БУДЕМ
ИСКАТЬ МЕЛОДИИ
Эта маленькая тетрадь – поиски формы; и я не придаю ей
никакого значения, как не придаю я значения многообразным поэтическим школам; и
вместе с тем здесь – тенденция к новой школе, поскольку каждая мимолетная школа
все-таки отмечает один штрих в сложном целом, именуемом поэтическим
произведением; я считаю, что после символизма не было сколько-нибудь
действительно новых сдвигов к грядущему стилю поэзии; акмеизм был благоразумной
реакцией, временно, быть может, необходимой; в дальнейших новаторских попытках
сказывалось лишь естественное разделение труда в гранении деталей стиха:
появились ритмисты, появились футуристы, подчеркнувшие звук слова; появились
имажинисты, подчеркнувшие образ и т. д. Ныне стих перегружен ухищрениями
образа, ритма, инструментовки, но всеми школами недавнего времени пропущена одна
существенная сторона стиха: м е л о д и я целого (ритм, инструментовка не имеют
еще отношения к мелодии); мелодия в стихе есть господство интонационной мимики.
Стих есть всегда отвлечение от песни; м е л о д и з м – вот нужная ныне и пока
отсутствующая школа среди градации школ; текст музыки, песня, имеет свои
правила, несовпадающие с правилами разделения стиха на строчки, строфы и, наоборот,
подчиняющие образы, ритмы и звуки мелодическим, интонационным задачам; – м е л
о д и з м – школа в поэзии, которая хотела бы отстранить излишние крайности и
вычуры образов, звуков и ритмов, не координированных вокруг с песенной души
лирики – мелодии; ритм есть господство абстрактно-музыкального начала в поэзии;
и оттого-то так часто ритмисты в своих поисках ритма либо создают лишь сложные
метры, либо, расшатывая классический метр, создают расхлябанный и скучный в
своем однообразии стиль стиха; недавно в Москве все писали одним и тем же
расхлябанным размером с аллитерационными созвучиями вместо рифм; я сказал бы,
что эта новая манера уже через несколько недель стала старой, ибо то, что
окрыляет стих, не есть казенный порядок в строении строк, строф, стоп, ни
ставший быстро столь же казенный беспорядок их.
Только в мелодии, поставленной в центре лирического
произведения, превращающей стихотворение в подлинную распеваемую песню,
поставлены на свое место: образ, звукоряд, метр, ритм. Метр есть порядок стопо-,
строко-, и строфоведения, устанавливаемый из механики разложения стиха на малые
элементы (chronoc protoc); ритм есть целое, определяющее индивидуально каждый
из элементов на места его нахождения в целом; метр – сумма; ритм – наименьшее
кратное; поэтому: метр – механизм, а ритм – организм стиха; но организация
зависит сама от индивидуума организации (орган в биологии рассматривается и с
точки зрения цели); ритм нам дан в пересечении со смыслом; он – жест этого
смысла; в чем же место пересечения? В интонационном жесте смысла; а он и есть м
е л о д и я.
Мы прекрасно знаем, как меняется интонация хотя бы в знаках
препинания; два представления "Н о ч ь" и "т е м н о" могут
быть связаны по разному знаками: 1)"Н о ч ь. Т е м н о" (Жест
спокойного рассказа). 2)"Н о ч ь... Т е м н о ..." (Отрывистый,
неспокойный темп). 3)"Н о ч ь: т е м н о" (Здесь второе понятие
вытекает из первого: так как ночь, то – темно) и т. д. Прослеживая жизнь
знаков, мы видим индивидуализм у писателей: "т о ч к а" есть знак
прозы Пушкина, "т о ч к а с з а п я т о й" – Толстого; "д в о е т
о ч и е" мой знак; "т и р е" – знак, излюбленный модернистами.
Мы еще не овладела техникой знаков, потому что мы не овладели интонационной
мелодией так, как другими элементами предложения. Измените расположение красных
строк в любом рассказе, и вы увидите, до чего изменится весь его стиль. Фраза
Гоголя "Ч у д е н Д н е п р п р и
т и х о й п о г о д е, к о г д а
в о л ь н о и п л а в н о
м ч и т с к в о з ь л е с а
и д о л ы п о л н ы е
в о д ы с в о и", если мы
прислушаемся к интонации, имеет три ударения: "Ч у д е н Д н е п р", "м ч и т" и
"п о л н ы е в о д ы"; и ясно,
что "с к в о з ь л е с а и д о
л ы" есть представление побочное, которое интонацией должно быть отмечено;
между тем, мелодических, интонационных знаков у нас нет для выражения
архитектоники мелодии; фраза, приводимая мною, изобразима в интонационном
рисунке:
"Чуден Днепр
При тихой погоде, –
– Когда –
– Вольно и
плавно
Мчит –
– Сквозь леса ж
долы –
Полные воды
Свои".
Или:
"Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и
плавно мчит –
– Сквозь леса
И долы –
– Полные воды
свои".
Одну и ту же страницу мы можем выразить в различных
интонационных архитектониках; каждая накладывает свой отпечаток на целое. Плох
тот художник прозы или стиха, который не слышит интонации голоса, складывающего
ему фразу, а наша условная система знаков выражения интонации (тембр голоса,
мимика, паузы, ударение) не соответствует богатству мелодии голоса; между тем:
эта мелодия все властнее накладывает свою печать на творчество современных
художников слова. Отсюда стремление их искать интонации в своеобразной манере
начертания, передающей зрительно интонацию; музыкант имеет системы выражений
(знаки пауз, andante, allegro, allegretto и т. д.), поэт вынужден все
мелодические моменты своей песни (все-таки стихотворение поэту поется всегда)
вкупорить в определенные разрезы словесного ряда (в строки, в строфы), в
которых выражается метр, частью ритм, и в которых мелодия утрачивается; и
оттого-то стихотворение не поется (а оно пелось в лучшие периоды лирики);
Софокл и Эсхил были композиторами собственных творений, потому что они были
мелодистами; и ритмы, и метры возникли уже внутри мелодии); и оттого-то были
возможны размеры, подобные "молосу" (– – –) у греков; у вас –
невозможны; "молосы" – поются; три ударных "молосса" в
нашем метрико-тоническом стихосложении возможны только при длительных паузах; а
уха у нас нет к интонациям. Как мне произнести "молос" (– – –), чтобы
он не превратился просто в плохой усеченный трохей: да только с паузами,
которые я должен – отметить через "тире".
Чтоб – в грудь – трупа
Ткнуть – свой – рог.
Иначе при нашем неразвитом мелодически ухе всякий прочтет:
"Чтобвгрудьтрупа" (- о - о); и, разумеется: продуманное мелодическое
задание обернется в какофонию.
Мы развили образ стиха, звук, рифму, строчку, строфу в ущерб
м е л о д и и, подчиняющей эти отдельности стиха себе; и мелодия захирела в
наших богатых звуками и образами стихах; и лишь в вычурах частностей стиха (в
перенасыщении аллитерациями, метафорами) забывается песенное право поэта: не
боятся не только сложности слов, но что главное: простоты. Простое слово из
стиха изгнано; нет простых песенок; измеривается процентное отношение слов к
метафорам (чем больше метафор, тем лучше); а между тем: вовсе не в метафоре и
не в Эвфонии сила целого, а в песенном ладе, в мелодии песни.
Провозглашая м е л о д и з м, как необходимо нужную школу
(хотя бы для уравновешивания целого, распавшегося в неравновесие пересыщенных
образов и аллитераций стиха), я намеренно в предлагаемых мелодических опытах
подчеркиваю право простых совсем слов быть словами поэзии, лишь бы они выражали
точно мелодию; и наоборот: все старание мое направлено на выявление возможной
сложности этой мелодии; мелодию я вычерчиваю, порою высвобождая ее из круга
строф и строк; и потому-то все мое внимание в "п е с е н к а х"
сосредоточено на архитектонике интонаций; расположение строк и строф – пусть
оно будет угадано, в мелодии. Самое расположение слов подчиняется у меня
интонации и паузе, которая заставляет нас выдвигать одно слово, какой-нибудь
союз "И" (на котором никогда не бывает синтаксического и
формально-логического ударения, и бывает мимическое, жестикуляционное); или
обратно: заставляет пролетать по ряду строк единым духом, чтобы потом, вдруг
задержаться на одном слове. Я вовсе не хочу спорить с акмеистами, футуристами,
имажинистами о классической форме, звуке и образе, я хочу лишь выдвинуть здесь
основные тезисы мелодизма:
1) Лирическое стихотворение – песня.
2) Поэт носит в себе мелодии: он – композитор.
3) В чистой лирике м е л о д и я важнее образа.
4) Неумеренное употребление посредственных элементов стиха
(образа и звуковой гармонии) за счет м е л о д и и самые богатства этих элементов
превращает в верное средство – убить стих.
5) Довольно метафорической перенасыщенности: поменьше
имажинизма; и побольше песни, побольше простых слов, поменьше звуковых трещаний
(меньше труб) – гениальные композиторы гениальны не инструментами, а мелодиями:
оркестровка Бетховена проще оркестровки Штрауса.
Впереди русский стих ожидает богатство неисчерпанных
мелодийных миров. И да здравствует – "м е л о д и з м!"
Андрей Белый
Берлин – Цоссен
Июнь 22
годя
ВЕСЕННЯЯ
МЕЛОДИЯ
Мандолина
1
Слышу
утрами –
Зовы
Я...
Вижу –
огни: –
– Дни –
Бирюзовые,
Полные смысла...
Кругом
не ям –
Березовые
Пни;
И –
– Перламутровые пни;
И
–
– Перламутрами
Унизанные,
Розовые –
– Крылья коромысла.
2
Свисло
–
Облако
– на небосклон: –
– Освечены –
– Края
Его
клочков
Огнем
И
летами
–
Охвачены –
–
Трепещущим
Червонцем
Так –
–
Испокон
Веков –
– Увековечены: –
–
Природы праздники, исполненные
Светами
Утраченного
Смысла, –
– Как –
– Крылья бисерные,
блещущим
Деньком,
Омолненного
Солнцем
Коромысла.
3
Внимаю:
–
– Чутким
Ухом
Жутким
Мухам –
Я –
– Серебряные метры
Из оконца
Веют на меня: –
Мушинником
Блеснувшим
Изумрудом,
–
– Духом,
Летом,
Гудом –
– И –
–
Паутинником
С
серебряного пня, –
–
Плеснувшим
В ветры
Светом
Волоконца.
4
Перелетающими,
случайно тающими
Дуновениями,
–
– Где-то
Дыша
В тиши, –
–
Обвизгивает серебряными ветрами,
Как
метрами,
Мне –
– Ухо
Дух
И
Душу
–
–
Пение...
Перелетающими,
случайно тающими
Видениями
Света
–
– Пронизывает –
– Тверди, суши,
Зрение
Души –
– Пронизывает: –
Сердце
– Тайна –
–
Вдохновения.
5
И
воздуха –
– Перевиваемые, веющие вопросами
Света
Слов –
– Взвизги
Ветров –
Пронизывают –
–
Березовую
Поросль
слов –
–
Зовами
Без
Ответа!
И
отдыха –
– Слагаемые, зреющие вопросами
Света
Слов –
– Взбрызги
Строф –
Обрызгивают сердце –
–
Розовую
Розу
–
– Росами!
6
Да, –
– И –
– Верное
Лицемерием
Равновесия,
Да, –
– И –
– Неверием
Верное
Сердце –
– Зреет –
– Вечными
Трепетами
Духа...
Да, –
–
И –
– Безвесие
Пуха
Из бледного поднебесия
Летами –
– Над встречными
Лепетами
Листиков –
–
Веет
Светами...
Цоссен
Июнь 22 года
ВЕЧЕР
Точно
взглядами, полными смысла
Просияли,
–
Мне
ядом горя, –
Просияли
И
тихо повисли
Облаков
златокарих края...
И взогнят безпризорные выси
Перелетным
Болотным глазком;
И –
зарыскают быстрые рыси
Над болотным, –
Над черным – леском.
Где в шершавые, ржавые травы
Исчирикался летом
Сверчок, –
Просвещается злой и лукавый,
Угрожающий светом
Зрачок.
И – вспылает
Сквозное болото;
Проиграет
Сквозным серебром;
И – за тучами примется кто-то
Перекатывать медленный гром.
Слышу – желтые хохоты рыси.
Подползет; и – окрысится:
"Брысь!"...
И проискрится в хмурые
Выси
Желточерною шкурою
Рысь.
Цоссен
22 года
О
ПОЛЯРНОМ ПОКОЕ
(говорит
виолончель)
1
В
хрустальные
Дали,
–
– Где –
– Ясным
Стеклярусом –
– Пересияли
Блисталища: стаи полярные
Льдин –
И –
– Где
–
– Блеснью
Янтарные
Копья
Заката – исжалили
Слепшие
Взоры –
– В печальные
Стали
Буруна –
–
Отчалила шхуна
2
И –
–
Парусом –
–
Красным,
Как ясный рубин
И –
–
Окрепшею
Песней
–
– Под зорькой –
– Отчалили
–
– В
хлопья
Тумана –
–
Поморы.
3
Заводит
–
– Разрывами
Вод
Свою песнь, –
– Ходит
Водами, –
–
Носится –
Горькое
море!
И –
– Год
Осиянный –
–
За годами
Бросится
Там
–
– Ураганами
Менами,
Брызгами
Вод
Разрывными –
Слетит –
– В
коловорот
Разливанный.
4
Ничто
не изменится!..
Только
–
– Мятежится
Море,
Да тешится
Кит –
– Проливными
Фонтанами –
–
Пенами,
Взвизгами,
Взрывами
Вод –
–
В коловорот
Разливанный...
5
И над
каменным
Кряжем
–
– Невнятными
Майями
Дальних
Печальных
Годин –
Быстро выпала
Ворохом
Белого пепла
Зима…
И –
–
Окрепла
Хрустальною
пряжей
Полярная
тьма.
И –
–
Осыпала –
– Пламенным
Мороком: –
– Пятнами
Спаянных
льдин.
Москва –
Цоссен
КЛАДБИЩЕ
Ветров
– протяжный глас, снегов –
Мятежный
бег
Из
отдалений...
Перекосившихся
крестов
На
белый снег
Синеют
тени...
От
нежных слез и снежных нег
Из
поля веет
Вестью
милой...
Лампад
Горенье
в ряд
Берез
–
Малиновеет
Над
могилой...
Часовня
бледная
Серебряной
главой сметает
Иней,
–
Часовня
бедная
Серебряной
главой – блистает
В
сини...
Тяжелый
дуб, как часовой
Печально
внемлет
Звукам
муки: –
Косматый
снегами, – в суровый вой
Подъемлет
Руки...
И
бросится
Его
далекий стон:
Сухим
Порывом...
И
носится
Оцепенело
он –
Глухим
Отзывом...
И
только: –
– Вышину
Мутит
В сердитом
Беге
Вьюга...
И
только: –
– В тишину
Звучит,
Забытый
В
снеге, –
– Голос друга
1901-1922
Москва –
Цоссен
ПОЕТСЯ
ПОД ГИТАРУ
Я –
Словами
так немощно
Нем:
Изречения
мои – маски...
И –
Рассказываю
Вам
всем –
– Рассказываю
Сказки, –
– Потому что –
Мне
так суждено,
А
почему –
Не
понимаю; –
– Потому что –
Все
давно ушло во тьму,
Потому
что – все равно:
Не
знаю, или знаю...
Потому
что мне скучно – везде...
Потому
что сказка – изумрудная,
Где –
Все –
иное...
Потому
что так хочется в брызнь
Утех;
Потому
что: трудная
Жизнь
У
всех –
– С одною развязкою...
Потому
что, –
– Наконец, –
– Зачем
Этот
ад?
Потому
что, –
– Один конец
Всем...
И во
мне подымается смех
Над
Судьбою
Всех –
– И –
– Над
Собою!..
Цоссен
1922 года
ОПЯТЬ
ГИТАРА
Заманя,
Помаргивает
светляками
На
нас –
– Скат...
На
меня
Вздрагивают
глаз –
Твоих –
–
Умерки...
И –
Тенеет:
малиново-апельсинный
Закат
–
В
малиново-апельсинные
Сумерки...
Отуманенная,
остуженная, серебряная
Вода
Под
ногами, под нами –
Там...
Что-то,
под-гору замирающее
В
хрусте...
Там –
Под
нами, под ногами –
Вниз
убегающие
Года,
Поднимающие
Туманами
–
Серебряные
Грусти...
"Мертвых
слов не говори,
Не
тверди, –
Дорогая!.."
И
мигнуло –
– Над –
– Беспризорными
Проблесками
Зари, –
– В
тверди
Призорочной
Перегорая,
–
–
"Тебе одна дорога, а мне
Другая!"
Цоссен
1922 года
НЕТ
Ты,
вставая, сказала, что – "нет";
И
какие-то призраки мы:
Не
осиливает свет –
Не
осиливает: тьмы!..
Солнце легкое, – красный фазан,
Месяц матовый, – легкий опал...
Солнце, падая, – пало: в туман;
Месяц – в просерень матово встал.
Прошли
– остывающие струи –
К
теневым берегам –
Облака
– золотые ладьи
Парусами
вишневыми: там.
Растворен глубиной голубой,
Озарен лазулитами лет,
Преклонен – пред Тобой и под Тобой...
Но –
Ты выговорила: "Нет!"
И
холодный вечерний туман
Над
сырыми лугами вставал.
Постигаю
навсегда, что ты – обман:
Поникаю,
поникаю: пал!
Ты
ушла... Между нами года –
Проливаемая куда? –
Проливаемая – вода:
Не увижу – Тебя – Никогда!
Капли
точат камень: пусть!
Капли
падают тысячи лет...
Моя в
веках перегорающая грусть –
Свет!
Из годов – с теневых берегов –
Восстают к голубым глубинам –
Золотые ладьи облаков
Парусами крылатыми – там.
Растворен
глубиной голубой,
Озарен
лазулитами лет.
В
этом пении где-то – в кипении
В
этом пении света – Видение –
Мне:
Что –
с Тобой!
1901-1922
Москва, Цоссен
ПРОРОК
Завечерел
туман ползущий
В
вечеровую тень огней;
Тусклы
оливковые кущи.
И –
светит месяц из теней.
Он,
Серебристый, волей рока
Бросает в зримый наш позор, –
Как ясноокого пророка
Неизъяснимо грустный взор.
В
тысячелетние разгулы
Он
поднимает ясный жар:
И
бронзорозовые скулы,
И
взора горнего загар.
Струя исчисленного смысла,
Как трепетание крыла
Переливного коромысла,
От яснорогого чела –
Взметает
пепельные кучи
Неистлевающих
волос,
И из-под
них – на нас текучий,
Слезой
сияющий вопрос;
Переливнoй игрою линий
Топазы сыплются из глаз;
И расширяет блеск павлиний
Переливной его атлас;
И в
нас стремительно забьется
Наш
ослепительный ответ;
И
ослепительно взорвется
Из
волосатой груди свет.
И, точно взвизгнувшие диски,
Взорвут кипящие слова.
И волоса, как василиски,
Взовьет горящая глава.
В
переливных браслетах света
Его
воздушные персты
Воспламененный
знак завета
Взогнят
из тихой высоты.
Цоссен
Май 22 года
БЕССОННИЦА
Мы –
безотчетные: безличною
Судьбой
Плодим
Великие
вопросы;
И –
безотличные – привычною
Гурьбой
Прозрачно
Носимся,
как дым
От
папиросы.
Невзрачно
Сложимся
под пологом окна,
Над
Майей месячной, над брошенною брызнью, –
Всего
на миг один –
– (А ночь длинна –
Длинна!) –
Всего
на миг один:
Сияющею
жизнью.
Тень,
тихий чернодум, выходит
Из
угла,
Забродит
Мороком
ответов;
Заводит
–
Шорохи...
Мутительная
мгла
Являет
ворохи
Разбросанных
предметов.
Из
ниши смотрит шкаф: и там немой арап.
Тишайше
строится насмешливою рожей...
Но
время бросило свой безразличный крап.
Во
всех различиях – все то же, то же, то же.
И вот
– стоят они, и вот – глядят они,
Как
дозирающие очи,
Мои,
Сомнением
Испорченные
Дни,
Мои
Томлением
Искорченные
Ночи...
Больница
21 года Москва
БОЛЬНИЦА
Мне
видишься опять –
Язвительная,
– ты...
Но –
не язвительна, а холодна: забыла.
Из
немутительной, духовной глубины
Спокойно
смотришься во все, что прежде было.
Я в
мороках
Томясь,
Из
мороков любя,
Я –
издышавшийся мне подаренным светом,
Я,
удушаемый, в далекую тебя, –
Впиваюсь
пристально. Ты смотришь с неприветом.
О,
этот долгий
Сон:
За
окнами закат.
Палата
номер шесть, предметов серый ворох,
Больных
бессонный стон, больничий мой халат;
И
ноющая боль, и мыши юркий шорох.
Метание
–
По
дням,
По
месяцам, годам...
Издроги
холода...
Болезни,
смерти, голод...
И –
бьющий ужасом в тяжелой злости там
Визжащий
в воздухе, дробящий кости молот...
Перемелькала
Жизнь,
Пустой,
прохожий рой –
Исчезновением
в небытие родное.
Исчезновение,
глаза мои закрой
Рукой
суровою, рукою ледяною.
Больница
Москва 21 года
ТЫ –
ТЕНЬ ТЕНЕЙ
Ты –
тень теней...
Тебя
не назову.
Твое
лицо –
Холодное
и злое...
Плыву
туда – за дымку дней – зову,
За
дымкой дней, – нет, не Тебя: былое, –
Которое,
я рву
(В
который раз),
Которое,
– в который
Раз
восходит, –
Которое,
– в который раз алмаз –
Алмаз
звезды, звезды любви, низводит.
Так в
листья лип,
Провиснувшие,
– Свет
Дрожит,
дробясь,
Как
брызнувший стеклярус;
Так, –
в звуколивные проливы лет
Бежит
серебряным воспоминаньем: парус...
Так в
молодой,
Весенний
ветерок
Надуется
белеющий
Барашек;
Так
над водой пустилась в ветерок
Летенница
растерянных букашек...
Душа,
Ты – свет.
Другие
– (нет и нет!) –
В
стихиях лет:
Поминовенья
света...
Другие
– нет... Потерянный поэт,
Найди
Ее, потерянную где-то.
За
призраками лет –
Непризрачна
межа;
На
ней – душа,
Потерянная
где-то...
Тебя,
себя я обниму, дрожа,
В
дрожаниях растерянного света.
Берлин
22 года
МАЛЕНЬКИЙ
БАЛАГАН НА МАЛЕНЬКОЙ
ПЛАНЕТЕ "ЗЕМЛЯ"
Выкрикивается
в берлинскую форточку
без
перерыва
Бум-бум:
Началось!
1
Сердце
– исплакалось: плакать –
Нет
Мочи!..
Сердце
мое, –
Замолчи
и замри: –
В
золотоокие, долгие ночи,
В
золото-карие
Гари
Зари...
2
Ив
фиолетовых –
Там –
Расстояний
–
Молний
малиновых нам
Миготня...
Смотрит
браслетами
Ясных
Сияний
Бор –
Красностволый
– на умерки
Дня.
3
В
этом
С
судьбою –
– С тобою –
Не
спорящем
Взоре,
–
Светами
Полнится
Тихая
даль.
Летами
Молнится
Тихое
горе, –
Тысячелетием
плачет: печаль.
4
Впейся
в меня
Бриллиантами
Взгляда...
Под
амиантовым
Небом
Сгори.
Пей
Просияние
сладкого яда, –
Золотокарие
Гари
Зари.
5
Говори,
говори, говори
Говори
же –
– В года –
– Где –
Перепенивается
Вода –
– Где –
– Тени
Тишь
И
Тьма –
– Нет
Или
Да? –
– Свет
Или
Тьма?
И –
ближе, ближе, ближе –
– Тьма
Сама!
6
В
твоем вызове –
Ложь:
–
– Искажение
Духа
Жизни!..
Так
Взбрызни
Же
В
Очи
Водою
забвения! –
Вызови
–
– Передсмертную дрожь:
Уничтожь!
7
Зачем,
–
– Ты клевещешь на духа?
Зачем,
–
Это –
– Уродливое
Искажение
Жизни: –
– Худое!
Угодливое
Лицо –
– Со сладострастным
Бесстрастием,
Вкладываемым
В –
– "Значит так суждено:
Были
Ли
Или
Нет?"
"Забыли".
8
Что
ж?
Если
так суждено... –
9
Все
равно: –
– Ведь расплещешься в брызни
Разъявшейся
Ночи
Ты
Так, –
– Как –
– Расплещется в бури
Поднявшейся
Пыли –
–
Желтое
И
Седое
–
–
Кольцо!
10
В
твоем
Вызове
Хмури
Ночи –
– И –
– Ложь!
Взбрызни
В очи
–
– Забвение!
Вызови
ж –
Предсмертную
дрожь!
Взвизгни
ж,
Сердце
Мое, –
Дикий
Вырванный
Стриж:
В
бездны
Звездные
–
– Сердце –
– Ты –
Крики
дикие
Мчишь!
11
Да, –
–
Ты –
– Выспренней ложью обводишь
Злой Круг
Вкруг
Себя, –
И –
– Ты –
– С искренней дрожью уходишь
Навеки
Злой друг
От меня –
– Без –
– Ответа...
И –
– Я –
– Никогда не увижу
Тебя –
– И –
– Себя
Ненавижу:
За
Это.
12
Проклятый
–
– Проклятый – проклятый –
–
Тот диавол,
Который
–
– В разъятой отчизне
Из тверди
Разбил
Наши жизни – в брызнь
Смерти –
Который
навеки меня отделил
От
Тебя –
–
Чтобы –
– Я –
– Ненавидел за это тебя –
И –
–
Себя!
13
Чтобы
–
– Плавал
Смежаемым взором
Сквозь веки
Я
Где-то
Средь
брызгов разбившейся тверди –
–
Простором
И
Мглой, –
Чтобы
–
– Капала –
– Лета
Забвения в веки
Средь визгов
развившейся
Смерти –
–
Простором
И
Мглой!..
14
Чтобы
–
– Плавал –
– Над
нами –
– Средь выбрызгов тверди
Тот диавол, –
Который –
Навеки
–
Навеки
–
Навеки
–
Меня
Отделил
От
Тебя
Чтобы –
– Я
Не увидел –
Средь
вывизгов развизжавшейся смерти –
–
Тебя
И –
–
Себя
Ненавидел
–
– За
Это!
I5
Все
ушло –
Далеко
–
– Все – иное:
Не то –
О,
легко мне
Легко
–
– Все – иное:
Не то –
– Потому что –
16
Исплакались
–
– Очи
И
плакать –
– Нет мочи –
Исплакались
–
– В ночи –
– Забылось –
Давно:
Изменилось –
–
Иное:
Не
То!
Потому
что, –
– Поверь, –
– Потому что –
–
Я –
–
Нем
Теперь!
17
И
провеяло –
– В трубах
Тьмы
Смерти
Там –
В клубах
Тьмы
Пыли –
– "Забыли
Мы,
Друг, –
– Были ли
Мы,
Любили ли
Мы –
– Друг
Друга!"
18
Легко
мне –
– И выше,
И выше,
И выше, –
– Неслись
Времена, –
– Как летучие
мыши –
Летучими
Тучами –
– Выше и
выше, и выше,
И выше –
Нетопыриными, дикими
Криками –
–
В выси!
19
Легко
мне
Легко
–
– Все иное:
Не то...
И –
–
Огромней –
– Огромней –
–
Огромней –
Расширены
Очи –
–
В –
– Родное –
– В –
– Пустое,
Пустое
Такое –
В
ничто!
20
В
вызове
Твоем
–
Ложь!..
Взбрызни
же
В очи
Забвение...
Вызови
ж –
Передсметрную
дрожь...
Взвизгни
ж,
Сердце
Мое,
Дикий
Вырванный
Стриж,
–
– В бездны звездные,
Сердце –
– Ты –
– Крики дикие
Мчишь!..
Бум-бум:
Кончено!
В
ГОРАХ
1
Взираю:
в серые туманы;
Раздираю:
рубище – я...
Оборвут,
как прах, – ураганы:
Разорвут
– в горах: меня.
Серый
туман – разметан.
Упал –
там – в былом...
Ворон,
ворон – вот он:
Вот
он – бьет – крылом.
2
Я
схватывал молча – молот;
Он
взлетал – в моих руках...
Взмах
– камень: расколот!
Взмах
– толчея: прах!
Скрежетала
– в камень твердолобый:
Молотами
выколачиваемая скрижаль,
Чтобы
– разорвались его твердые злобы
В
золотом расколотую даль.
Камней
кололись осколки...
Отовсюду
приподнялись –
О,
сколькие – колкие елки –
Высвистом
– порывистым – в высь...
Изошел
– мелколесием еловым
Красностволый,
голый лес...
Я в
лиловое поднебесие по гололобым
Скалам:
лез!
Серый
туман – разметан:
Упал –
там – в былом..!
Ворон,
ворон – вот он:
Вот
он – бьет крылом!
Смерти
серые – туманы
Уволакивали
меня;
И
поддакивали ураганы;
И –
обманывался: я!
3
Гора:
дорога – в горы,
О
которых – пел – скальд...
Алтарный
камень – который?
Все –
голый базальт, –
Откуда
с мрачным мыком
Бежал
быкорогий бог.
Бросив
месяц, зыком
Перегудевший
в пустоты рог, –
Откуда
– опрокинутые твердыни
Оборвал:
в голубой провал:
Откуда
– подкинутые
Занялись:
в заревой коралл...
Откуда
года ураганом,
Поддакивал
он маня...
Смерти
серые, – туманом
Обволакивали:
меня...
Обмануты!
С пламенных скатов
Протянуты
– в ночь и в дни –
В
полосатые злата закатов
Волосатые
руки мои.
4
Над
утесами, подкинутыми в хмури
Поднимется
взверченная брызнь;
И
колесами взверченной бури –
Снимется
низринутая жизнь...
Вспыхивай
глазами молний, – туча;
Водобоями
– хладно хлынь,
Взвихривая
лопасть – в кучи
Провисающих
в пропасть твердынь.
Падай,
медная молния, звоном:
Людоедная,
– стрелами кусай!
Жги
мне губы – озоном!
В
гулы пропастей – кромсай, –
Чтобы
мне, взъерошенному светом
И
подброшенному винтом – в свет,
Прокричать
опаленным светом
Перекошенным
ртом: "Свет!" –
Чтобы,
потухнув, под откос – с веками
Рухнуть
– свинцовым мертвецом:
Дочерна
сожженными руками
И –
чернолиловым лицом, –
Чтобы
– мыча – тупо
Из
пустот – быкорогий бог –
Мог –
в грудь – трупа –
Ткнуть
– свой – рог...
Цоссен
22 года
"Я"
Поется
с балалайкой
1
Злое
поле мглой
Одето.
Злой
Туман
ползет: у ног...
Где-то
В
поле – без
Ответа
–
Мглой
В
туман – восстонет
Рог: –
– "Где –
Вы –
Духи?
– Где –
Вы –
Души?
– Где –
Ты –
Бог!" –
– Лая
В уши,
Старым Богом
Изнемог
Он. –
2
Глухи
–
Духи!..
3
Месяц,
–
– Злая
Рукоять, –
В
этот час –
Красный
тать:
Острым
рогом
Из
тумана – там, на нас
Грозится
Встать.
Злое
Поле –
Не
маячь: –
– В сердце –
Плач:
Сердце, –
Плачь!..
4
Око, –
–
Лопнувший пузырь –
Разрывай
В
ночные шири: –
Шире,
Шире,
Шире
Ширь –
– Око –
– Лопнувший пузырь!
5
В
мире, охнувшем
От
муки –
Разрывались,
Искрошились
Прахом
Суши:
Искажались,
Исказились
Страхом
Лики:
–
– Тише,
Медленнее ночи
Без дороги –
– В мире, охнувшем
От муки.
В
ухе,
Глохнувшем
От
скуки, –
Раздавались
–
– Строги,
Глухи,
Дики
Крики
Рога –
– "Души,
Души,
Души!"
– "Боги,
Боги,
Боги!"
– "Духи,
Духи,
Духи!"
–
– Глуше
Глуше,
Глуше...
6
Время,
–
– Плещущие
Воды –
– Унимай
Свои праздный скач:
Поднимай,
–
– В пустые годы,
В пусто блещущие
Своды –
– Красный тать
–
Рукоять:
Ты –
Палач!..
7
Пусть
разматывают нити:
В
нить событий –
Вплетено
Небытие!
Утопатывать
Нам
В
ночи, –
Протопатывать
Там
Годы –
– Суждено!
В
нить
Событий
–
Вплетено:
Небытие!
8
Обволакивает
очи,
В
ночь обматывает
Тьмой:
–
– Уволакивает в ночи,
Приборматывает: –
–
"Мой!"
Бормочи,
ночная прялка:
Мне
тебя не превозмочь!
Ночь,
–
– Лиловая фиалка, –
– Вейся
Шорохом –
У
Ног!
9
Лейся
В
ночи
Вихрем
клочий
Многоногий
людогон, –
– Зрея
В души
Вея
В очи: –
–
Вея
Ворохом
Времен…
Печатается по изданию: После разлуки. Берлинский песенник. (С
предисловием автора). Петербург-Берлин, "Эпоха", 1922