пополам.

<1917>



* * *


Пусть хлябь разверзнулась!
Гром – пусть!
В душе звенит святая Русь,
И небом лающий Коненков
Сквозь звезды пролагает путь.

<1918>



* * *


Шибче, шибче, ветер, дуй,
Хлеще, хлеще, дождь, иди.
Кажет баба небу…
На Советской площади.

<1918?>



* * *


Нате, возьмите, лопайте
Души моей чернозем.
Бог придавил нас ж…ой,
А мы ее солнцем зовем.

<1919>



* * *


Я памятник себе воздвиг из пробок,
Из пробок вылаканных вин!..

<1920>



* * *


Шершеневич был профессор,
Шершеневич есть поэт.

<1920>



* * *


Американским ароматом
Пропитан русский аромат.
Покрыть бы «АРУ» русским матом –
Поймет ли «АРА» русский мат?!

<1921-1922>



* * *


С головы упал мой первый волос,
С головы упал на стол.
Неужели близко череп голый
И далеко жизни комсомол?
Огрубеет голос мой певучий,
Будет рваться кашлем каждый раз,
И тебе, мой милый друг, наскучит
Потерявший свежесть синий глаз.
Крепче схватит ногу жизни стремя,
Я ноги не буду вырывать.
Что же делать, что же, если время
С головы мне листья обсыпать.

<1923>



* * *


Я родной земли печальник,
Я певец земли родной.
Будь же добр [и] ты, начальник,
Отпусти меня домой…

<1923-1924>



* * *


Шафранный день звенит в колосьях,
Проходит жизнь, проходит осень.

Рыдайте, други, рыдай, родная,
Стони, стони, душа больная…

Все обойдется, как смех растает,
Не пой, мой друг, – душа пустая…

<1924>



* * *


Берегись, Керзон –
АСПС* вооружен.

<1924>

__________
*АСПС – Азербайджанский Совет Профессиональных Союзов.



* * *


Тетя Мотя
В розовом капоте,
Дядя Вадя
В праздничном наряде,
Кузина Зина
В плаще резиновом,
Папа
В пижаме,
На маме
Шляпа,
На сынишке Мишке
Новые штанишки –
Делают прогулку
По нашему переулку…
И вдруг явление
Всем на удивление:
Раскрасневшись от жары,
Молодые маляры –
Тит и Вася –
Дом красят.
Разделывают стены
Под розовый оттенок…
Кричит Мишка:
– Ишь, как!
Вот это ловко –
Вместо кисточки спринцовка! –
А папа Мише:
– Удивляйся потише!
Разве трудно догадаться,
Что это – механизация?
Скоро научатся даже
Наспринцовывать портреты и пейзажи!

<1924>



* * *


Пусть я толка, да не таковского,
Пью я первый раз у Литовского.
Серый глаз мне дорог из-за синего.
Вспоминаем мы с ним Устинова.

<1924-1925>



* * *


А тебе желаю мужа,
Только не поэта,
С чувством, но без дара,
Просто комиссара.

<1925>



* * *


Товарищу Шумяцкой
С любовью братской
За чай без обеда,
За мужа полпреда.

<1925>



ЧАСТУШКИ


1

Играй, играй, гармонь моя!
Сегодня тихая заря,
Сегодня тихая заря, –
Услышит милая моя.

<1916>


2

Эх, яблочко,
Цвету звонкого.
Пьем мы водочку
Да у Коненкова.


3

Эх, яблочко,
Цвету ясного.
Есть и сволочь во Москве
Цвету красного.


4

Не ходи ты в МЧКа,
А ходи к бабенке.
Я валяю дурака
В молодости звонкой.

<1919-1920>


5

Ох, и песней хлестану,
Аж засвищет задница,
Коль возьмешь мою жену,
Буду низко кланяться.


6

Пей, закусывай изволь!
Вот перцовка под леща!
Мейерхольд, ах, Мейерхольд,
Выручай товарища!


7

Уж коль в суку ты влюблен,
В загс да и в кроваточку.
Мой за то тебе поклон
Будет низкий – в пяточку.

<1921-1922>


8

Мой милой, что с образов,
Как святой, все кается.
Меня… семь разов, –
Восемь полагается!

<1921-1922>


9

Ох, уж, ох, большевики,
Да у Москвы, да у реки,
Под Кремлевской кровлею
Занялись торговлею.

<1921-1922>


10

Ах, Мартышечка-душа
Собой не больно хороша.

Ах, Мартышечка-душа
Собою очень хороша.

<1921-1922>


11

Не хочу баранины,
Потому что раненый,
Прямо в сердце раненный
Хозяйкою баранины!

<1922>


12

У бандитов деньги в банке,
Жена, кланяйся дунканке.

<1923>


13

У Европы рожа чиста,
Не целуюсь с ею!
Подавай имажинисту
Милую Рассею!


14

В мать тебя, из мати в мать,
Стальная Америка!
Хоть бы песню услыхать
Да с родного берега.

<1923>


15

Не ходи тропинкой склизкой,
А ходи по лесенке.
Если парень сядет близко,
Убеги за песенки.


16

Не звени, мой милый, шпорой,
А звени тальяночкой.
Поцелуешь ты мне скоро
На щеках две ямочки.


17

Я украшу длинну косу
Пурпуровой астрою.
Задает мне мил вопросы
И зовет зубастою.

<1923>


18

Сныть-трава, трынь-трава
Здесь у каждого двора.
А в Рязани – лебеда,
Не забыть мне никогда.

<1924>