Владимир Пяст. ЛУННЫЕ ЭЛЬФЫ (Сб. ОГРАДА)




ЭЛЬФЫ


Ввечеру, по покосу заброшенному,
По зеленому лугу нескошенному,
Бродят лунные эльфы, злокозненные,
С миром солнечным вечно разрозненные.
Бродят, ходят, смеются, подпрыгивают,
И друг другу лукаво подмигивают.
И беззвучно ногами притопывают;
Нежной ручкой туманы похлопывают,
Огоньки язычками высовывают,
И, усталые, сладко позевывают.

Вдруг, от холода радостно-утреннего,
–Точно люди от голоса внутреннего –
Неожиданно корчатся, вздрагивая,
И – беспомощно руки протягивая –
Исчезают, тела свои вкрадчивые
В стебельки повилик, заворачивая.

Легок лезвию, утром наточенному,
Путь по лугу, слезами их смоченному.



МОЙ ДУХ


Год за годом, день за днем
Убегали в простор безысходного,
И ложились на сердца моем,
Как колосья вдоль жнивья бесплодного
Под обильным дождем…

Бушевала толпа,
И ловила чужое, далекое.
Но бродил, одиноко я.
За стопою стопа
Оставляла наследье глубокое.

Но дошли до меня.
Подхватили в цепи угнетающей.
И, в согласии звеньев звеня,
Я почуял: мой дух угасающий,
Вспыхнув тающей струйкой огня,
Тихо кинул меня.

1905



* * *


Вновь святая пьянит безмятежность.
Отошла беспокойная совесть.
Вкруг – недвижного снега безбрежность.
На душе – непостижность и нежность.

И все ту же бессмертную повесть
Я прочел в сером кружеве веток,
Точно вскрылась нетленная книга
В тонкой вязи лилейных пометок.

О, молитвенность цельного мига!



ЭЛЕГИЯ


Слышишь ты стон замирающий, –
Чей это стон?
Мир, безысходно страдающий,
Мой – и ко мне припадающий –
Серый, туманный,
Странный
Небосклон.

Тянется мерзлая ручка:
«Барин, подайте копеечку!»
Девочка глянет в глаза.
На кацавеечку
Рваным платком перетянутую,
Капнет слеза.

Талая тучка,
Робкая, будто обманутая,
Врезалась в странно-туманные,
– Нет, не обманные! –
Небеса.

Где же вы, прежние,
Несказанные,
Голоса?

Отчего день за днем безнадежнее?

1903-1907



НЕИЗВЕСТНОМУ


Отчего же, скажи, до сих пор еще мне
Не пришлось тебя видеть во сне?

Наилучшая часть существа моего
Не являлась мне в снах отчего?

Ты, который восхитил меня и вознес,
Не навеял мне утренних грез?

Нынче жду: облеченный одеждой твоей
Я покину темницу неволи моей.

Омраченное тьмой существо
У порога останется сна моего.

В позабытый, знакомый чертог
Увлечет прихотливый и быстрый поток.

Буду утром я твой, мой отец и мой брат;
Несказанному трепетно рад.



ВОСХОД


В этой тени полусветлой ветер не может родиться.
Разноголосые птицы небо в созвучье сложили.
Лай. Петушиные крики. Около нивы лосица.
Спелая рожь колосится. Зелень как в саване пыли.

Смутным, далеким дыханьем звуки и запахи чуешь.
На небе взором кочуешь, – там где лучей полыханьем
Порвана ночи завеса, – там где несчетные краски
Сыплют свободные ласки солнечных брызг из-за леса.

Суйда-Прибытково
Лето 1905 года.



ПОСВЯЩЕНИЕ

Because I feel that in the Heavens above
The angels whispering to one another
Can find among their burning terms of love
None so devotional as that of mother.
E. Poe*

Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя.
Н. Некрасов


От начала Вселенной доныне
В этом мире страстей и сует
Не слыхали о большей святыне,
Чем родимой младенцу привет.

Заведет ли клейменая нежить
В топкий омут, откуда не встать, –
Зачурать, и поднять, и утешить,
И ободрить – способна лишь мать.

И вот эту последнюю сладость,
И предельную душу мою –
Я тебя, беспредельная радость,
Мировая душа, отдаю.

__________
*Когда в Раю, где дышит благодать,
Нездешнею любовию томимы,
Друг другу нежно шепчут серафимы,
У них нет слов нежней, чем слово Мать.
Э. По (англ.).