Юргис Балтрушайтис. ВЕСЕННЯЯ РОСА (Сб. ЗЕМНЫЕ СТУПЕНИ)



Und alles war erquickt mich zu erquicken.
Goethe.
The wind is blowing on the waving reeds,
The wind is blowing on the heart of man.
William В.Yеаts
__________
И все ожило к моему наслаждению.
Гете (нем.).
Ветер овевает колеблющийся тростник,
Ветер овевает сердце человека.  
Йитс (англ.).



УТРЕННИЕ ПЕСНИ


I

Запылала заря перед шествием дня!
Ночь скликает к ущельям туманы,
И жемчужной толпой, в поясах из огня,
Расступаются туч караваны...

Обнажился простор средь росистых долин,
В бесконечность откинулись дали, –
Будто с божьих высот, с заповедных глубин,
Все завесы над миром упали...

Встрепенулся залив – вырастает волна,
Загремела в неистовстве диком,
И разбилась, как звонкий сосуд, тишина
В ликовании утра великом...


II

Великий час! Лучистая заря
Стоцветный веер свой раскрыла на востоке,
И стаи птиц, в сиянии паря,
Как будто плещутся в ее живом потоке...

И звук за звуком, дрогнув в тишине,
Над лесом, над рекой, над нивой тучной,
Стремится к небесам, синеющим в огне,
Смеется и зовет из глубины беззвучной...

В росистый круг земли, раскрывшийся, как чаша,
Что пенное вино, струится знойный день,
И каждый холм – на празднество ступень,
И каждый миг – обет, что радость жизни – наша!


IV

С. А. Полякову

Рассветные волны качают ладью –
   Живая хвала бытию!

Безмерные дали – в венчальном огне,
   И солнце и море – во мне...

Над глубью лазурной, не знающей дна,
   Я сам – кочевая волна...

Пирую, кружусь на пиру световом,
   Как искра в пожаре живом...

Пред чудом сверканья бессмертных зарниц
   Я, смертный, не падаю ниц, –

Меж мной и вселенною, в час полноты,
   Не стало раздельной черты...

Мир – тихое пенье в редеющей тьме,
   Я – пламя молитвы в псалме...

Играют, дробятся на мачте лучи, –
   Мой парус – из яркой парчи!

С молитвенным звоном, как хор неземной,
   Мелькает волна за волной...

И каждая тихую сказку поет,
   Что сердце людское цветет!



В ЛЕСУ


Тишь... Безмолвие лесное...
Безмятежен ранний день, –
Лист не дрогнет в ровном зное,
Ни узорчатая тень...

Вдоль тропинки незабудки
Притаились в полумгле, –
Золотые промежутки
Протянулись по земле...

Только звонко захохочет
Птица в зелени ветвей,
Только бегает-хлопочет
Деловитый муравей...

Чу! Над светлою дремотой
Пробежал веселый свист
И, сверкая позолотой,
Заметался влажный лист...

Вдаль ли глянешь, вглубь ли, ввысь ли,
Всюду – трепет, шелест, дрожь...
Только вникни, только мысли,
Все узнаешь, все поймешь!



МОЙ ХРАМ


Мой светлый храм – в безбрежности
Развернутых степей,
Где нет людской мятежности,
Ни рынков, ни цепей, –
Где так привольно, царственно
Пылает грудь моя
Молитвой благодарственной
За чудо бытия...

Мой тайный храм – над кручами
Зажженных солнцем гор,
Мой синий храм за тучами,
Где светел весь простор,
Где сердцу сладко дышится
В сиянии вершин,
Где лишь туман колышется
Да слышен гул лавин...

Моя святыня вечная –
В безгранности морской,
Где воля бесконечная –
Над малостью людской,
Где лишь тревога бурная
Гремит своей трубой,
Где только высь лазурная
Над бездной голубой...

Меррекюль, 7 августа 1903



АККОРДЫ


Как раздумье в сердце мирном,
В светлом море вал встает, –
О великом, о всемирном
Доле будничной поет...

Этой вестью неземною
Утоляется душа,
Точно влагою живою
Из волшебного ковша...

О, блаженство – миг от мига,
В полноте не различать, –
Звенья жизненного ига
Бесконечно размыкать!



LA GAIA SCIENZA*


I

Живую душу всюду ждет
И яркий миг, и светлый год,
И пламя радостных забот...

Хотя б кругом дышал самум,
Везде найдет свободный ум
Живой источник вещих дум...

Есть искра света в каждой тьме, –
Есть миг свободы и в тюрьме, –
Есть клад и в нищенской суме, –

И много в недрах бездн ночных
Зарниц, мгновений огневых,
Но их сверканье – для живых...


II

В игре мгновений, в смене лет
Безмерна мощь луча,
Нам жизнь во всем, где вспыхнул свет,
Правдиво горяча,
Нам луч везде поет привет,
Ликующе звуча...

Он вечно падает с небес,
Как весть о знойном дне,
О том, что в мире час чудес
Заискрится вдвойне,
Что к часу жатвы должный вес
Утроится в зерне, –

Он в мире радостно горит
Идущим вдаль – искать,
Он всякий сумрак озарит,
Нам нужно лишь алкать, –
Он даже в сером камне скрыт,
Лишь нужно высекать...

__________
*Веселая наука (ит.).



В ГОРАХ

Gloria in excelsis Deo!*


Простор! Раздолье дикое!
Безмерна глубь небес...
День – таинство великое,
День – чудо из чудес...

Раскрылись дали знойные,
Как бездны синей тьмы...
Я слышу вихри стройные,
Поющие псалмы...

Как звон, они проносятся
В пространстве без конца, –
Поют, взывают, просятся
В мое – во все сердца...

С безмерным ликованием
Сменяются часы,
Весь мир объят сиянием,
Что капелька росы!

Пылает вечной славою
Святыня бытия,
Я в светлом море плаваю,
Мой парус – мысль моя!

__________
*Слава Всевышнему в небесах! (лат.).
Начало католического церковного гимна.



БЕСПЕЧНОСТЬ


Мой день певуче-безмятежен,
Мой час, как облачко, плывет,
И то, что вечер неизбежен,
Меня к унынью не зовет...

В лесу ли вихрь листвой играет,
Иль мчит поток волну свою, –
Все, все мой дух вооружает
Живым доверьем к бытию...

Мой путь – по божьему указу –
Светло направлен в ширь долин,
Где ясен мир, привольно глазу,
Где я с мечтой своей один...

Все выше солнце – тень короче, –
И пусть затем скудеет зной,
Еще не скоро холод ночи
Дохнет безвестной тишиной...

Когда же золотом и кровью
Заблещет вечер в небесах,
Я с тихим жаром и любовью
Благословлю дорожный прах...

И в час, когда волна дневная
Отхлынет прочь, за край земли,
Мой дух заманит тьма ночная
В глубины звездные свои...



ПОЛДЕНЬ


Полдень... Меры нет простору!
Высь и долы – круг огня...
Весела дорога в гору,
К золотой вершине дня!

В юном сердце – в знойном небе –
Тишь – сиянье – синева...
Славься, в жизни, каждый жребий!
Звонче, гордые слова!

Грусть ли первой долгой тени
Поразит тревогой нас, –
Друг мой светлый, мы без пени
Встретим каждый тайный час...

Вихрь примчится ль, луг ероша...
Мир – ромашка, ты – пчела, –
Пусть твоя земная ноша
Будет сладко тяжела...



ЦВЕТОК


Цветок случайный, полевой,
Я – твой двойник, я – рыцарь твой!

Как ты узор по лепестку,
Свои мечты я в сердце тку...

Тебе я грезами сродни,
И в целом мире мы – одни...

Один на свете труд у нас –
Как жить-цвести в полдневный час, –

Как божьим светом, синевой,
Наполнить малый кубок свой!

Цветок мой, слушай – не дыши,
Мы – две раскрывшихся души...

Одна весна нам в мире мать,
Наш жребий – вместе умирать...

Мы – вся нарядность бытия,
Нас в мире двое:– ты да я!



РАЗДУМЬЕ


Миг мелькает – день плывет,
Утро сеет – вечер жнет...
Гаснут искорки росы –
Чередуются часы!

В синий полдень, в поле льна,
Ходит синяя волна, –
Пестрым цветом луг порос,
Жаль, что скоро сенокос...

Светел мирный шелест ржи
Вдоль извилистой межи,
Строен каждый стебелек, –
Точно ль серп еще далек!

День проходит – жизнь идет,
Жребий сеет – доля жнет, –
Зреет малый труд раба,
То-то будет молотьба!



AVE, STELLA MARIS*


Дымно тает берег плоский...
Весел Кормчий у руля...
Еле видимой полоской
Обозначилась земля...

Вся клокочет ширь морская...
Я – один над синей тьмой...
Вихри пены ввысь взрывая,
Воет бездна под кормой...

Крепче, буря, парус белый
В час венчальный напряги,
Чтоб во славу воли смелой
Разомкнулись все круги!

Шумно, в беге бесконечном,
За волной встает волна...
Я один в их споре вечном –
И покой и тишина...

Без тревоги, без печали
Бродит в сердце новый хмель,
И светло мне снятся дали
Неизведанных земель...

__________
*Славься, звезда морская (лат.).
Начальные слова католического гимна.



NOLI TANGERE CIRCULOS MEOS*


Слышу, слышу гул нестройный!
Меркнет божья синева...
Стонут-воют беспокойно
Роковые жернова...

Шум борьбы глухой и тщетной,
Отложи свой горький зов, –
Дай дослушать в час рассветный
Вещий звон колоколов!

Пыль великая, земная,
Не взрывайся близ меня, –
Дай мне ярче, в утро мая,
Осениться светом дня...

Ропот грозный, стон полдневный,
Нескончаемый, – будь тих!
Не смущай тревогой гневной
Мира тайных снов моих!

Тише, тише, вихрь вечерний, –
Милосердие – лучу!
Я несу в обитель терний,
В дом свой, вербную свечу...

__________
*Не касайся моих чертежей (лат.).
Слова, приписываемые Архимеду, обращенные
к римскому солдату, ворвавшемуся в дом.



ПОКЛОНЕНИЕ ЗЕМЛЕ

С. А. Полякову


Кончая день, в вечернем свете,
Гляжу все чаще на зарю
И, как мулла на минарете,
Молитву громкую творю...

Земной поклон стране восточной,
Ее безбрежности хвала,
Что в сумрак мира в час урочный
Живое солнце привела!

Хвала безоблачному югу
За синий полдень, трудный зной,
Что дал цветы земному лугу
И долгий свет борьбе земной...

Хвала, хвала безмерной дали
Великих западных миров
За щедрый дар живой печали
И тишь жемчужных вечеров...

Хвала и звездному простору
Пустынных северных полей,
Что дал тоскующему взору
Огни полуночи своей!

Кончая день, борьбу живую,
Объятый кроткой тишиной,
Я славлю Бога и целую
С земным поклоном прах земной...



НОЧЬЮ

В. С. Миролюбову


Чутко спят тополя... Онемели поля...
Раскрывается ночь бесконечная...
Звезд исполнен простор, в их лучистый убор
Наряжается бездна предвечная...

Пробуждается ум для таинственных дум...
Взор стремится в пространство безбрежное...
В тайный час тишины раскрываются сны
И смиряется сердце мятежное...

Чуток бдительный слух, и уносится дух
На бесшумных волнах Бесконечности...
В звездном вихре миров упадает покров
С молчаливого образа Вечности...