Владимир Пяст. РАСПУТЬЕ (Сб. ОГРАДА)



Мы – окрай неизвестных дорог.
А. Блок


* * *


Загадка стоит, неотступно маня,
Глубиной недоступной чаруя;
Увлечет ли к себе Мировое меня,
Или пропасть мою изберу я?

Покажу ли я людям свой собственный шаг,
Перейму ли чужую походку.
Иль – без области царь и без магии маг –
Я пройду одиноко и кротко?

Но в молитве одной я, мне кажется,– весь
До последнего в темень провала:
«Боже, дай, чтобы там, раз мой выход не здесь,
Эта чаша меня миновала».



* * *


Помню я муку утóнченную.
Помню я слезы притворные;
Вижу тебя я законченную,
Ризы твои вижу черные.

Ты поднесла запрокинутая,
Блюдо зловеще горящее,
Сердце лежало там вынутое,
Сердце мое, настоящее.

Черная, с грезами сбывшимися
С белыми грезами слитая.
Хлопьями снега кружившимися
В воздухе темном укрытая.

Рано, так рано забытая.



* * *


Трех белых ангелов когда-то зрела ты,
Они летели в ряд в безмолвии глубоком,
Среди бескрасочной, бездонной высоты…

Мне было суждено неотвратимым роком
С тобою встретиться, когда в краю глухом
Я жаждой изнемог, рожденный быть пророком.

Под кровлею одной многоэтажный дом
Обоих нас сокрыл в одно и то же время,
И долго оба мы не ведали о том.

Я долго нес свое завещанное бремя, –
Подавленный, душой по Вышнему томясь, –
И тлело в соках жил Им брошенное семя.

Хотя и раньше мне диковинная связь
Моей судьбы с мечтой была уже известна:
Тогда, когда Она – вся в розовом – зажглась,

К обличью близкая Невесты Неневестной;
Тогда, когда забил во мне внемирный ключ
Открытий радостных струею перекрестной;

Когда и мой язык стал необычно жгуч,
Искрясь роскошеством, что прежде в недрах прятал.–
Но время двигалось, и, капая, сургуч

Благоуханные страницы припечатал.
Тогда мы встретились и в яви, и в мечте,
Которою давно Создавший нас посватал.

Ты показала мне в нетленной чистоте,
В безмерной высоте святого поднебесья,
Те откровения, слова о Тайне те,

– Которыми дрожал, дышал, молился весь я.



* * *


Когда твоя, простая как черта,
Святая мысль мой разум завоюет,
Тогда моя отсветная мечта,
Познав себя – белея заликует.

Тогда моя ночная пустота
Лишится чар и в Свете растворится;
Единая познается царица,
И будет Ночь, как Первая, свята.



* * *


Тебя пугает мысль, мой брат, что ты один,
Что красный мак возрос во тьме глухих лощин,
И вне тебя одна богиня – Сладострастье.
Я веровал как ты. Потом – какое счастье
Нашел во мраке я, творец и властелин.
Я плавал, как и ты, в бессильное ненастье
И к дьяволу взывал из сумрака пучин,
Но я околдовал его иною властью.

Ты, не найдя в себе истока мощных сил
И пронизавши муть усталым, тусклым взором,
Себя навек замкнул и холод ощутил.
Я отомкнул себя и все обрел в себе.
Я взглядом пробежал по выжженным узорам
И приложил весь мир молитвенно к губе.



НА МОТИВЫ ИВ. КОНЕВСКОГО


Темной страсти отшедших, отдавшись,
Самородной, исконной науке,
И за личность свою исстрадавшись,
Заломил я в отчаяньи руки.

Не хочу я глубин своеволья,–
Мне лишь Воли мила безграничность;
Пусть глубинно, – но смрадно подполье:
В нем задохнется сильная личность.

Расточая несметные силы
На боренье праотчего зуда,
Обретешь ты их вновь у могилы,
Там где узришь воочию чудо.

Собери ж своей Воли зачатки
Для достойного плоти боренья, –
Будут вновь непорочны, и сладки,
И безмерны тебе откровенья.



ТРИЖДЫ-ЕДИНОЕ


Робкое, нежное, светлое, смотрит раскрытыми глазками,
Новью рожденное, тайной спаленное, женское.
В нем отражается, в нем зарождается, с песнями, с ласками
Все необычное, все гармоничное, все безгранично вселенское.

Ропотно-дерзкое, властное, сдвинуло брови сурово,
Давностью взрощено, былью упрощено, в гнете покоя
Тягостно спящее, злобно шипящее: «Рвутся покровы, –
Я – неизменное, старше вселенной я», – это – надменно мужское.

Здесь, на прямом и едином пути,
В вечность вонзившем свои острия,
Верим: дано, суждено нам найти
Цельное, личное, трижды-единое «я».



ОН


Предназначенного людям
Он ни чем не изменил;
То чем были, то чем будем,
Он собой объединил.

И пока все гуще, гуще
Зарастал бестропный лес, –
Он, единый, присносущий,
Меж сплетенья не исчез.

К трепетанью на болоте
Вызвал жуткие огни,
И в закатной позолоте
Лег на сумрачные пни.

Меж побегов и наростов
Жизни тучной, молодой
Он казал огромный остов,
Ветхий, страшный и худой.

В час, когда вонзали совы
В гулкий воздух зычный крик, –
Кутал в плотные покровы
Заповеданный свой лик.

И когда к глухой опушке
Смертный путь привел косца, –
Подал окликом кукушки
Весть о близости конца.

Пир торжественный он справил
В треске лопнувших суков,
В день, как небо окровавил
Бой огнистых языков.

И расплавившись шипела
Дымножелтая смола,
И от пламенного тела
Тень безмерная легла.

А когда земля окрепла,
Знойный выдержав пожар,–
Он остался в слое пепла,
Неизбежный перегар.



ДОМА


Домов обтесанный гранит
Людских преданий не хранит.

На нем иные существа
Свои оставили слова.

В часы, когда снует толпа,
Их речь невнятная слепа,

И в повесть ветхих кирпичей
Не проникает взор ничей.

Но в сутках есть ужасный час,
Когда иное видит глаз.

Тогда на улице мертво.
Вот дом. Ты смотришь на него –

И вдруг он вспыхнет, озарен,
И ты проникнешь: это – он!

Застынет шаг, займется дух.
Но миг еще – и он потух.

Перед тобою прежний дом,
И было ль – верится с трудом.

Но если там же, в тот же час,
Твой ляжет путь еще хоть раз, –

Ты в лихорадке. Снова ждешь
Тобой испытанную дрожь.



ДВОЙНИК


Опять на улице на миг
Я этим был охвачен;
Я к тайне вновь душой приник,
Я в тайну вновь душой проник, –
И вновь был озадачен…
Что совершает мой двойник
Тот путь, что мне назначен.

Вначале я оцепенел,
В безумие повержен;
И я вневременным пьянел,
Далеко выйдя за предел,
Ничем земным не сдержан, –
Но тупо мой двойник глядел
И даже был рассержен.

Он продолжал идти и петь,
Размахивая тростью;
И он готовил злую плеть,
Чтоб с нею легче одолеть
Непрошенную гостью;
– И я, войдя в земную клеть,
Стал плотью, кровью, костью.