Сергей Соловьев. ДЩИ СИОНА (Сб. АПРЕЛЬ. Вторая книга стихов. 1906-1909)



Ликуй ныне и веселися, Сионе.
Канон Пасхальный, песнь 9-я


ВХОД ВО ИЕРУСАЛИМ


Восстань от ложа сна, о дщерь Сиона,
И возликуй, воспевши сладкий стих –
Пророческую песню Соломона.

Невеста, встань! Твой царь и твой жених
Уже у врат. Холмы в миндальном цвете,
Напевы птиц – в оливах голубых.

Смеющиеся девушки и дети
Фиалки и нарциссы для кого
В долинах собирали на рассвете?

По всем долинам – шум и торжество.
Течет народ во сретенье Мессии,
И час настал веселья твоего.

Стоят толпы, склонив главы и выи.
Он близится, прекрасный, как гроза:
Омыты ноги миррою Марии,

Как у орла горят Его глаза.
Он привязал детеныша ослицы,
Где листья клонит вешняя лоза.

Его поют тимпаны и цевницы.
К Его ногам покровы и цветы
Слагают нежные отроковицы.

Царица! ждешь возлюбленного ты,
Твой терем полон нарда и алоя,
Сиянием чертоги залиты.

Блистает в розах ложе золотое,
И фимиам в кадильницах горит.
Сбывается пророчество святое,

Как царь Давид в псалмах благовестит,
Захария предрек во время оно.
Фиалками и финиками крыт

Цветущий путь. Восстань, о дщерь Сиона!



АНГЕЛ И МИРОНОСИЦЫ


Кого искать пришли вы утром в сад
С амфорой, полной нардового мира?
Кому слеза и чистый аромат?

Чуть брезжит день. И холодно, и сыро
В пустом саду. Но высь уже чиста,
И песни птиц несутся из эфира.

Зачем в гробу вы ищете Христа?
Зачем пришли, в тоске, рыдать над телом?
В пещере – свет, и глубь ее пуста.

На камне ангел в одеянье белом
Сидит, глашатай неба и земли,
И он – женам, от страха онемелым:

«Христос Воскрес! дни горести прошли.
Что ищете живого в мраке гроба?
Что плачете нетленного во тли?

Ужален ад: его бессильна злоба:
Тридневного извергла мертвеца
Земли плодоносящая утроба.

Сияньем мрак пронизан до конца,
И, уязвленные стрелами гнева,
Бегут враги от светлого лица.

Спасен Адам, и торжествует Ева,
И, прежде всех узнав благую весть,
Пресветло радуется Матерь-Дева.

И церкви сад уже готов зацвесть,
И солнце истины стоит в зените.
Се – суд любви и праведная месть.

Спешите, жены, и Сиону рцыте:
Христос Воскрес! Фома, коснись до ран!
Апостолам Его благовестите.

Евангелием вашим осиян
Отныне мир, дубы в саду церковном,
Три солнца – Петр, Иаков, Иоанн!

Но ты, пришедшая путем греховным
Магдалы дочь, у гроба медлишь ты,
Горя огнем, священным и любовным.

В тумане сад и цветники пусты…
Иди туда, где – тени голубые,
Песок, заря и белые цветы.

Садовник бродит там. Глаза – родные,
И бел хитон в смоковничной тени.
Посмотрит он и вымолвит: Мария!

И ты, упав, ответишь: “Раввуни!”»



ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ

П. С. Соловьевой


Мой пояс груб. Акриды, мед пчелиный
Мне снедь. У Иорданских берегов
Я всех зову омыться от грехов,
Где голубые зыблются маслины.

Осанною оглашены долины,
Безмолвствуют свирели пастухов.
Елеем блещет терем Женихов,
И рдеет нард в амфоре Магдалины.

Я дикий скимн пустынных вод и скал.
Как ярый хмель, во чреве я взыграл,
Вняв девы глас, несущей крины рая.

Се полн Сион светильников и роз.
В руках детей благоухают вайя…
Мой крест воздет: я жду Тебя, Христос!



РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО


Расцвел миндаль. Под благовесты лир,
В тени маслин, почила Галилея.
С медвяной розой росная лилея
Вершит лобзаний вожделенный пир.

В Ее очах синеет кроткий мир,
Златые косы тяжки от елея,
Ланиты рдеют. Девственно алея,
Душистых уст полураскрыт потир.

Внимает в поле небу пастырь мирный.
Волхвы с ливаном, золотом и смирной
Склоняются пред яслями Христа.

В груди Марии белый сад вздыхает.
Недвижны кедры. Вышина чиста.
И в синеве Сион благоухает.



ЗАКЛЯТИЕ РОЗАМИ, ЛИЛИЯМИ И ИМЕНЕМ МАРИИ


Болотный дух, дух похоти и тлена,
Тебя сожгла небесная любовь,
И розою цветет Андиомена –
Хаоса язвенного кровь.

Мы светло празднуем свободу от проклятья,
Когда, под громы роковых угроз,
Алеет поцелуй, сплетаются объятья,
И шествует весна в венке из роз.

Превозмогая косность мысли нашей,
Когда мы близимся к Познанью Божества,
Нам лилий девственных благоухают чаши –
Кадильницы во храме естества.

Взгляни: сей крин весь мрак, весь смрад земной утробы
В сребро и аромат духовно претворил:
Благовествуя жизнь и истощая гробы,
Марии лилию вручает Гавриил.

Мария! таинство божественного брака!
О имя красное, сладчайшее имен!
О ужас демонов и упраздненье мрака,
И над Гоморрою сияющий Сион.

О ширшее небес девическое чрево
И затворенные святые ложесна!
О благосеннолиственное древо,
Воней златых плодов прозябшая весна!

Сожги последний мрак, фиал любви небесной,
О стамна с манною и неопальный куст!
Мария – сладкий мед словесный
И золото розоуханных уст.



ЗНАЧЕНИЕ ИСКУССТВА

Дорогой памяти Н. Ф. Ковалевской


Он нам родной – исполненный созвучий,
Покорный нам, но еще косный мир:
В ответ на мысль гармонией певучей
Волнуется вещественный эфир.

Певцы, художники, поэты! Наша
Мечта сковала хаос мировой,
И разума всеемлющая чаша
Вмещает мир, певучий и живой.

Тебе, о хаос, золотые узы,
Звено к звену, сквозь бешенство веков
Ковали мы, и ангелы и музы
Дарили нам цветы своих венков.

Мечи богов! Резец, палитра, лира!
Познания духовный, чистый хмель!
Сияют в солнце ангельского клира
Софокл, Бетховен, Пушкин, Рафаэль.

Нерасторжимы легкие оковы,
Познал брега безумный океан,
И храм искусства, храм многовековый,
Вознесся ввысь, нетленьем осиян.

Немолчная, согласная осанна
Из наших уст Тебе гремит, Христос.
Исполнен храм и лилий Иоанна,
И роз Марии, непорочных роз.

С креста, в крови, Ты внемлешь нашей лире,
И жрец-поэт возносит к небесам
Кадильницу и золотой трикирий:
Свет разума и песен фимиам.



ЛЕПОТА МИРОЗДАНИЯ

Благослови, душе моя, Господа.
Предначинательный псалом

Беззвездным хаосом окованные души
Восходят в свет, приявши телеса,
И воды отделяются от суши,
И синей кожею простерты небеса.

Замкнута бездна узами предела,
И вещество числом. Раздельны день и ночь.
К волне волну и к телу тело
Стремит божественная мочь.

О дивный образ мира! Сад явлений!
Хвалите Господа в горах, из чащных недр,
Онагры, зайцы и елени.
Древа масличные, ливанский кедр.

Вы – пурпур луга – розы, крины
– О звезды среброустые полей –
И фимиам дубрав, и рев звериный,
И хмель, и масть – вино, пшеница и елей.

Там рыбьим златом голубые бездны
Горят. Сиянье излучая ниц,
Эфир небес, то солнечный, то звездный,
Звенит молитвами влюбленных птиц.

И, подражая им, гармонией псалтирной
Трепещут гусли; сладкозвучный вздох
Зажег свирель. И брак вершится мирный
В лесу, в глуши, где травы, листья, мох.

Над злом последнюю победу торжествуя,
Уста влечет к устам стремление любви,
И хаос уязвлен заклятьем поцелуя…
Моя душа, Творца благослови!



АПОСТОЛ ИОАНН

Памяти прадеда моего иерея М. В. Соловьева


Я – громов сын. Я – грозен, мудр и юн.
Премудрость воплощенного глагола –
В моих руках сверкающий перун.

Иммануил с небесного престола
Нисходит в мир, и расточился мрак.
Любовь Христа все козни поборола.

На солнце истины вперяя зрак,
Все тайны оком я проник орлиным.
Чудес начало: в Кане бедный брак.

По Галилейским розовым долинам
Он с матерью идет на брачный пир,
И подан жениху архитриклином

Вином любви наполненный потир.
У кладезя с блудницей Самарии
Беседует спасти пришедший мир.

Он видит слезы Марфы и Марии,
Он прослезился; по Его словам
Свергает Лазарь путы гробовые.

Купель грехов – лазурный Силоам:
Расслабленный встает, как муж цветущий,
Слепорожденный видит. И во храм

Пред смертью Он идет на праздник Кущей,
Чтоб жаждущие напоил умы
Родник воды, из вечности текущей.

Но час настал победы князя тьмы,
Казался пир трапезой погребальной,
В последний раз встречали Пасху мы.

Беседе все внимали мы прощальной.
Он говорил: «вы – ветви, я – лоза».
А я, во время вечери Пасхальной,

Припав на грудь, смотрел Ему в глаза.
А ветер выл в саду порывом злобным,
Чернела ночь, и близилась гроза.

Я у креста стоял на месте лобном,
И Он раскрыл засохшие уста,
И голосом, стенанию подобным,

Окровавлен, изъязвлен, со креста
Марию сердцу моему сыновью
Вручил. Потом увидел я Христа,

Но не раба, обрызганного кровью,
А грозного царя и судию.
Я – Иоанн. Христовою любовью

Я взыскан был, и матерь мне свою
Он завещал с мучительного древа.
На персях Иисуса я в раю.

Я весь – любовь, но молниями гнева
Караю грех. Внимая гул осанн,
Я встал в веках, таинственный, как дева.

Я – крин Христа, апостол Иоанн.

1909. Март
Дедово