I
ЛЮБОВЬ ЭТОГО
ЛЕТА
П. К. Маслову
1
Где слог найду,
чтоб описать прогулку,
Шабли во льду,
поджаренную булку
И вишен спелых
сладостный агат?
Далек закат, и в
море слышен гулко
Плеск тел, чей
жар прохладе влаги рад.
Твой нежный
взор, лукавый и манящий, –
Как милый вздор
комедии звенящей
Иль Мариво
капризное перо.
Твой нос Пьеро и
губ разрез пьянящий
Мне кружит ум,
как «Свадьба Фигаро».
Дух мелочей,
прелестных и воздушных,
Любви ночей, то
нежащих, то душных,
Веселой легкости
бездумного житья!
Ах, верен я,
далек чудес послушных,
Твоим цветам,
веселая земля!
2
Глаз змеи, змеи
извивы,
Пестрых тканей
переливы,
Небывалость
знойных поз...
То бесстыдны, то
стыдливы
Поцелуев все
отливы,
Сладкий запах
белых роз...
Замиранье,
обниманье,
Рук змеистых
завиванье
И искусный
трепет ног...
И искусное
лобзанье,
Легкость
близкого свиданья
И прощанье чрез
порог.
3
Ах, уста,
целованные столькими,
Столькими
другими устами,
Вы пронзаете
стрелами горькими,
Горькими
стрелами, стами.
Расцветете
улыбками бойкими
Светлыми
весенними кустами,
Будто ласка
перстами легкими,
Легкими милыми
перстами.
Пилигрим,
разбойник ли дерзостный –
Каждый поцелуй к
вам доходит.
Антиной, Ферсит
ли мерзостный –
Каждый свое
счастье находит.
Поцелуй, что к
вам прикасается,
Крепкою печатью ложится,
Кто устам
любимым причащается,
С прошлыми со
всеми роднится.
Взгляд мольбы,
на иконе оставленный,
Крепкими цепями
там ляжет;
Древний лик,
мольбами прославленный,
Цепью той
молящихся вяжет.
Так идешь
местами ты скользкими,
Скользкими,
святыми местами. –
Ах, уста,
целованные столькими,
Столькими
другими устами.
4
Умывались,
одевались,
После ночи
целовались,
После ночи,
полной ласк.
На сервизе
лиловатом,
Будто с гостем,
будто с братом,
Пили чай, не
снявши маск.
Наши маски
улыбались,
Наши взоры не
встречались,
И уста наши
немы.
Пели «Фауста»,
играли,
Будто ночи мы не
знали,
Те, ночные, те –
не мы.
5
Из поднесенной
некогда корзины
Печально
свесилась сухая роза,
И пели нам ту
арию Розины:
«Io sono docile, io sono rispettosa»*.
Горели свечи,
теплый дождь, чуть слышен,
Стекал с
деревьев, наводя дремоту,
Пезарский
лебедь, сладостен и пышен,
Венчал малейшую
весельем ноту.
Рассказ друзей о
прожитых скитаньях,
Спор изощренный,
где ваш ум витает.
А между тем в
напрасных ожиданьях
Мой нежный друг
один в саду блуждает.
Ах, звуков
Моцарта светлы лобзанья,
Как дали
Рафаэлева «Парнаса»,
Но мысли не прогнать
им, что свиданья
Я не имел с
четвертого уж часа.
Зачем луна,
поднявшись, розовеет,
И ветер веет,
теплой неги полн,
И челн не чует
змейной зыби волн,
Когда мой дух
всё о тебе говеет?
Когда не вижу я
твоих очей,
Любви ночей воспоминанья
жгут, –
Лежу – и тут
ревниво стерегут
Очарованья милых
мелочей.
И мирный вид
реки в изгибах дальних,
И редкие огни
неспящих окн,
И блеск изломов
облачных волокн
Не сгонят
мыслей, нежных и печальных.
Других садов
тенистые аллеи –
И блеск неверный
утренней зари...
Огнем последним
светят фонари...
И милой резвости
любовные затеи...
Душа летит к
покинутым забавам,
В отравах легких
крепкая есть нить,
И аромата роз не
заглушить
Простым и
кротким сельским, летним травам.
________________
*«Я так
безропотна, так простодушна» (ит.).
7
Мне не спится:
дух томится,
Голова моя
кружится
И постель моя
пуста, –
Где же руки, где
же плечи,
Где ж прерывистые
речи
И любимые уста?..
Одеяло обвивало,
Тело знойное
пылало,
За окном чернела
ночь...
Сердце бьется,
сухи руки.
Отогнать
любовной скуки
Я не в силах,
мне невмочь...
Прижимались,
целовались,
Друг со дружкою
сплетались,
Как с змеею
паладин...
Уж в окно
запахла мята,
И подушка вся
измята,
И один я, всё
один...
8
Каждый вечер я
смотрю с обрывов
На блестящую
вдали поверхность вод;
Замечаю, какой
бежит пароход:
Каменский,
Волжский или Любимов.
Солнце стало
совсем уж низко,
И пристально
смотрю я всегда,
Есть ли над
колесом звезда,
Когда пароход проходит
близко.
Если нет звезды
– значит, почтовый,
Может письма мне
привезти.
Спешу к пристани
вниз сойти,
Где стоит уже почтовая
тележка готовой.
О, кожаные мешки
с большими замками,
Как вы огромны,
как вы тяжелы!
И неужели нет писем
от тех, что мне милы,
Которые бы они
написали своими дорогими руками?
Так сердце
бьется, так ноет сладко,
Пока я за спиной
почтальона жду
И не знаю, найду
письмо или не найду,
И мучит меня эта
дорогая загадка.
О, дорога в гору
уже при звездах.
Одному, без письма!
Дорога – пряма.
Горят редкие огни,
дома в садах, как в гнездах.
А вот письмо от
друга: «Всегда вас вспоминаю,
Будучи с одним,
будучи с другим».
Ну что ж, каков
он есть, таким
Я его и люблю и принимаю.
Пароходы уйдут с
волнами,
И печально гляжу
вослед им я –
О мои милые, мои
друзья,
Когда же опять я
увижусь с вами?
9
Сижу, читая, я
сказки и были,
Смотрю в старых
книжках умерших портреты.
Говорят в старых
книжках умерших портреты:
«Тебя забыли,
тебя забыли…»
– Ну, что же делать,
что меня забыли,
Что тут поможет,
старые портреты? –
И спрашивал: что
поможет, старые портреты,
Угрозы ли,
клятва ль, мольбы ли?
«Забудешь и ты
целованные плечи,
Будь, как мы,
старым влюбленным портретом:
Ты можешь быть
хорошим влюбленным портретом
С томным
взглядом, без всякой речи».
– Я умираю от
любви безмерной!
Разве вы не
видите, милые портреты?
«Мы видим, мы
видим, – молвили портреты, –
Что ты – любовник
верный, верный и примерный!»
Так читал я,
сидя, сказки и были,
Смотря в старых
книжках умерших портреты.
И не жалко мне
было, что шептали портреты:
«Тебя забыли,
тебя забыли».
10
Я изнемог, я так
устал.
О чем вчера еще
мечтал,
Вдруг потеряло
смысл и цену.
Я не могу уйти
из плену
Одних лишь глаз,
одних лишь плеч,
Одних лишь нежно-страстных
встреч.
Как раненый, в
траве лежу,
На месяц молодой
гляжу.
Часов протяжных
перемена,
Любви всё той же
– не измена.
Как мир мне
чужд, как мир мне пуст,
Когда не вижу
милых уст!
О радость
сердца, о любовь,
Когда тебя увижу
вновь?
И вновь пленительной
отравой
Меня насытит
взор лукавый,
И нежность милых
прежних рук
Опять вернет мне
верный друг?
Лежу и мыслю об
одном:
Вот дальний город,
вот наш дом,
Вот сад, где прыгают
гимнасты,
Куда сходились
мы так часто.
О, милый дом!..
о, твой порог!
Я так устал, так
изнемог...
11
Ничего, что
мелкий дождь смочил одежду:
Он принес с
собой мне сладкую надежду.
Скоро, скоро
этот город я покину,
Перестану видеть
скучную картину.
Я оставшиеся
дни, часы считаю,
Не пишу уж, не гуляю,
не читаю.
Скоро в путь –
так уж не стоит приниматься.
Завтра утром,
завтра утром собираться!
Долгий путь, ты
мне несносен и желанен,
День отъезда,
как далек ты, как ты странен!
И стремлюсь я, и
пугаюсь, и робею,
В близость
нежной встречи верить я не смею.
Промелькнут луга,
деревни, горы, реки,
Может быть, уж
не увижу их вовеки.
Ничего-то я не
вижу и не знаю, –
Об очах, устах
любимых лишь мечтаю.
Сколько нежности
в разлуке накоплю я –
Столь сильнее будет
сладость поцелуи.
И я рад, что мелкий
дождь смочил одежду:
Он принес с
собой мне сладкую надежду.
12
Пароход бежит,
стучит,
В мерном стуке
мне звучит:
«Успокойся, друг
мой, скоро
Ты увидишь
нежность взора,
Отдохнешь от
скучных мук
В сладких ласках
прежних рук».
Сплю тревожно: в
чутком сне
Милый друг всё
снится мне:
Вот прощанье,
вот пожатья,
Снова встреча,
вновь объятья
И разлукой
стольких дней
Час любви еще
сильней.
Под окошком я
лежу
И в окно едва гляжу.
Берега бегут игриво,
Будто Моцарта
мотивы,
И в разрывы
светлых туч
Мягко светит
солнца луч.
Я от счастья будто
пьян.
Все милы мне:
капитан,
Пассажиры и
матросы,
Лишь дорожные
расспросы
Мне страшны,
чтобы мой ум
Не утратил ясных
дум.
Пароход бежит,
стучит,
В мерном стуке
мне звучит:
«Успокойся, друг
мой, скоро
Ты увидишь
нежность взора,
Отдохнешь от
скучных мук
В сладких ласках
прежних рук»
Июнь-август 1906
II
ПРЕРВАННАЯ
ПОВЕСТЬ
1
МОЙ ПОРТРЕТ
Любовь водила
Вашею рукою,
Когда писали
этот Вы портрет,
Ни от кого лица
теперь не скрою,
Никто не скажет:
«Не любил он, нет».
Клеймом любви
навек запечатленны
Черты мои под
Вашею рукой:
Глаза глядят,
одной мечтой плененны,
И беспокоен
мертвый их покой.
Венок за
головой, открыты губы,
Два ангела
напрасных за спиной.
Не поразит мой
слух ни гром, ни трубы,
Ни тихий зов
куда-то в край иной.
Лишь слышу голос
Ваш, о Вас мечтаю,
На Вас направлен
взгляд недвижных глаз.
Я пламенею,
холодею, таю,
Лишь приближаясь
к Вам, касаясь Вас,
И скажут все,
забывши о запрете,
Смотря на смуглый,
томный мой овал:
«Одним любовь
водила при портрете –
Другой – его
любовью колдовал».
2
В ТЕАТРЕ
Переходы,
коридоры, уборные,
Лестница витая,
полутемная;
Разговоры, споры
упорные,
На дверях
занавески нескромные.
Пахнет пылью,
скипидаром, белилами,
Издали доносятся
овации,
Балкончик с
шаткими перилами,
Чтоб смотреть на
полу декорации.
Долгие часы
ожидания,
Болтовня с
маленькими актрисами,
По уборным, по
фойе блуждание,
То в мастерской,
то за кулисами.
Вы придете
совсем неожиданно,
Звонко стуча по
коридору, –
О, сколько
значенья придано
Походке, улыбке,
взору!
Сладко быть при
всех поцелованным.
С приветом,
казалось бы, бездушным,
Сердцем внимать
окованным
Милым словам
равнодушным.
Как люблю я
стены посыревшие
Белого
зрительного зала,
Сукна на сцене
серевшие,
Ревности жало!
3
НА ВЕЧЕРЕ
Вы и я, и
толстая дама,
Тихонько
затворивши двери,
Удалились от
общего гама.
Я играл Вам свои
«Куранты»,
Поминутно
скрипели двери,
Приходили
модницы и франты.
Я понял Ваших
глаз намеки,
И мы вместе вышли
за двери,
И все нам вдруг
стали далёки.
У рояля толстая
дама осталась,
Франты стадом
толпились у двери,
Тонкая модница
громко смеялась.
Мы взошли по
лестнице темной,
Отворили
знакомые двери,
Ваша улыбка
стала более томной.
Занавесились
любовью очи,
Уже другие мы
заперли двери...
Если б чаще
бывали такие ночи!
4
СЧАСТЛИВЫЙ ДЕНЬ
Целый день
проведем мы сегодня вместе!
Трудно верить
такой радостной вести!
Вместе будем
ездить, ходить друг за другом следом:
Вы – в своей
голландской шапке, с пледом.
Вместе визиты, –
на улицах грязно...
Так любовно, так
пленительно-буржуазно!
Мы верны
правилам веселого быта –
И «Шабли во
льду» нами не позабыто.
Жалко, что вы не
любите «Вены»,
Но отчего
трепещу я какой-то измены?
Вы сегодня милы,
как никогда не бывали,
Лучше Вас другой
отыщется едва ли.
Приходите завтра,
приходите с Сапуновым, –
Милый друг,
каждый раз Вы мне кажетесь новым!
4
КАРТОННЫЙ ДОМИК
Мой друг уехал
без прощанья,
Оставив мне
картонный домик.
Милый подарок,
ты – намек или предсказанье?
Мой друг – бездушный
насмешник или нежный комик?
Что делать с
тобою, странное подношенье?
Зажгу свечу за
окнами из цветной бумаги.
Не сулишь ли ты
мне радости рожденье?
Не близки ли
короли-маги?
Ты – легкий,
разноцветный и прозрачный,
И блестишь,
когда я огонь в тебе зажигаю.
Без огня ты –
картонный и мрачный:
Верно ли я твой
намек понимаю?
А предсказание
твое – такое:
Взойдет звезда,
придут волхвы с золотом, ладаном и смирной,
Что же это может
значить другое,
Как не то, что
пришлют нам денег, достигнем любви, славы всемирной?
6
НЕСЧАСТНЫЙ ДЕНЬ
Я знаю, что у
Вас такие нравы:
Уехать не
простясь, вернуться тайно,
Вам любо
поступать необычайно, –
Но как Вам не
сказать, что Вы не правы?
Быть в том же
городе, так близко, близко, –
И не видать, не
слышать, не касаться,
Раз двадцать в
день к швейцару вниз спускаться,
Смотреть, пришла
ль столь жданная записка.
Нет, нет и нет!
чужие ходят с Вами,
И говорят, и
слышат без участья
То, что меня
ввергало б в трепет счастья,
И руку жмут
бездушными руками.
Извозчикам,
актерам, машинистам –
Вы всем открыты,
все Вас могут видеть,
Ну что ж, любви
я не хочу обидеть:
Я буду
терпеливым, верным, чистым.
7
МЕЧТЫ О МОСКВЕ
Розовый дом с голубыми
воротами;
Шапка голландская
с отворотами;
Милые руки, глаза
неверные,
Уста любимые (неужели
лицемерные?);
В комнате гардероб,
кровать двуспальная,
Из окна
мастерской видна улица дальняя;
В Вашей столовой
с лестницей внутренней
Так сладко пить
чай или кофей утренний;
Вместе целые
дни, близкие гости редкие,
Шум, смех,
пенье, остроты меткие;
Вдвоем по
переулкам снежным блуждания,
Долгим поцелуем
ночи начало и окончание.
8
УТЕШЕНИЕ
Я жалкой
радостью себя утешу,
Купив такую ж
шапку, как у Вас;
Ее на вешалку,
вздохнув, повешу
И вспоминать Вас
буду каждый раз.
Свое увидя
мельком отраженье,
Я удивлюсь, что
я не вижу Вас,
И дорисует вмиг
воображенье
Под шапкой взгляд
неверных, милых глаз.
И, проходя
случайно по передней,
Я вдруг пленюсь
несбыточной мечтой,
Я обольщусь
какой-то странной бредней:
«Вдруг он
приехал, в комнате уж той».
Мне видится
знакомая фигура,
Мне слышится Ваш
голос – то не сон, –
Но тотчас я
опять пройду понуро,
Пустой мечтой на
миг лишь обольщен.
И залу взглядом
обведу пустую:
Увы, стеклом был
лживый тот алмаз!
И лишь печально
отворот целую
Такой же шапки,
как была у Вас.
9
ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ
Сегодня целый
день пробуду дома;
Я видеть не хочу
чужих людей,
Владеет мною
грустная истома,
И потерял я счет
несчастных дней.
Морозно, ясно,
солнце в окна светит,
Из детской
слышен шум и смех детей:
Письмо, которому
он не ответит,
Пишу я тихо в
комнате своей.
Я посижу немного
у Сережи,
Потом с сестрой,
в столовой, у себя, –
С минутой каждой
Вы мне всё дороже,
Забыв меня,
презревши, не любя.
Читаю книгу я,
не понимая,
И мысль одно и
то же мне твердит:
«Далек зимой
расцвет веселый мая,
Разлукою любовь
кто утвердит?»
Свет двух свечей
не гонит полумрака,
Печаль моя –
упорна и тупа.
И песенку пою я Далайрака
«Mon bien-aimé, hélas, ne revient pas»*
Вот ужин, чай,
холодная котлета,
Ленивый спор
домашних – я молчу;
И, совершив
обрядность туалета,
Скорей тушу унылую
свечу.
__________________
*«Мой любимый,
увы, не возвращается!» (фр.).
10
ЭПИЛОГ
Что делать с
вами, милые стихи?
Кончаетесь, едва
начавшись.
Счастливы все:
невесты, женихи,
Покойник мертв,
скончавшись.
В романах
строгих ясны все слова,
В конце –
большая точка;
Известно – кто
Арман, и кто вдова,
И чья Элиза
дочка.
Но в легком беге
повести моей
Нет стройности
намека,
Над пропастью
летит она вольней
Газели скока.
Слез не заметит
на моем лице
Читатель-плакса,
Судьбой не точка
ставится в конце,
А только клякса.
Ноябрь 1906-январь 1907
III
РАЗНЫЕ
СТИХОТВОРЕНИЯ
1
На берегу сидел
слепой ребенок,
И моряки вокруг
него толпились;
И, улыбаясь, он
сказал: «Никто не знает,
Откуда я, куда
иду и кто я,
И смертный
избежать меня не может,
Но и купить
ничем меня нельзя.
Мне все равны:
поэт, герой и нищий,
И, сладость
неизбежности неся,
Одним я горе,
радость для других.
И юный назовет
меня любовью,
Муж – жизнью,
старец – смертью. Кто же я?»
1904
2
ЛЮБВИ УТЕХИ
К рассказу С. Ауслендера «Вечер у г-на де Севираж»
Plaisir d'amour ne dure qu'un moment,
Chagrin d'amour dure toute la vie.*
Любви утехи длятся
миг единый,
Любви страданья
длятся долгий век.
Как счастлив был
я с милою Надиной,
Как жадно пил я
кубок томных нег!
Но ах! недолго
той любови нежной
Мы собирали
сладкие плоды:
Поток времен,
несытый и мятежный,
Смыл на песке
любимые следы.
На том лужке,
где вместе мы резвились,
Коса скосила
мягкую траву;
Венки любви,
увы! они развились,
Надины я не вижу
наяву.
Но долго после в
томном жаре нег
Других красавиц
звал в бреду Надиной.
Любви страданья
длятся долгий век,
Любви утехи
длятся миг единый.
Ноябрь 1906
________________
Наслаждение
любви длится лишь миг,
Печаль любви
длится всю жизнь (фр.).
3
СЕРЕНАДА
К рассказу С. Ауслендера «Корабельщики»
Сердце женщины –
как море,
Уж давно сказал
поэт.
Море, воле
лунной вторя,
То бежит к
земле, то нет.
То послушно, то
строптиво,
Море – горе,
море – рай;
Иль дремли на
нем лениво,
Или снасти
подбирай.
Кормщик опытный
и смелый
Не боится тех
причуд,
Держит руль
рукой умелой –
Там сегодня,
завтра тут.
Что ему морей
капризы –
Ветер, буря,
штиль и гладь?
Сердцем Биче,
сердцем Лизы
Разве трудно
управлять?
Август 1907
4
ФЛЕЙТА ВАФИЛЛА
К рассказу С. Ауслендера «Флейта Вафилла»
Флейта нежного
Вафилла
Нас пленила,
покорила,
Плен нам сладок,
плен нам мил,
Но еще милей и
слаще,
Если встречен в
темной чаще
Сам пленительный
Вафилл.
Кто ловчей в
любовном лове:
Алость крови,
тонкость брови?
Гроздья ль
темные кудрей?
Жены, юноши и
девы –
Все текут на те
напевы.
Все к любви
спешат скорей.
О, Вафилл,
желает каждый
Хоть однажды
страстной жажды
Сладко ярость
утолить,
Хоть однажды,
пламенея,
Позабыться,
томно млея, –
Рвися после
жизни нить!
Но глаза Вафилла
строги,
Без тревоги те
дороги,
Где идет сама
любовь.
Ты не хочешь, ты
не знаешь,
Ты один в лесу
блуждаешь,
Пусть других
мятется кровь.
Ты идешь легко,
спокоен.
Царь иль воин –
кто достоин
Целовать твой
алый рот?
Кто соперник,
где предтечи,
Кто обнимет эти
плечи,
Что лобзал один
Эрот?
Сам в себе себя
лобзая,
Прелесть мая
презирая,
Ты идешь и не
глядишь.
Мнится: вот
раскроешь крылья
И без страха,
без усилья
В небо ясное
взлетишь.
Февраль 1907
5
«Люблю», сказал
я, не любя, –
Вдруг прилетел
Амур крылатый
И, руку взявши,
как вожатый,
Меня повлек
вослед тебя.
С прозревших
глаз сметая сон
Любви минувшей и
забытой,
На светлый луг,
росой омытый,
Меня нежданно
вывел он.
Чудесен утренний
обман:
Я вижу странно,
прозревая,
Как алость
нежно-заревая
Румянит смутно
зыбкий стан;
Я вижу чуть
открытый рот,
Я вижу краску
щек стыдливых,
И взгляд очей
еще сонливых,
И шеи тонкой
поворот.
Ручей журчит мне
новый сон,
Я жадно пью
струи живые –
И снова я люблю
впервые,
Навеки снова я
влюблен!
Апрель 1907
6
О, быть покинутым
– какое счастье!
Какой безмерный
в прошлом виден свет –
Так после лета –
зимнее ненастье:
Всё помнишь
солнце, хоть его уж нет.
Сухой цветок,
любовных писем связка,
Улыбка глаз,
счастливых встречи две, –
Пускай теперь в
пути темно и вязко,
Но ты весной
бродил по мураве.
Ах, есть другой
урок для сладострастья,
Иной есть путь –
пустынен и широк.
О, быть
покинутым – такое счастье!
Быть нелюбимым –
вот горчайший рок.
Сентябрь 1907
7
Мы проехали
деревню, отвели нам отвода,
В свежем вечере
прохлада, не мешают овода,
Под горой внизу,
далёко, тихо пенится вода.
Серый мох, песок
и камни, низкий, редкий, мелкий лес,
Солнце тускло,
сонно смотрит из-за розовых завес,
А меж туч яснеет
холод зеленеющих небес.
Ехать молча,
сидя рядом, молча длинный, длинный путь,
Заезжать в чужие
избы выпить чай и отдохнуть,
В сердце темная
тревога и тоски покорной муть.
Так же бор
чернел в долине, как мы ездили в скиты,
То же чувство в
сердце сиром полноты и пустоты,
Так же молча,
так же рядом, но сидел со мною ты.
И еще я
вспоминаю мелкий лес, вершину гор,
В обе стороны
широкий моря южного простор
И каноника
духовный, сладко-строгий разговор.
Так же сердце
ныло тупо, отдаваясь и грустя,
Так же ласточки
носились, землю крыльями чертя,
Так же воды были
видны, в отдаленности блестя.
Память зорь в
широком небе, память дальнего пути,
Память сердца, где
смешались все дороги, все пути, –
Отчего даже
теперь я не могу от вас уйти?
Июнь 1907
8
При взгляде на
весенние цветы,
желтые и белые,
милые своею
простотой,
я вспоминаю Ваши
щеки,
горящие румянцем
зари,
смутной и
страстно тревожащей.
Глядя на быстрые
речки,
пенящиеся,
бурливые,
уносящие бревна
и ветки,
дробящие
отраженную голубизну небес,
думаю я о карих,
стоячих,
волнующих своею
неподвижностью
глазах.
И, следя по
вечернему небу
за медленным
трепетом
знамен
фабричного дыма,
я вижу ваши
волосы,
не
развивающиеся,
короткие,
и даже еще более
короткие,
когда я видел
Вас последний раз.
Целую ночь,
целый день
я слышу шум
машин,
как биенье
неустанного сердца,
и все утра, все
вечера
меня мучит мысль
о Вашем сердце,
которое – увы! –
бьется не для меня,
не для меня!
Май 1907