Владимир Пяст. ПРИЗРАКИ ПЛЕННЫЕ (Сб. ЛЬВИНАЯ ПАСТЬ)




* * *


Нет, мне песни иной не запеть, не запеть, не запеть!
Только раз, только миг, человеку все небо открыто.
И, мгновеньем одним – все безмерное счастье изжито.
О, безмерное счастье! иного не сметь, не уметь…

Нет, мне рощи иной не любить, не любить, не любить.
Только раз, только миг предстает обиталище рая.
В том зеленом саду – там душа остается сгорая.
О, душа остается! Остаться! Не жить… И не быть…

Нет, мне жизни иной не узнать, не узнать, не узнать.
Только раз, только миг брызжет ввысь ледяная громада.
Упадет – и уйдет – и пустыню покинет прохлада…
О, пустыню покинет! Покинуть! Не взять!.. И не дать!..

Июль 1910



* * *


Созданье слов моих и музыка моя,
Тебя на вольный свет в сей день я отпускаю,
Я вдунул Дух в тебя, века его тая. –
Сегодня вольная помчится песнь твоя,
Я знаю.

Сегодня ты вольна. Была в тебе душа,
Душа была моя; я к ней проникнул ухом,
И слушал рост ее, и ускорял спеша…
Дух – от Меня, не мой, – и с ним ты хороша,
Воздвигнуты в тебе и тело и душа
Единым, вечным, Духом.

Через меня к тебе прошел священный Дух –
И стала ты мне ночь, сокровная, родная…
Пройдут года. И сын твой выговорит вслух
– Я жить хочу, я сам. – И передашь ты дух,
К тебе самой в сей день дошедший через двух,
Ему, не зная…

1908



* * *


Два раза родятся бессмертные люди,
А смертный – раз;
Родятся с извечной мечтою о чуде;
За первым рожденьем – кормленье у груди;
Вторым – экстаз.

Чтоб младший крестился святою водою,
Нужны века:
Да старший расстанется с бездной седою,
Да жизнью оденется вновь молодою,
Да слово прочертит углем над водою
Его рука.

1908



МОЙ ЛАСКОВЫЙ СЫН

Индусы удивляются самой постановке вопроса –
в европейской философии: есть ли у нас душа.
По их мнению, говоря «мы» мы тем самым и говорим:
«души» – облекающиеся телом по временам.
Из лекции И. М. Масоловой (об Индии)


Мой ласковый сын, мой задумчивый сын:
Как мал ты! Но как ты хорош!
Я знаю, – а знаешь ли ты? – не один
Ты век в этом мире живешь.

Твои, в оторочке из шелка ресниц,
Глаза из-под кручи чела
Глядят на лазоревый мир без границ,
Забытый тобою дотла.

Души своей вольной направил ты лёт
К чете своевольных сердец –
И неба пред нами раздвинулся свод,
И райский зажегся дворец.

И бились единою дрожью сердца,
И обе не смели взглянуть
На тот – развернувшийся им без конца,
Пред ними пылающий – путь.

А около них – легковейной мольбой,
Нежней, чем цветочная пыль,
Летал светозарный, – и сладкой тоской
Их души тревожил – не ты ль?

Не ты ли сказал им о том, что «Пора».
Так надо. Так хочет Господь.
Печаль по земле моя слишком остра.
Довольно. Да стану я – Плоть».

Мой радостный сын. Мой застенчивый сын.
Как мал ты! И мал и хорош!
Я знаю – но знаешь и ты: не один
Ты век в этом мире живешь.

И кто бы ты ни был доныне, – всегда
Со мною твой образ сплетал.
Наш ангел-хранитель – который тогда
С тобою – душою летал.

Март 1912



МЛАДЕНЦУ


Благослови тебя Господь на небесах:
Твой лобик выпуклый, и вскинутые глазки,
Движенья нежных рук, исполненные ласки,
И всех сияний дня отливы в волосах;

И тельца сонного откинутый изгиб,
Когда свое лицо поднимешь от подушки;
И раковин ушных сквозные завитушки,
И твой открытый смех, и твой – уж горький – всхлип.

Будь мужествен, дитя. Пусть малодушный страх
Пред здешней тяготой тебе не будет ведом.
Улыбкой Землю встреть, с ее кровавым бредом. –
Благослови тебя Господь, на небесах.

Июль 1910



О ПОЭТЕ


К тебе пришел он, радостный как бог.
Ты говоришь: «Вокруг него – зараза.
Как под моим бестрепетным он мог
Не опустить трепещущего глаза!»

А он тебе: «Пускай не встанет плоть
Преградой замутненною меж нами!»
– Сегодня на душе его Господь
Играл эфирно-легкими перстами…

1910