Саша Черный. АВГИЕВЫ КОНЮШНИ (Сб. САТИРЫ)



Это может дойти до того, что иному,
особенно в минуты ипохондрического
настроения, мир может показаться
с эстетической стороны – музеем
карикатур, с интеллектуальной –
сумасшедшим домом, и с нравственной –
мошенническим притоном.
(Шопенгауэр. «Свобода воли»)



«СМЕХ СКВОЗЬ СЛЕЗЫ»

(1809 – 1909)


Ах! Милый Николай Васильич Гоголь!
Когда б сейчас из гроба встать ты мог, –
Любой прыщавый декадентский щеголь
Сказал бы: «Э, какой он, к черту, бог?
Знал быт, владел пером, страдал. Какая редкость!
А стиль, напевность, а прозрения печать,
А темно-звонких слов изысканная меткость?..
Нет, старичок... Ложитесь в гроб опять!»

Есть между нами, правда, и такие,
Что дерзко от тебя ведут свой тусклый род
И, лицемерно пред тобой согнувши выи,
Мечтают сладенько: «Придет и мой черед!»
Но от таких «своих», дешевых и развязных,
Удрал бы ты, как Подколесин, чрез окно...
Царят! Бог их прости, больных, пустых и грязных,
А нам они наскучили давно.

Пусть их шумят... Но где твои герои?
Все живы ли, иль, небо прокоптив,
В углах медвежьих сгнили на покое
Под сенью благостной крестьянских тучных нив?
Живут... И как живут! Ты, встав сейчас из гроба,
Ни одного из них, наверно, б не узнал:
Павлуша Чичиков – сановная особа
И в интендантстве патриотом стал.

На мертвых душ портянки поставляет
(Живым они, пожалуй, ни к чему),
Манилов в Третьей Думе заседает
И в председатели был избран... по уму.
Петрушка сдуру сделался поэтом
И что-то мажет в «Золотом руне»,
Ноздрев пошел в охранное – и в этом
Нашел свое призвание вполне.

Поручик Пирогов с успехом служит в Ялте
И сам сапожников по праздникам сечет,
Чуб стал союзником и об еврейском гвалте
С большою эрудицией поет.
Жан Хлестаков работает в «России»,
Затем – в «Осведомительном бюро»,
Где чувствует себя совсем в родной стихии:
Разжился, раздобрел – вот борзое перо!..

Одни лишь черти, Вий да ведьмы, и русалки,
Попавши в плен к писателям modernes,
Зачахли, выдохлись и стали страшно жалки,
Истасканные блудом мелких скверн...
Ах, милый Николай Васильич Гоголь!
Как хорошо, что ты не можешь встать...
Но мы живем! Боюсь – не слишком много ль
Нам надо слышать, видеть и молчать?

И в праздник твой, в твой праздник благородный,
С глубокой горечью хочу тебе сказать:
– Ты был для нас источник многоводный,
И мы к тебе пришли теперь опять, –
Но «смех сквозь слезы» радостью усталой
Не зазвенит твоим струнам в ответ...
Увы, увы... Слез более не стало,
И смеха нет.

<1909>



СТИЛИЗОВАННЫЙ ОСЕЛ

(Ария для безголосых)


Голова моя – темный фонарь с перебитыми стеклами,
С четырех сторон открытый враждебным ветрам.
По ночам я шатаюсь с распутными пьяными Фёклами,
По утрам я хожу к докторам.
Тарарам.

Я – волдырь на сиденье прекрасной российской словесности,
Разрази меня гром на четыреста восемь частей!
Оголюсь и добьюсь скандалезно-всемирной известности,
И усядусь, как нищий-слепец, на распутье путей.

Я люблю апельсины и все, что случайно рифмуется,
У меня темперамент макаки и нервы, как сталь.
Пусть «П. Я.»-старомодник из зависти злится и дуется,
И вопит: «Не поэзия – шваль!»

Врешь! Я прыщ на извечном сиденье поэзии,
Глянцевито-багровый, напевно-коралловый прыщ,
Прыщ с головкой белее несказанно-жженной магнезии
И галантно-развязно-манерно-изломанный хлыщ.

Ах, словесные, тонкие-звонкие фокусы-покусы!
Заклюю, забрыкаю, за локоть себя укушу.
Кто не понял – невежда. К нечистому! Накося – выкуси.
Презираю толпу. Попишу? Попишу, попишу...

Попишу животом и ноздрей, и ногами, и пятками,
Двухкопеечным мыслям придам сумасшедший размах,
Зарифмую все это для стиля яичными смятками
И пойду по панели, пойду на бесстыжих руках...

<1909>



ПРОСТЫЕ СЛОВА

(Памяти Чехова)


В наши дни трехмесячных успехов
И развязных гениев пера
Ты один тревожно-мудрый Чехов
Повторяешь скорбное: «Пора!»

Сам не веришь, но зовешь и будишь,
Разрываешь ямы до конца
И с беспомощной усмешкой тихо судишь
Оскорбивших землю и Отца.

Вот ты жил меж нами, нежный, ясный,
Бесконечно ясный и простой –
Видел мир наш хмурый и несчастный,
Отравлялся нашей наготой...

И ушел! Но нам больней и хуже:
Много книг, о слишком много книг!
С каждым днем проклятый круг все уже
И не сбросить «чеховских» вериг...

Ты хоть мог, вскрывая торопливо
Гнойники, – смеяться, плакать, мстить, –
Но теперь все вскрыто. Как тоскливо
Видеть, знать, не ждать и, молча, гнить!

<1910>



АНАРХИСТ


Жил на свете анархист.
Красил бороду и щеки,
Ездил к немке в Териоки
И при этом был садист.

Вдоль затылка жались складки
На багровой полосе.
Ел за двух, носил перчатки –
Словом, делал то, что все.

Раз на вечере попович,
Молодой идеалист,
Обратился: «Петр Петрович,
Отчего вы анархист?»

Петр Петрович поднял брови
И багровый, как бурак,
Оборвал на полуслове:
«Вы невежа и дурак».

<1908>



НЕДОРАЗУМЕНИЕ


Она была поэтесса,
Поэтесса бальзаковских лет.
А он был просто повеса –
Курчавый и пылкий брюнет.

Повеса пришел к поэтессе,
В полумраке дышали духи,
На софе, как в торжественной мессе,
Поэтесса гнусила стихи:

«О, сумей огнедышащей лаской
Всколыхнуть мою сонную страсть.
К пене бедер, за алой подвязкой
Ты не бойся устами припасть!

Я свежа, как дыханье левкоя...
О, сплетем же истомности тел!»
Продолжение было такое,
Что курчавый брюнет покраснел.

Покраснел, но оправился быстро
И подумал: была не была!
Здесь не думские речи министра,
Не слова здесь нужны, а дела...

С несдержанной силой кентавра
Поэтессу повеса привлек.
Но визгливо-вульгарное: «Мавра!!»
Охладило кипучий поток.

«Простите... – вскочил он. – Вы сами...»
Но в глазах ее холод и честь:
«Вы смели к порядочной даме,
Как дворник, с объятьями лезть?!»

Вот чинная Мавра. И задом
Уходит испуганный гость.
В передней растерянным взглядом
Он долго искал свою трость...

С лицом белее магнезии
Шел с лестницы пылкий брюнет:
Не понял он новой поэзии
Поэтессы бальзаковских лет.

<1909>



ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ

(Посв. исписавшимся «популярностям»)


            Я похож на родильницу,
            Я готов скрежетать...
            Проклинаю чернильницу
            И чернильницы мать!

            Патлы дыбом взлохмачены,
            Отупел, как овца, –
            Ах, все рифмы истрачены
            До конца, до конца!..

Мне, правда, нечего сказать, сегодня, как всегда,
Но этим не был я смущен, поверьте, никогда –
Рожал словечки и слова, и рифмы к ним рожал,
И в жизнерадостных стихах, как жеребенок, ржал

            Паралич спинного мозга?
            Врешь, не сдамся! Пень-мигрень,
            Бебель-стебель, мозга-розга,
            Юбка-губка, тень-тюлень,

            Рифму, рифму! Иссякаю, –
            К рифме тему сам найду...
            Ногти в бешенстве кусаю
            И в бессильном трансе жду.

Иссяк. Что будет с моей популярностью?
Иссяк. Что будет с моим кошельком?
Назовет меня Пильский дешевой бездарностью,
А Вакс Калошин разбитым горшком...

            Нет, не сдамся... Папа-мама,
            Дратва-жатва, кровь-любовь,
            Драма-рама-панорама,
            Бровь, свекровь, морковь... носки!

<1908>



СИРОПЧИК

(Посв. «детским поэтессам»)


Дама, качаясь на ветке,
Пикала: «Милые детки!
Солнышко чмокнуло кустик...
Птичка оправила бюстик
И, обнимая ромашку,
Кушает манную кашку...»

Детки, в оконные рамы
Хмуро уставясь глазами,
Полны недетской печали,
Даме в молчанье внимали.
Вдруг зазвенел голосочек:
«Сколько напикала строчек?..»

<1910>



ИСКУССТВО В ОПАСНОСТИ!


Литературного ордена
Рыцари! Встаньте, горим!!
Книжка Владимира Гордина
Вышла изданьем вторым.

<1910>



ПЕСНЯ О ПОЛЕ


«Проклятые» вопросы,
Как дым от папиросы,
      Рассеялись во мгле.
      Пришла Проблема Пола,
      Румяная фефела,
            И ржет навеселе.
Заерзали старушки,
Юнцы и дамы-душки
      И прочий весь народ.
      Виват, Проблема Пола!
      Сплетайте вкруг, подола
            Веселый «Хоровод».

Ни слез, ни жертв, ни муки...
Подымем знамя-брюки
      Высоко над толпой.
      Ах, нет доступней темы!
      На ней сойдемся все мы –
            И зрячий и слепой.
Научно и приятно,
Идейно и занятно –
      Умей момент учесть:
      Для слабенькой головки
      В Проблеме-мышеловке
            Всегда приманка есть.

<1908>



ЕДИНСТВЕННОМУ В СВОЕМ РОДЕ


Между Толстым и Гоголем Суворин
      Справляет юбилей.
Тон юбилейный должен быть мажорен:
      Ври, красок не жалей!
Позвольте ж мне с глубоким реверансом,
      Маститый старичок,
Почтить вас кисло-сладеньким романсом
      (Я в лести новичок):

      Полсотни лет,
      Презревши все «табу»,
Вы с тьмой и ложью, как Гамлет,
      Вели борьбу.

      Свидетель Бог!
      Чтоб отложить в сундук, –
Вы не лизали сильным ног,
      Ни даже рук.

      Вам все равно –
Еврей ли, финн, иль грек,
Лишь был бы только не «Евно»,
      А человек.

      Твои глаза
      (Перехожу на ты!),
Как брюк жандармских бирюза,
      Всегда чисты.

      Ты vis-à-vis
      С патриотизмом – пол
По объявленьям о любви
      Свободно свел.

      И орган твой,
      Кухарок нежный друг,
Всегда был верный часовой
      Для верных слуг...

……………………………………….
На лире лопнули струны со звоном!..
Дрожит фальшивый, пискливый аккорд...
С мяуканьем, с визгом, рычаньем и стоном
Несутся кошмаром тысячи морд:
Наглость и ханжество, блуд, лицемерье,
Ненависть, хамство, жадность и лесть,
Несутся, слюнявят кровавые перья
И чертят по воздуху: Правда и Честь!

<1909>



ПО МЫТАРСТВАМ


У райских врат гремит кольцом
Душа с восторженным лицом:
– Тук-тук! Не слышат... вот народ!
К вам редкий праведник грядет!

И после долгой тишины
Раздался глас из-за стены:
– Здесь милосердие царит –
Но кто ты? Чем ты знаменит?

– Кто я? Не жид, не либерал!
Я «письма к ближним» сочинял...
За дверью топот быстрых ног,
Краснеет райских врат порог.

У адских врат гремит кольцом
Душа с обиженным лицом:
– Эй, там! Скорее, Асмодей!
Грядет особенный злодей...

Визгливый смех пронзает тишь:
– Ну, этим нас не удивишь!
Отца зарезал ты, иль мать?
У нас таких мильонов пять.

– Я никого не убивал –
Я «письма к ближним» сочинял...
За дверью топот быстрых ног,
Краснеет адских врат порог.

Душа вернулась на погост –
И здесь вопрос не очень прост:
Могилы нет... Песок изрыт,
И кол осиновый торчит...

Совсем обиделась душа
И, воздух бешено круша,
В струях полуночных теней
Летит к редакции своей.

Впорхнувши в форточку клубком,
Она вдоль стен бочком, бочком,
И шмыг в плевательницу. «О!
Да здесь уютнее всего!»

На утро кто-то шел, спеша,
И плюнул. Нюхает душа:
– Лук, щука, перец... Сатана!
Ужель еврейская слюна?!

– Ах, только я был верный щит!
И в злобе выглянуть спешит –
Но сразу стих священный гнев:
– Ага! Преемник мой – Азеф!

<1909>



ПАНУРГОВА МУЗА


Обезьяний стильный профиль,
Щелевидные глаза,
Губы клецки, нос картофель –
Ни девица, ни коза.

Волоса, как хвост селедки,
Бюста нет – сковорода,
И растет на подбородке, –
Гнусно молвить – борода.

Жесты резки, ноги длинны,
Руки выгнуты назад,
Голос тоньше паутины
И клыков подгнивших ряд.

Ах, ты душечка! Смеется,
Отворила ворота...
Сногсшибательно несется
Кислый запах изо рта.

Щелки глаз пропали в коже,
Брови лысые дугой.
Для чего ж, великий Боже,
Выводить ее нагой?!

<1908>



ДВА ТОЛКА


Один кричит: «Что форма? Пустяки!
Когда в хрусталь налить навозной жижи –
Не станет ли хрусталь безмерно ниже?»

Другие возражают: «Дураки!
И лучшего вина в ночном сосуде
Не станут пить порядочные люди».

Им спора не решить... А жаль!
Ведь можно наливать... вино в хрусталь.

<1909>



НЕТЕРПЕЛИВОМУ


Не ной... Толпа тебя, как сводня,
К успеху жирному толкнет,
И в пасть расчетливых тенет
Ты залучишь свое сегодня.

Но знай одно – успех не шутка:
Сейчас же предъявляет счет.
Не заплатил – как проститутка,
Не доночует и уйдет.

<1910>



ПОШЛОСТЬ

(Пастель)


Лиловый шарф и желтый бант у бюста,
Безглазые глаза, как два пупка.
Чужие локоны к вискам прилипли густо
И маслянисто свесились бока.

Сто слов, навитых в черепе на ролик,
Замусленную всеми ерунду, –
Она, как четки набожный католик,
Перебирает вечно на ходу.

В ее салонах – Все, толпою смелой,
Содравши шкуру с девственных Идей,
Хватают лапами бесчувственное тело
И рьяно ржут, как стадо лошадей.

Там говорят, что вздорожали яйца,
И что комета стала над Невой, –
Любуясь, как каминные китайцы
Кивают в такт, под граммофонный вой.

Сама мадам наклонна к идеалам:
Законную двуспальную кровать
Под стеганым атласным одеялом
Она всегда умела охранять.

Но нос суя любовно и сурово
В случайный хлам бесштемпельных «грехов»,
Она читает вечером Баркова
И с кучером храпит до петухов.

Поет. Рисует акварелью розы.
Следит, дрожа, за модой всех сортов,
Копя остроты, слухи, фразы, позы
И растлевая музу и любовь.

На каждый шаг – расхожий катехизис,
Прин-ци-пи-аль-но носит бандажи,
Некстати поминает слово «кризис»
И томно тяготеет к глупой лжи.

В тщеславном, нестерпимо-остром зуде
Всегда смешна, себе самой в ущерб,
И даже на интимнейшей посуде
Имеет родовой, дворянский герб.

Она в родстве и дружбе неизменной
С бездарностью, нахальством, пустяком.
Знакома с лестью, пафосом, изменой
И, кажется, в амурах с дураком...

Ее не знают, к счастью, только... Кто же?
Конечно – дети, звери и народ.
Одни – когда со взрослыми не схожи,
А те – когда подальше от господ.

Портрет готов. Карандаши бросая,
Прошу за грубость мне не делать сцен:
Когда свинью рисуешь у сарая –
На полотне не выйдет belle Hélène *.

<1910>

_________
* Прекрасная Елена (фр.).



* * *


Я обращаюсь к писателям,
художникам, устроителям с горячим
призывом не участвовать в деле,
разлагающем общество...
(А. Блок. «Вечера искусств»)


Молил поэта Блок-поэт:
«Во имя Фета
Дай обет –
      Довольно выть с эстрады
      Гнусавые баллады!
Искусству вреден
Гнус и крик,
И нищ и бледен
Твой язык,
      A publicum гогочет
      Над тем, кто их морочит».
Поэт на Блока
Заворчал:
«Merci! Урока
Я не ждал –
      Готов читать хоть с крыши
      Иль в подворотной нише!
Мелькну, как дикий,
Там и тут,
И шум и крики
Все растут,
      Глядишь – меня в итоге
      На час зачислят в боги.
А если б дома
Я торчал
И два-три тома
Наточал,
      Меня б не покупали
      И даже не читали...»
Был в этом споре
Блок сражен.
В наивном горе
Думал он:
      «Ах! нынешние Феты
      Как будто не поэты...»

<1908>



НЕДЕРЖАНИЕ


У поэта умерла жена...
Он ее любил сильнее гонорара!
Скорбь его была безумна и страшна –
Но поэт не умер от удара.

После похорон пришел домой – до дна
Весь охвачен новым впечатленьем
И, спеша, родил стихотворенье:
«У поэта умерла жена».

<1909>



ЧЕСТЬ


Когда раскроется игра –
Как негодуют шулера!
И как кричат о чести
И благородной мести!

<1910>



ВЕШАЛКА ДУРАКОВ


I

Раз двое третьего рассматривали в лупы
И изрекли: «Он глуп». Весь ужас здесь был в том,
Что тот, кого они признали дураком,
Был умницей – они же были глупы.


II

«Кто этот, лгущий так туманно,
Неискренно, шаблонно и пространно?»
– «Известный мистик N, большой чудак».
– «Ах, мистик? Так... Я полагал – дурак».


III

      Ослу образованье дали.
      Он стал умней? Едва ли.
      Но раньше, как осел,
      Он просто чушь порол,
      А нынче, – ах, Злодей, –
      Он с важностью педанта,
      При каждой глупости своей
      Ссылается на Канта.


IV

      Дурак рассматривал картину:
      Лиловый бык лизал моржа.
      Дурак пригнулся, сделал мину
      И начал: «Живопись свежа...
      Идея слишком символична,
      Но стилизовано прилично».
      (Бедняк скрывал сильней всего,
      Что он не понял ничего.)


V

      Умный слушал терпеливо
      Излиянья дурака:
      – Не затем ли жизнь тосклива
      И бесцветна, и дика,
      Что вокруг, в конце концов,
      Слишком много дураков?
      Но, скрывая желчный смех,
      Умный думал, свирепея:
      – Он считает только тех,
      Кто его еще глупее –
      «Слишком много» для него...
      Ну, а мне-то каково?


VI

Дурак и мудрецу порою кровный брат:
Дурак вовек не поумнеет,
Но если с ним заспорит хоть Сократ, –
С двух первых слов Сократ глупеет!


VII

      Пусть свистнет рак,
      Пусть рыба запоет,
      Пусть манна льет с небес, –
      Но пусть дурак
      Себя в себе найдет –
      Вот чудо из чудес!

      <1908-1910>



БАЛЛАДА

(Из «Sinngedichte»* Людвига Фульда)


Был верный себе до кончины
Почтенный и старый шаблон.
Однажды с насмешкой змеиной
Кинжалом он был умерщвлен.
Когда с торжеством разделили
Наследники царство и трон, –
То новый шаблон, говорили,
Похож был на старый шаблон.

<1908>

________
*«Эпиграммы» (нем.).



«ТРАДИЦИИ»


Не носи сатир в газеты,
Как товар разносит фактор.
Выйдет толстенький редактор,
Сногсшибательно одетый,
Скажет: «Нам нужны куплеты
В виде хроники с гарниром.
Марков выругал Гучкова,
А у вас о сем ни слова?!
Где ж сатира? В чем сатира?
Извините... Нет, не надо».
Взглянет с важностью банкира
И махнет рукой с досадой.

Не носи сатир в журналы,
Как товар разносит фактор.
Выйдет жиденький редактор,
Волосатый, полинялый.
Буркнет: «Тоже... Ювеналы!
Покупаем только строчки
С благородным содержаньем:
Осень, желтые листочки,
Две вороны на каштане,
Ветер... дождик... и молчанье...
А сатиры... – Нет, не надо!»
Фыркнет, фукнет, скрестит длани
И мотнет губой с досадой...

Но придя домой, мой милый,
Не намыливай веревку,
Не вскрывай, тоскуя, жилы,
Не простреливай головку –
А пошли-ка лучше Дашку
За грибами и селедкой,
Сядь к столу, возьми бумажку
И пиши – остро и четко.
Написал – прочти, почувствуй
И спроси у сердца: верно?
Только так придешь к искусству.
Остальное – злая скверна.

<1909>




<ДОПОЛНЕНИЯ ИЗ ИЗДАНИЯ 1922 ГОДА>



ПРОДОЛЖЕНИЕ ОДНОГО СТАРОГО
РАЗГОВОРА


К н и г о п р о д а в е ц

Стишки любимца муз и граций
Мы вмиг рублями заменим
И в пук наличных ассигнаций
Листочки наши обратим.
(«Разговор книгопродавца с поэтом» Пушкин.)


Ч и т а т е л ь

Слова без смысла, чувства нету,
Натянут каждый оборот:
Притом – сказать ли по секрету?
И в рифмах часто недочет.
(«Журналист, читатель и писатель» Лермонтов.)


Г р а ж д а н и н

Будь гражданин. Служа искусству
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей любви.
(«Поэт и гражданин» Некрасов.)



(Отдельный кабинет. Писатель, читатель, критик и издатель)


К р и т и к

Антракт... Один сплошной антракт.
Но унывать нельзя однако.
Отлив – перед приливом. Факт!
Вновь солнце выглянет из мрака...
Примет не мало, господа,
Всем надоели выкрутасы,
И даже «рыжие» саврасы
Сошли, как грязная вода.
Плач у разбитого корыта
Уже не трогает сердец.
Пусть быт... Но отчего ж из быта
Брать только зло за образец?
Все больше грамотных у нас,
Все крепнет жажда бодрой пищи,
А наш изысканный Парнас
Зарос репьем по голенище...
Потребность в гении ясна, –
А если так, то несомненно
Придет, гремя оружьем, смена,
И будет вновь у нас весна!


П и с а т е л ь

Что ж... Вам, почтеннейшей гадалке,
И карты в руки. Очень рад!
Пусть гениальный мой собрат
Скорей придет. Вот только палки
Не суйте, друг, промеж колес.
Закон ли гению ваш спрос?
Вдруг не захочет петь он бодро:
Ведь вы тогда с него по бедра
Сдерете кожу! Между прочим,
И вам мы, сударь, напророчим.
Боюсь, чтоб вам, судья суровый,
Не прозевать его приход!
Вот разве гений – критик новый
Придет с ним вместе в свой черед...
Алло?


К р и т и к
(холодно, с достоинством)

            Благодарю покорно.


Ч и т а т е л ь

Мне примирить нетрудно вас:
Нет Достоевских, но бесспорно
Белинских тоже нет сейчас.
Хотя не мало...


Писатель
(перебивает)

                            Что не мало?
Монбланы были и прошли,
А ты все так же бродишь вяло
По грязной ярмарке земли.
Что ж, вкус твой вырос? Сердце шире?
Богаче мысль? Дух стал без шор?
И вообще – к чему в трактире
Литературный разговор?
Патрон, налейте...


И з д а т е л ь
(игриво)

                               За манишку?
Ха-ха! Что спорить? Я делец,
Читатель покупает книжку,
Писатель пишет, и конец.
Но я немножко тоже значу.
Чуть-чуть. Я говорю чуть-чуть...
Кто снаряжает всех вас в путь?
Кто финансирует удачу?
Успех – вот штука! Гений – хлам.
Сознайтесь, господин писатель,
Не я ль, ваш опытный издатель,
Такое имя сделал вам?


П и с а т е л ь

Вот говорящий кошелек!
Да, сознаюсь... Но... где же водка?..
А до сих пор я думал кротко,
Что имя плод моих лишь строк...
Прозрел.


И з д а т е л ь

               Не злитесь, мой красавец!
Давно прошли те времена-с,
Когда, пробравшись на Парнас,
Ждал в уголке книгопродавец.
Приди сюда хоть сам ваш Фет –
И в свой журнал «Всего помногу»
Я закажу ему, ей-богу,
В сто строк рождественский сонет!


К р и т и к
(деловито)

Четырнадцать лишь строк в сонете.


И з д а т е л ь

Пускай четырнадцать! Плевать!
Ого! Уж час. Прощайте, дети!
На вернисаж не опоздать...
Там мой портрет. Работа – сон!
Одна лишь рама стоит двести.
Что здесь торчать? Пошли бы вместе?
А? Не хотите? Миль пардон!

(не без грации уходит)


П и с а т е л ь

Видали? Вот он – демон мой,
Мой меценат и искуситель,
Заказчик мой глухонемой,
Сезонных вкусов утвердитель...
Кто им не скуплен на корню?
И кто к очередному дню
Его «Еженедельных Вздоров»
Новелл не пишет для шоферов?
Он клеит сотни альманахов,
Объединяя их... рублем.
Без рук, без глаз, с душой-нулем
Он самовластней падишахов!
Он залил хламом детский рынок,
Родил «анкеты о белье»,
Придумал конкурсы картинок
На тему «Драма в ателье».
Он, как эксперт в литературке,
Сидит средь теток и друзей
И все маститые окурки
Покорно тащит в свой музей...
Он издает, как каталоги,
Стихи о нежном и святом...
И я пред ним... дрожу в тревоге,
Чтоб к сроку сдать свой новый том...


К р и т и к

Коллега, вы сгустили краски.
Что говорить – капитализм
Родил рекламу и цинизм
И музу нарядил в подвязки.
Но чем издатель виноват?
Он только раб условий века.
Нелепо ждать ведь, чтоб от чека
Струился тонкий аромат.
В универсальном магазине
Должно быть все на всякий вкус.
А «Спальня ветреной графини»
Всегда для рынка верный плюс.
В обложке пестрой суррогат
Идет бойчей оригинала.
Тот Мопассана гонит в сало,
Тот шьет из лейкинских заплат...
Боритесь! Будьте лишь собой –
Смешно глодать чужие кости.
Смотрите, с запада гурьбой
Идут наряднейшие гости.
Пусть быт их чужд, пусть речь нова –
Мы все на новое ведь падки.
А вы, как нищая вдова,
Распродаете лишь остатки...
Боритесь, черт вас побери!
Для зорких глаз все ново в мире,
Иль загасите фонари
И...


П и с а т е л ь
(зевая)

         Дважды два – четыре.


Ч и т а т е л ь

Позвольте мне сказать два слова.
Вы так отделали сурово
Того, кто вас распродает...
Но вы-то сами кто? Илот?
Не соблазненная ж купцом
Вы институтка в самом деле?
Вы тоже стали продавцом
И растеряли вкус и цели.
Специалисты по попам,
Альковам, страхам и скелетам,
Вы по налаженным тропам
Гарцуете зимой и летом.
Легко! Сто раз себе самим
Вы подражаете убого, –
А если смыть манерный грим –
Что там останется? Немного...


К р и т и к

Ну, не совсем...


Ч и т а т е л ь

                            Не в этом суть!
Но кто же, господин писатель,
Определил ваш новый путь?
Вы сами? Общество? Издатель?
Для вас сейчас любой успех,
Как допинг для усталой клячи...
Зачем торгуетесь при всех –
Чей «изм» умнее и богаче?
В неделю изводя стопу,
Привыкли вы менять две маски:
Во вторник презирать толпу,
А в пятницу ей строить глазки...
В тупой анкете «о мозоле»
И ваше мненье мы найдем,
В кинематографе с моржом
Снимались вы по доброй воле...
Да не один кинематограф!
Я не могу пойти в кабак,
Чтоб со стены, как вещий знак,
Не угрожал мне ваш автограф...
Поймите... Надо уважать
Хотя кого-нибудь на свете.
Я вас любил...


П и с а т е л ь
(брезгливо)

                         Да, на жилете
Ты любишь, друг мой, порыдать.
Будь проклят ты с такой любовью!
Устану ль я иль вдруг споткнусь, –
Ты первый всякому злословью,
Как прачка, веришь, милый гусь...
Ты будешь пить, служить в акцизе
И развивать игриво прыть, –
А я обязан, в светлой ризе,
Голодный над тобой парить...
Не ты ль, приятель, Льва Толстого
На Джека Лондона сменил?
Кто «интересней», – тот и мил.
К чему кроту вершины слова?
Увы, грешна моя душа, –
Но пред собой одной и только, –
Что я порой не гимн, а польку
Спеша писал из-за гроша.
Да, я толкался в ресторанах
И бисер улице бросал,
Но по музеям на Дианах
Не я автографы писал.
А ты! Что сделал ты на свете?
Родил собачий, затхлый быт
И, приучивши спину к плети,
Охотно ел из всех корыт.
Проблем не стало для тебя:
Расковырял, зевнул – и к черту!
Чтоб чем-нибудь развлечь себя,
Ты к книгам подходил, как к торту...
Не ты ль виной, шальная муха,
Что даже слово «гражданин»
Сейчас так дико режет ухо,
Как старомодный «райский крин»?
Но будет. Брысь... А вы, мой критик,
Чтó в поте вялого лица,
Как прогрессивный паралитик,
Меня жуете без конца?
Вы помогли мне разобраться
В себе самом? Когда и чем?
Пересказать, сравнить, придраться,
Поставить балл – и все. Зачем?
Какие общие вопросы
Вы подымаете сейчас?
Все те же шпильки, брань, разносы
И генеральский зычный бас.
Кого вы вовремя узнали?
Не вам, сидящим у дорог,
Провидеть за туманом дали!
Дай Бог кой-как свести итог...
Парнасский пресный регистратор
И юбилейный декламатор
Без вдохновенья и огня –
Не вам, мой друг, судить меня!
Но впрочем – точка. Извините.
Шумит в башке. И пусть. Плевать!
Я лишь хотел в чаду событий
Чуть-чуть наш узел развязать,
Чтоб на мои одни лишь плечи
Не клали сдуру весь багаж...
Все хороши! Эй, человече,
Что ж счет?.. Пойдем на вернисаж...

(Все подымаются и уходят.)

<1914>



ПОСЛЕ ПОСЕЩЕНИЯ
ОДНОГО «ЛИТЕРАТУРНОГО ОБЩЕСТВА»


Мы культурны: чистим зубы,
Рот и оба сапога.
В письмах вежливы сугубо:
«Ваш покорнейший слуга».
Отчего ж при всяком споре,
Доведенном до конца, –
Вместо умного отпора
Мы с бессилием глупца,
Подражая папуасам,
Бьем друг друга по мордасам?
Бьем, конечно, языком, –
Но больней, чем кулаком...

<1909>



КОРНЕЙ БЕЛИНСКИЙ

(Посвящается К. Чуковскому)


В экзотике заглавий пол-успеха.
Пусть в ноздри бьет за тысячу шагов:
«Корявый буйвол», «Окуни без меха»,
«Семен Юшкевич и охапка дров».

Закрыв глаза и перышком играя,
Впадая в деланный холодно-мутный транс,
Седлает линию... Ее зовут – кривая,
Она вывозит и блюдет баланс.

Начало? Гм... Тарас убил Андрея
Не за измену Сечи... Раз, два, три!
Но потому, что ксендз и два еврея
Держали с ним на сей предмет пари.

Ведь ново! Что-с? Акробатично-ново!
Затем – смешок. Стежок. Опять смешок.
И вот – плоды случайного улова –
На белых нитках пляшет сотня строк.

Что дальше? Гм... Приступит к данной книжке,
Определит, что автор... мыловар,
И так смешно раздует мелочишки,
Что со страниц пойдет казанский пар.

«Страница третья. Пятая. Шестая...»
«На сто шестнадцатой – «собака» через ять!»
Так можно летом на стекле, скучая,
Мух двадцать, размахнувшись, в горсть поймать.

Надравши «стружек» – кстати и некстати –
Потопчется еще с полсотни строк:
То выедет на áнглийской цитате,
То с реверансом автору даст в бок.

Кустарит парадокс из парадокса...
Холодный пафос недомолвок – гол,
А хитрый гнев критического бокса
Все рвется в истерический футбол...

И, наконец, когда мелькнет надежда,
Что он сейчас поймает журавля,
Он вдруг смущенно потупляет вежды
И торопливо... сходит с корабля.

Post scriptum: иногда Корней Белинский
Сечет господ, цена которым грош, –
Тогда кипит в нем гений исполинский,
И тогой с плеч спадает макинтош!

<1911>



ТРАГЕДИЯ


Рожденный быть кассиром в тихой бане
Иль áгентом по заготовке шпал,
Семен Бубнов, сверх всяких ожиданий,
Игрой судьбы в редакторы попал.

Огромный стол. Перо и десть бумаги, –
Сидит Бубнов, задравши кнопку-нос...
Не много нужно знаний и отваги,
Чтоб ляпать всем: «Возьмем», «Не подошло-с!».

Кто в первый раз, – скостит наполовину,
Кто во второй, – на четверть иль на треть...
А в третий раз – пришли хоть требушину,
Сейчас в набор, не станет и смотреть!

Так тридцать лет чернильным папуасом
Четвертовал он слово, мысль и вкус,
И, наконец, опившись как-то квасом,
Икнул и помер, вздувшись, словно флюс...

В некрóлогах, средь пышных восклицаний,
Никто, конечно, вслух не произнес,
Что он, служа кассиром в тихой бане,
Наверно, больше б пользы всем принес.

<1912>
<1922>



CRITICUS

(К картине Бёклина)


В зубах гусиное перо,
В сухих глазах гроза расправы...
Вот он – чернильное ядро,
Цепной барбос у храма Славы.

Какая злая голова!
Вихры свирепей змей Медузы,
Лоб прокурора, челюсть льва, –
Закройте в страхе лица, Музы!..

На вашей коже он сейчас
Пересчитает все веснушки,
Нахрапом влезет на Парнас
И всех облает вас с макушки:

«Гав-гав! Мой суд – закон для всех!
Я гид с универсальным вкусом.
Чему я чужд – то смертный грех:
Бесцветно! Плоско! Двойка с плюсом!»

Сгребет в намордник все мечты,
Польет ремесленною злобой
И к сердцу Новой Красоты
Привесит пломбу с низкой пробой.

<1912>
<1922>



ЛИТЕРАТОРЫ НА КАПРИ


На скалах вечерние розы горят.
Со скал долетает гуденье:
«Четвертую часть возвратили назад
И требуют вновь сокращенья...»

Пониже, средь кактусов пыльно сухих
Весь воздух тоской намозолен:
«Почто, Алексеич, задумчив и тих?»
– «Последней главой недоволен...»

А с моря, сквозь шлепанье сонной волны,
С далекой доносится барки:
«Сто раз переделывай! Очень умны!
И так нет строки без помарки...»

1912



ИЗ ЗЕЛЕНОЙ ТЕТРАДКИ


I

Холодный ветер разметал рассаду.
Мрак, мертвый сон и дребезжанье штофов...
Бодрись, народ! Димитрий Философов
Зажег «Неугасимую Лампаду».


II

A. РОСЛАВЛЕВ

Без галстука и чина,
Настроив контрабас,
Размашистый мужчина
Взобрался на Парнас.
Как друг, облапил Феба,
Взял у него аванс
И, сочно сплюнув в небо,
Сел с Музой в преферанс.


III

Почему-то у «толстых» журналов,
Как у толстых девиц средних лет,
Слов и рыхлого мяса немало, –
Но совсем темперамента нет.


IV

ЧИТАТЕЛЬ

Бабкин смел, – прочел Сенеку
И, насвистывая туш,
Снес его в библиотеку,
На полях отметив: «Чушь!»
Бабкин, друг, – суровый критик,
Ты подумал ли хоть раз,
Что безногий паралитик
Легкой серне не указ?..


V

СТИЛИЗАЦИЯ

К баронессе Аксан’Грав
Влез в окно голландский граф.
Ауслендер все до слова
Записал из-под алькова,
Надушил со всех сторон
И отправил в «Аполлон»;
Через месяц – деньги, лавры
И кузминские литавры.


VI

ТОНКАЯ РАЗНИЦА

Порой вам «знаменитость»
Подаст, забыв маститость,
Пять пальцев с миной льва.

Зато его супруга
(И то довольно туго) –
Всегда подаст лишь два.


VII

Немало критиков сейчас,
Для развлечения баранов,
Ведут подробный счет опискам...
Рекомендую в добрый час
Дать этим мелким василискам
Губернский титул «критиканов».


VIII

В  АЛЬБОМ  БРЮСОВУ

Люди свыклись с древним предрассудком
(Сотни лет он был бессменно свят), –
Что талант не может быть ублюдком,
Что душа и дар – сестра и брат.
Но теперь такой рецепт – рутина
И, увы, не стоит ни гроша:
Стиль – алмаз, талант, как хвост павлина,
А внутри... бездарная душа.

<1912>?
<1922>



*  *  *


Жестокий бог литературы!
Давно тебе я не служил:
Ленился, думал, спал и жил, –
Забыл журнальные фигуры,
Интриг и купли кислый ил,
Молчанья боль и трепет шкуры
И терпкий аромат чернил...

Но странно, верная мечта
Не отцвела – живет и рдеет.
Не изменяет красота –
Все громче шепчет и смелеет.
Недостижимое светлеет
И вновь пленяет высота...

Опять идти к ларям впотьмах,
Где зазыванье, пыль и давка,
Где все слепые у прилавка
Убого спорят о цветах?..
Где царь-апломб решает ставки,
Где мода – властный падишах...

Собрав с мечты душистый мед,
Беспечный, как мечтатель-инок,
Придешь сконфуженно на рынок, –
Орут ослы, шумит народ,
В ларях пестрят возы новинок, –
Вступать ли в жалкий поединок, –
Иль унести домой свой сот?..

1912