Эллис. ИЗ ЦИКЛА «ЖИЗНЬ» (Сб. НЕИЗДАННОЕ И НЕСОБРАННОЕ)




* * *

...он пал, как зверь лесной...
Лермонтов


Аккорды чудные в душе моей звучат,
Молитвой сладостной полна душа больная,
И милых призраков колеблющийся ряд
Проносится, опять надежды воскрешая...

И хочется любить... и некого любить!..
И хочется рыдать, а все кругом смеются...
И вот я сам готов смеяться и язвить,
Пока в душе навек все струны не порвутся.



В ФИНЛЯНДИИ


Долго с тобой мы на шхерах сидели,
Слушая шелест волны,
В даль бесприветную долго смотрели,
Смутной тревогой полны.

И бесконечно и однообразно
Волны катились к ногам,
Голые шхеры грядой бороздили,
Льнули к крутым берегам.

Берег тянулся кругом оголенный,
Лес неуклюжий – вдали,
Ветер, как будто совсем утомленный,
Чуть шевелил корабли.

Все здесь какою-то грустью дышало –
Шхеры, и лес, и вода...
Словно тяжелым все сном задремало,
Чтоб не ожить никогда.



ПРИЗЫВ


Что за скука в самом деле –
Рассуждения стихами!
Я хочу, чтоб струны пели
В них со смехом, со слезами...

Я хочу, чтоб в звуках стройных
Раздавался голос страсти,
Песнь желаний беспокойных,
Гимн любви всесильной власти.

Вдохновленный их напевом,
Я на песнь откликнусь эхом,
Загорюсь могучим гневом,
Засмеюсь веселым смехом.

И, забыв все оболыценья,
Все обманы жизни скучной,
В мощных волнах песни звучной
Я найду себе забвенье.



ВЕСНА


Опять, поднявши покрывало,
Весна, смеясь, поцеловала
Угрюмый и холодный Мир.
И вот Природа, как бывало,
Весне готовит пышный пир.

Уж все готово, снова мило
Земля цветами убрана,
И снова радостною песней
Звучит немолчная струна...
И медлит в радости светило

Уплыть под вечер в Царство сна...
Уж все готово, но встречаю
Весну с тоскою я опять,
Кругом прекрасно все, я знаю,
Но кто же станет пировать?..



КРАСОТА


Красота – в океане холодном,
Что не знает ни дна, ни границ,
Красота – в урагане свободном
И в мерцанье зловещих зарниц.

Красота в этих тучах суровых,
Занавесивших солнечный луч,
В блеске молний, в ударах громовых
И в лавинах, низвергнутых с круч.

Красота в бранном шуме и споре,
Где нам смерть отовсюду грозит,
Но в твоем гордо блещущем взоре
Красота неземная горит.



ЛЕТО


I

Бредя вчера с тобой вечернею порою
И сладостно дыша дыханьем ветерка,
Где кудри у тебя рассыпались волною,
Я посадил, смеясь, ночного светляка.

Как бриллиант, тот огонек лучистый
Таинственно, волшебно засиял,
И засмеялась ты, и смех твой серебристый
Все пробудил кругом и в небесах пропал.


II

В венке из васильков, полна надежд и сил,
Ты жала рожь своим серпом блестящим,
И взором любящим, и робким, и манящим
Я за тобой следил.

Кругом сбирались тучи грозовые,
Гром грохотал... Я слез не мог унять...
Зачем, зачем мечты и песни золотые
Я в сердце должен сжать?..



ОСЕНЬ


Смотри, кругом все увядает,
Кружат и падают листы,
И ветер чахлые цветы
Со злобным свистом обрывает.

Смотри, в дорожках мокрых сада
Уж отразились облака,
И журавлей крикливых стадо
Летит, спеша издалека...

Внимай, с каким злорадным смехом
В просторе мертвом гром гремит,
И как природа вся спешит
Ему ответить дружным эхом.



В АЛЬБОМ

(После представления «Дяди Вани» А. Чехова)

Посвящается Н. Я. Каменской


Рукоплесканья... занавес упал...
Вокруг веселый шум, веселое волненье...
А ты – полна тревожного сомненья,
Поникла. Из очей сокрылся шумный зал,
И душу юную пленило размышленье...
Перед картиной пошлости людской,
Набросанной бессмертною рукою,
Быть может, в первый раз поникла ты с тоскою,
На миг забывши смех беспечный,
Быть может, в первый раз на ум пришли слова:
«Увы, ужель и жизнь вся наша – такова,
Бесплодны все мечтанья, пусты грезы,
И все бессильны мы пред царством мертвой прозы...»
Нет... верь, дитя, пока средь общего страданья,
Средь пошлой прозы, скучной суеты
Меж нами будет жить такое пониманье,
Такая ж грусть, с какой поникла ты,
Я верю, не умрет любовь и упованья,
И не завянут грезы и мечтанья.



УТРО


Как воздух свеж, блестит роса живая
На листьях, на цветах,
Краснея радостью, опять заря младая
Горит на небесах...

Вкруг тополя, омытые росою,
Друг другу шепчут сны...
Пусть песнь замрет, звучащая тоскою,
Средь дивной тишины...

Я вновь молюсь, я снова свеж душою,
И грудь – любви полна,
Ночной слезой, как чистою росою,
Омыта вновь она.



ПРИРОДА


Все те же бледные картины,
Все тот же хмурый небосклон,
Иду тропой по дну долины,
В мечты душою погружен...

Вокруг уныло и беззвучно
Лежит родная сторона.
Как ненавистна мне она,
Как все в ней серо, бедно, скучно!..

Кусты колючие репьев,
Вдали прудишка загрязненный,
И меж травою запыленной
Головки желтые цветов...

О, где же ты, простор свободы?!.
И вот я думаю с тоской:
Как вы смешны, певцы природы,
Бледна природа пред мечтой...



НА КОНЬКАХ


Сегодня по льду весело скользя,
Я любовался, я шутил с тобою,
То, может быть, опять судьба моя
Безжалостно смеялась надо мною,
А я скользил, и улыбался я...

Мелькали тени вкруг, мелькали хлопья снега,
Кружась, как наши робкие мечты,
И, радостно смеясь в пылу разбега,
Вся – красота, и грация, и нега,
Неудержимо ускользала ты.



ПОХОРОНЫ


Вокруг меня сгущался черный мрак,
С тоской склонялся лик луны печальной...
Я тихо полем брел, как вдруг в кустах
Нежданно замерцал свечою погребальной светляк.

За ним еще блеснул дрожащий огонек,
И был прорезан мрак блестящей полосою...
Обряд последний здесь свершался надо мною,
А я, я здесь же был, но я рыдать не мог.



СОНЕТ


В часы кипящего прибоя
Из глубины немых морей
Обломки мачт и кораблей
Несет волна, сердито воя.

И брошены на брег волною
И груды радужных камней,
И жемчугов, и янтарей.
Обвитых пенною травою.

В часы беззвучного отлива,
Лишь лопнут пены пузырьки
И вновь пустынно и лениво

Вокруг раскинутся пески,
На камнях в блеске перелива
Зажгутся солнцем огоньки.



В СТЕПИ


Я в степи, я жмурю очи
В блеске радостного дня;
Грезы сумрачные ночи
Отлетают от меня...
Вновь душа кипит мечтами,
И, куда ни кинешь взор,
Степь повсюду пред глазами,
Разноцветными шелками
Ярко вышитый ковер...
Как сквозь сон не видит око,
Как под солнечным лучом
Тихо шепчется осока
Над серебряным ручьем...
Как сверкнувшей полосою
Звонко муха прожужжит,
А потом все тишиною
Вновь полно и будто спит…
Как вверху, белее ваты,
Дуновеньем ветерка
Вереницею крылатой
Пробегают облака...



СОНЕТ


Я возрастил цветник моих стихов,
Их радости слезами орошая,
И те цветы взросли, благоухая,
И навевали много чудных снов.

Я источил родник моих стихов
Из горьких слез; в пустыне пробегая,
Журча, звеня, его струя живая
Несла прохладу мне в часы трудов.

Я пробуждал не раз своим стихом
И даль полей, загрезивших кругом,
И глубь небес мне отвечала эхом.

Лишь ты, мечта души моей, одна
К тем песням оставалась холодна
Иль отвечала равнодушным смехом.