Сергей Есенин. СТИХИ НА СЛУЧАЙ. ЧАСТУШКИ (Сб. ТОМ 4. СТИХОТВОРЕНИЯ, НЕ ВОШЕДШИЕ В СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ)




* * *


«Пророк» мой кончен, слава Богу.
Мне надоело уж писать.
Теперь я буду понемногу
Свои ошибки разбирать.

<1913>



* * *


Перо не быльница,
Но в нем есть звон.
Служи, чернильница,
Лесной канон.
О мати вечная,
Святой покров.
Любовь заречная –
Без слов.

6 октября 1915



* * *


Любовь Столица, Любовь Столица,
О ком я думал, о ком гадал.
Она как демон, она как львица, –
Но лик невинен и зорьно ал.

<1915>



ЧАСТУШКИ

(О поэтах)


Я сидела на песке
У моста высокова.
Нету лучше из стихов
Александра Блокова.

Сделала свистулечку
Из ореха грецкого.
Веселее нет и звонче
Песен Городецкого.

Неспокойная была,
Неспокой оставила.
Успокоили стихи
Кузмина Михаила.

Шел с Орехова туман,
Теперь идет из Зуева.
Я люблю стихи в лаптях
Миколая Клюева.

Дуют ветры от реки,
Дуют от околицы.
Есть и ситец и парча
У Любови Столицы.

Заливается в углу
Таракан, как пеночка.
Не подумай, что растешь,
Таня Ефименочка.

Ах, сыпь, ах, жарь,
Маяковский – бездарь.
Рожа краской питана,
Обокрал Уитмана.

Пляшет Брюсов по Тверской
Не мышом, а крысиной.
Дяди, дяди, я большой,
Скоро буду с лысиной.

<1915-1917>

__________

Ох, батюшки, ох-ох-ох,
Есть поэт Мариенгоф.
Много кушал, много пил,
Без подштанников ходил.

Квас сухарный, квас янтарный,
Бочка старо-новая.
У Васятки у Каменского
Голова дубовая.

<1918-1919>



* * *


Не надо радости всем ласкостям дешевым,
Я счастлив тем, что выпил с Мурашевым.

Пасха, 1916 г.,
10 ап<реля>, 12½ ч. ночи



* * *


Не стихов златая пена
И не Стенькина молва, –
Пониковская Елена
Тонко вяжет кружева.
Лес в них закутался,
Я – запутался.

<1918>



КАК ДОЛЖНА РЕКОМЕНДОВАТЬСЯ МАРИНА


Скажу вам речь не плоскую,
В ней все слова важны:
Мариной Ивановскою
Вы звать меня должны.

Меня легко обрамите:
Я маленький портрет.
Сейчас учусь я грамоте,
И скоро мне шесть лет.

Глазенки мои карие
И щечки не плохи.
Ах, иногда в ударе я
Могу читать стихи.

Перо мое не славится,
Подчас пишу не в лад,
Но больше всего нравится
Мне кушать «шыколат».

19 января 1924



* * *


Если будешь
Писать так же,
Помирай лучше
Сейчас же!

1924



* * *


За все,
       что минуло, –
Целую в губы
Сокола милого.

1924



* * *


Эх, жизнь моя,
Улыбка девичья.
За Гольдшмита пьем
И за Галькевича.

Будет пуст стакан,
Как и жизнь пуста.
Прижимай, Муран,
Свой бокал к устам.

5 октября 1924
Баку



* * *


Милая Пераскева,
Ведь Вы не Ева!
Всякие штуки бросьте,
Любите Костю.
Дружбой к Вам нежной осенен,
Остаюсь – Сергей Есенин.

P.S.
Пьем всякую штуку.
Жму Вашу руку.

<1924>



КЛАВДИИ АЛЕКСАНДРОВНЕ ЛЮБИМОВОЙ


Из всякого сердца вынется
Какой-нибудь да привет.
Да здравствует именинница
       На много лет!

Я знаю Вас очень недавно,
       Клавдия Александровна,
Но жить Вам – богатеть,
Кунеть да – мохнатеть!

К следующему году –
Прибавок к роду.
А через два годы, –
Детей, как ягоды.

<1924>



* * *


Калитка моя
         Бревенчатая.
Девки, бабы
Поют о весне.

Прыгает грач
Над пашнею.
Проклинайте вы все
Долю вчерашнюю.

Довольно гнуть
         Спины.
Я встретился с ней
         У овина.

Говорил ей словами
         О своей судьбе.
Умирающая деревня,
         Вечная память тебе.

<1924-1925>



* * *


Никогда я не забуду ночи,
Ваш прищур, цилиндр мой и диван.
И как в вас телячьи пучил очи
Всем знакомый Ванька и Иван.

Никогда над жизнью не грустите,
У нее корявых много лап,
И меня, пожалуйста, простите
За ночной приблудный пьяный храп.

19 марта 1925



* * *


Пускай я порою от спирта вымок,
Пусть сердце слабеет, тускнеют очи,
Но, Гурвич! взглянувши на этот снимок,
Ты вспомни меня и «Бакинский рабочий».

Не знаю, мой праздник иль худший день их,
Мы часто друг друга по-сучьи лаем,
Но если бы Фришберг давал всем денег,
Тогда бы газета была нам раем.

25 апреля 1925
Баку



* * *


Самые лучшие минуты
Были у милой Анюты.
Ее взоры, как синие дверцы,
В них любовь моя,
         в них и сердце.

12 июня 1925



* * *


Милый Вова,
         Здорово.
У меня не плохая
         «Жись»,
Но если ты не женился,
         То не женись.

<26 июля 1925>



* * *


Пил я водку, пил я виски,
Только жаль, без вас, Быстрицкий.

Нам не нужно адов, раев,
Только б Валя жил Катаев.

Потому нам близок Саша,
Что судьба его как наша.

<1925>



* * *


И так всегда. За пьяною пирушкой,
Когда свершается всех дней круговорот,
Любой из нас, приподнимая кружку,
В нее слезу нечаянно прольет.

Мы все устали. Да, устали очень.
И потому наш голос за тобой –
За васильковые, смеющиеся очи
Над недовольною и глупою судьбой.

<1925>