Юргис Балтрушайтис. ГОРНАЯ ТРОПА. Часть II




E quindi uscimmo a riveder le stelle.
Dante.
Bring me my chariot of fire!
William Blake.
Hear the loud alarum bells –
Brazen bells!
Edgar Poe
__________
Тогда мы вышли, чтобы увидеть звезды.
Данте Алигьери (ит.).
Дай мне мою огненную колесницу!
У. Блейк (англ.).
Слушай, как гудят колокола тревоги –
Медные колокола!
Эдгар По (англ.).



В MOPE


В безбрежность дня
Один плыву –
В кольце огня,
Сквозь синеву!

В лихих валах
Дороги нет…
Их зыбкий прах
Замел мой след…

Весь с мигом слит,
Мой легкий челн
Легко скользит
По воле волн…

Рассветный хмель
Над синей тьмой,
Моя свирель
Да жребий мой, –

Да гордый ум
Вне смертных уз,
Да прихоть дум –
Вот весь мой груз!

Простор валов,
Их зыбкий снег –
Мой верный кров
И мой ночлег…

Все – свет, покой
В моем кругу,
И дым людской
На берегу!



ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ


Текут, текут песчинки
В угоду бытию,
Крестины и поминки
Вплетая в нить свою…

Упорен бег их серый,
Один, что свет, что мгла…
Судьба для горькой меры
Струю их пролила…

И в смене дня и ночи,
Скользя, не может нить
Ни сделать боль короче,
Ни сладкий миг продлить…

И каждый, кто со страхом,
С тоской на жизнь глядит,
Дрожа над зыбким прахом,
За убылью следит, –

Следит за нитью тонкой,
Тоской и страхом жив,
Над малою воронкой
Дыханье затаив!



РАЗДУМЬЕ


Жизнь мельницы в движенье вихрь приводит,
     А смертный жребий – боль…
Блажен, кто в ней, служа судьбе, находит
Свой скудный хлеб и соль!

Весь мед цветка в свой дом пчела уносит,
     А цвет души – любовь…
Блажен, кому она свой трепет бросит
В пустынный дух и кровь…

Над бездной ночи властвует зарница,
     А сердцем правят сны…
Блажен, блажен, чья полночь осенится
Сверканьем их волны…

Пучину вод приход весны вскрывает,
     Глубь мира – горечь дум…
Блажен, кто снег познанья призывает
На праздный жар и шум!



В ГОРАХ


Спят вечные горы… И немы
Их выси… И строен их ряд…
Лишь ярко их снежные шлемы,
Забрала и копья горят…

И молкнет в лазурном их дыме
Весь трепет долинный и гул…
И полдень, раскрытый над ними,
В их раме зубчатой уснул…

Лишь плавно, цепляясь за кручи,
Где строит свой храм тишина,
Плывут, чередуются тучи,
Как звенья их белого сна…

И в область томленья и пени,
К порогу тревоги людской
Нисходят их строгие тени,
Их светлая тишь и покой…

И в мире бессменной недоли
Я снова молюсь бытию,
И клятву безропотной боли
Безмолвным вершинам даю…



DEO IGNOTO*

Памяти Н. Л. Тарасова


Жертву живую
Ведут к алтарю…
В сумрачном храме
Не я ли горю!

Грозно мелькает
Сквозь жертвенный дым
Древняя жрица
Со взглядом седым…

Тянется к жертве
Костлявой рукой –
Горестный камень
Ждет крови людской!

Мечется пламя
И блещет, дрожа,
Алым пыланьем
На стали ножа…

В храме пустынном
Безмолвен и строг,
Каменноликий,
Неведомый Бог…

Зарево Смерти
Над зыбким огнем
Красной улыбкой
Пылает на Нем…

Жребий свершился,
И глухо легла,
Жизнь замыкая,
Великая мгла…

Смерклось, и в храме
Таинственно пуст
Жертвенный кубок
У каменных уст!

__________
*Неведомому Богу (лат.).



КАРУСЕЛЬ


В час пустынный, в час метели,
В легком беге карусели,
     В вихре шумном и лихом,
В вечер зимний, в вечер серый,
Мчатся дамы, кавалеры,
     Кто – в карете, кто – верхом…

Зыбля прах, взрывая иней,
Князь с маркизой, граф с княгиней,
     То четою, то сам-друг,
Длинной цепью, пестрой ротой,
Кто в раздумье, кто с зевотой,
     Пробегают малый круг…

И поет им беспрерывно
Зов шарманки заунывной,
     Хриплой жалобой звеня…
И от песни однозвучной
Часто-часто, в час докучный,
     Рыцарь валится с коня…

Часто-часто рвутся звенья,
Иссякает нить забвенья
     И скудеет свет в очах,
Но вплетенных в вихрь случайный
Строго гонит ворот тайный,
     Им невидимый рычаг…



ЛУННЫЕ КРЫЛЬЯ


Из лунных снов я тку свой зыбкий миг,
Невольник грез, пустынник дум моих…

И в лунных далях близится межа,
Где молкнет гул дневного мятежа…

И призрачны, безмолвствуя вдали,
Дневная явь и пестрый круг земли…

И в звездный час разъятия оков
Я весь – пыланье лунных облаков…

И длится тишь, и льется лунный свет,
Вскрывая мир, где смертной боли нет…

И тих мой дух, как сладостен и тих
Пустынный цвет пустынных снов моих…

И молкнет мысль, и меркнет, чуть дрожа,
Все зарево земного рубежа…

И, будто тая, искрится вдали
Немой простор в серебряной пыли…

И в тайный миг паденья всех оков
Сбывается алкание веков…

Все – сон, все – свет, и сам я – лунный свет,
И нет меня, и будто мира нет!



ТОПОЛЬ


Как в мой разум беспокойный
Входит светом пенье грез,
Дикий тополь век свой стройный
В мир дробления принес…

Я свирелью многодумной
Славлю солнце в майском сне,
Он своей листвою шумной
Повествует о весне…

Если я теряю в плаче
Ясность сердца моего,
Той же грустью, лишь иначе,
Дышит шелест, речь его…

В час смятенья грозового
Стойко встретит свист и вой,
Он, как я, качает снова
Непреклонною главой…

В нем – во мне – все тот же жребий,
Долг опальных, долг живых: –
Лишь тянуться к солнцу в небе,
К звездам в далях мировых…



ФЕЙЕРВЕРК


У входа в храм венец из терний, –
Святая Тень – померк в тени…
И в шуме площади вечерней
Мелькает люд, снуют огни…

Пронзая мглу струями света,
Дробятся кольца и круги,
Шипя, взвивается ракета
Изгибом огненной дуги…

И в мире звезд, в тиши их вечной,
Пылает пестрый вой и звон,
И каждый ярко, в час беспечный,
Мгновенной искрой ослеплен…

Дробясь, сплетая в ожерелье
Весь малый клад людской сумы,
Скользит полночное веселье
В безмолвной тьме, не видя тьмы…

И дышит-дышит грудь земная,
Забыв полдневную вражду,
Своей судьбы еще не зная
В ночном скудеющем бреду…



НОЧНАЯ ТИШЬ


Дышит полночь тенью жуткой…
Тьма в окне и в сердце тьма…
Сладость – малая минутка…
Горечь – долгая зима…

Чуткий дух в тоске бессменной
Внемлет ночи у окна…
Велика, неизреченна
Неземная тишина…

Но с годами понемногу
Тают тайные круги,
И к последнему порогу
Приближаются шаги…

Слышен звон освобожденья
В бое медленных часов,
И сдвигает бег мгновенья
Неразгаданный засов…

Будет час, и дрогнут петли,
Дверь глухая задрожит,
И узнаю, тьма ли, свет ли
Смертный выход сторожит!



ОСЕННЯЯ ПЕСНЯ


Люблю средь леса, в час осенний,
     Под грустный шум,
Внимать волнению и пени
     Пустынных дум…

Распались замки, тлеют своды
     В глухом огне,
Чей тонкий дым венчает годы
     И сны во мне…

Прошли зеленые потемки,
     Их звон утих…
И гнется с треском стебель ломкий
     У ног моих.

Пустынны в гаснущем наряде
     Ряды берез,
Где зыблет ветер мох, как пряди
     Седых волос…

И блеск и звон, цветы и травы
     Судьба сожгла,
И в дымном храме вешней славы –
     Зола, зола…



ПРИЗЫВ


Кланяйся, смертный, дневной синеве!
Кланяйся листьям, их вешней молве,
Кланяйся – ниже – осенней траве!

Звонко в горячей молитве хвали
Алую розу, нарядность земли,
Звонче же – ветку в дорожной пыли!

Падай пред солнцем, раскрывшим свой зной,
Славь и величие бездны ночной,
Празднуй и малость песчинки земной…

Кланяйся звездам, что ярко зажглись,
Жарко сверканью зарниц умились,
Жарче на малую искру молись!



ПУТЬ К СИНЕВЕ

АСкрябину

Thine are these orbs of light and shade.
Tennyson*


В рассветную пору,
Сулившую вёдро,
Отцветшей, далекой весной,
Беспечно и бодро –
По древнему бору –
Бродил я тропою лесной.

Был сон… Лишь на елях
И соснах, чьи ветки
Сплетались в шатры, в купола, –
Как трепет их редкий,
На плавных качелях
Качалась зеленая мгла…

И шел я… И долог
Был час беззаботный,
Что сладко баюкал меня…
И сумрак дремотный
Тянулся, как полог,
Меж мной и безмерностью дня,

Лишь в полдень, нежданно,
Сквозь зыбь на осине –
От вихря, объявшего лес –
Полоскою синей,
И жутко и странно,
Мелькнула мне бездна небес…

Так снилось – так было…
И полдень и лето
Погасли у края стези…
И тщетно их цвета
В тревоге унылой
Ищу я вдали и вблизи…

Лишь слышу я шорох
Осенней печали,
Немолчной в заглохшем кругу…
И листья опали,
И мертвый их ворох
Встречаю на каждом шагу…

И в мертвом просторе,
Над серой дорогой,
Где глухо седеет трава,
Безмолвно и строго,
Как сонное море,
Раскрыла свой мир синева…

__________
*Эти сферы света и тени – твои.
Альфред Теннисон (англ.).



ПРОБУЖДЕНИЕ


Светает близь… Чуть дышит даль, светая…
Встает туман столбами, здесь и там…
И снова я – как арфа золотая,
Послушная таинственным перстам…

И тайный вихрь своей волною знойной
Смывает бред ночного забытья,
В мой сонный дух, в мой миг еще нестройный,
То пурпур дум, то пурпур грез струя…

И длятся-длятся отзвуки живые,
Возникшие в запретной нам дали,
Чтоб дрогнуть вдруг, волшебно и впервые,
Как весть из рая, в жребии земли…

И вот мой дух, изгнанник в мире тленья,
Бессменный раб изменчивых теней,
Тоскующе слезами умиленья
Встречает сказку родины своей…



АККОРДЫ


В даль из перламутра
Кинув трепет звона,
Развевает утро
Синие знамена…

У рассветной двери,
В песне о просторе,
Славлю в равной мере
Капельку и море…

Вспыхнул полдень яркий
Красными кострами…
Сердце – трепет жаркий!
Дух мой – пламя в храме!

Серым покрывалом
Вечер пал на землю…
С дрожью в сердце малом
Жребий тьмы приемлю…

Труден путь над бездной
К неземному краю…
К вечной тайне звездной
Руки простираю!



РАЗДУМЬЕ


Истекает срок за сроком,
Гнется стебель, меркнет цвет –
Пена, взрытая потоком
Устремленных в вечность лет…

В смене тени и сверканья
Дышит время, миг поет…
То же темное алканье
Часу час передает…

Входит в круг борьбы немолчной
Тишь, меняющая сны,
Где лишь звонче ропот желчный
Обделенной седины…

В неизменности и в смене
Храм беззвездный строит мгла,
Где лишь светится средь тени
Бледность скорбного чела…



ДРОБЛЕНИЕ


Как бы ни цвел неизмеримо
В пыланьи мира каждый миг,
В нем, тайным страхом одержимо,
Трепещет сердце, дух поник…

И все встречают вихрь мгновенья
Холодным взглядом сироты,
И что ни доля, то – дробленье
Невозвратимой полноты…

И каждый-каждый, судя строго,
Своим случайным часом жив,
Отторгнув грудь свою от Бога,
Себя от мира отделив!

Как будто в жизни не от века,
Хвалою майскою звеня,
Сверкает в доле человека –
Живое пламя – чудо дня!

И будто, звездными волнами
Баюкая безгранно нас,
В безмолвных высях не над нами
Плывет-цветет полночный час!



СЕЯТЕЛЬ


Древним плугом поле взрыто,
Будут зерна в глубине!
Ширь пустынная открыта
Зеленеющей весне…

В древнем поле, над оврагом,
Вековой своей тропой,
С зыбкой ношей, мерным шагом
Бродит Сеятель слепой…

Он бессмертною десницей,
Строго помня свой завет,
Сеет плевелы с пшеницей,
Хлеб людской и божий цвет…

Будет год ли урожайный,
Иль бесплодье ждет зерно,
Приговора вечной тайны
Старцу ведать не дано…

Он лишь мерно, горстью полной,
Рассыпает вдоль межи
Летний трепет, шелест, волны,
Звон и пенье в поле ржи…

Из лукошка рокового
Он лишь сеет дар Творца –
Скудный свет людского крова
И проклятие жнеца!



BEATI POSSIDENTES*


Блажен, чей день лазурным кругом
Облек поля, венчал простор…
Блажен, чей путь проходит лугом,
Где пестрый цвет встречает взор…

Блажен, кто, жизнью ослепленный,
Весь предан мигу, с мигом слит,
По краю пропасти бездонной
Без дум и ужаса скользит…

Блажен, в ком слиты воедино
Случайность жизни и судьба,
Кто с гордым сердцем господина
Свершает горький труд раба…

Блажен, кто, жребий вверив зною,
Избранник Солнца, гаснет с ним, –
Блажен, кто силой неземною
От смертной горечи храним…

__________
*Счастливы обладающие (лат.).



ВЕЧЕРНЯЯ ПЕСНЯ


Входит под сирую кровлю
Вечер… И тесен мой кров!
Малое сердце готовлю
К таинству звездных миров…

Явное в свете и в зное
Призрачно в лунной пыли…
Лживо томленье дневное,
В мире не стало земли!

Реет в ночном океане
Дух мой свободной волной…
Огненно зыблясь без грани,
Тайна – лишь тайна – со мной…

День – его крики и лица –
Бред обманувшего сна!
Каждая дума – зарница,
Каждая мысль – тишина…

Радостен детский мой лепет
Богу, представшему вдруг…
Весь я – молитвенный трепет
К звездам протянутых рук!



НА УЛИЦЕ


Стою один на перекрестке
Средь шума улиц городских,
Вникая праздно в пыль и блестки,
В покой и важность лиц людских…

Какое хитрое сплетенье –
Без явной связи и межи –
И сна и горького смятенья,
Слепой правдивости и лжи!

Снуют наряды, перстни, бусы,
И жадность уст и алчность глаз,
Ханжи бродячие и трусы,
Тщета и глупость напоказ.

И видны-видны сквозь румяна
Земного счастия кроха,
Печать корысти и обмана,
Клеймо позора и греха…

Ползет чудовищем стоногим,
Чей темный голод глух и нем,
Толпа, довольная немногим,
Неутоленная ничем…

И каждый носит в сердце сонном
Свободу, ставшую рабой,
Случайность, ставшую законом,
И жребий прихоти слепой…

И жуток свет во взглядах смелых,
И грозен всюду знак судьбы
На пальцах, горько загрубелых,
На спинах, согнутых в горбы…

И всех равняет знаком сходства,
Приметой божьего перста,
Одно великое сиротство,
Одна великая тщета!



СИНЕВА


Луг желтеет – сад роняет
Вешний цвет, убор листвы…
Только небо не меняет
Первозданной синевы…

Молкнет гром, и вихрь, и даже
Вечный вздох людского сна…
Мир венчает всюду та же,
Вековая тишина…

Дан предел и время смены
Тени ночи, часу бурь –
Лишь горит века средь пены,
В море зыбкая лазурь…

Пестрый мир клоня к покою –
Мысли, подвиги, слова –
Правит долею людскою
Цельность, вечность, синева…