Андрей Белый. ПЕПЕЛ (Сборник стихотворений, ред. 1909 г.)



Посвящаю эту книгу
      памяти Некрасова.


      Что ни год – уменьшаются силы.
      Ум ленивее, кровь холодней...
      Мать-отчизна! Дойду до могилы,
      Не дождавшись свободы твоей!
      Но желал бы я знать, умирая,
      Что стоишь ты на верном пути,
      Что твой пахарь, поля засевая,
      Видит ведренный день впереди;
      Чтобы ветер родного селенья
      Звук единый до слуха донес,
      Под которым не слышно кипенья
      Человеческой крови и слез.

      Н.А. Некрасов.


ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

     
Да, и жемчужные зори, и кабаки, и буржуазная келья, и надзвездная высота, и страдания пролетария – все это объекты художественного творчества. Жемчужная заря не выше кабака, потому что то и другое в художественном изображении – символы некой реальности: фантастика, быт, тенденция, философическое размышление предопределены в искусстве живым отношением художника. И потому-то д е й с т в и т е л ь н о с т ь всегда выше искусства; и потому-то художник – прежде всего ч е л о в е к. Но чтобы жизнь была действительностью, а не хаосом синематографических ассоциаций, чтобы жизнь была жизнью, а не прозябанием, необходимо служение вечным ценностям; такими ценностями могут быть и идеальные стремления нашего духа, и неизменность в переживании факторов реального бытия – и заря, и келья – символы ценностей, если художник вкладывает в них свою душу; то, что создает из случайного переживания, мысли или конкретного факта ценность, есть долг. Основные ценности не могут меняться, меняется форма их: идти к этим ценностям – долг человека, а потому и художника. Долг пусть и формален, взятый безотносительно к жизни; жизнь хаотична и бессмысленна, не оформленная определенным волевым устремлением, соединение долга с жизнью – вот ценность. Своеобразное соединение художественного переживания (объект этого переживания безразличен) с внутренним велением долга определяет путь художника, создает из него символиста: х у д о ж н и к  в с е г д а  с и м в о л и с т; с и м в о л  в с е г д а  р е а л е н (в каких бы образах ни выражался он); символизм – всегда есть показатель того, что формой образа художник указывает нам на свой сокровенный, незабываемый путь; эзотеризм присущ искусству: под м а с к о й (эстетической формой) таится указание на то, что самое искусство есть один из путей достижения высших целей. В высочайшей тайне своей, укрытой под эстетикой, художник о п я т ь,  в т о р и ч н о возвращается к людям: и потому-то в заявлении художника о своем праве быть свободным кроется огромная тяжесть ответственности: и если он восстает против той или иной формы символизации ценностей, то вовсе не потому, что не верит в ценности: художник может нам казаться кощунственным, когда он называет идолами наших богов: но если он назовет идолом и свое божество, то «п о с л е д н е е  к о щ у н с т в о» ему не простится; тут он перестает быть человеком, тут он не символист, не реален он. Тут мы ему не прощаем, потому что «н е  в о  и м я  с в о е» мы приближаемся к нему, «н е  в о  и м я  с в о е» он зовет нас: нас соединяет с ним общий путь, общий долг, к а к  л ю д е й.
Теперь, когда понятие о свободе и долге, искусстве и жизни, молитве и кощунстве, символизме и реализме, заре и кабаке перепутались, я считаю нужным сказать эти простые слова о том, что я требую от искусства, чего жду от художника и как понимаю символизм.

В предлагаемом сборнике собраны скромные, незатейливые стихи, объединенные в циклы; циклы в свою очередь связаны в одно целое: целое – беспредметное пространство, и в нем оскудевающий центр России. Капитализм еще не создал у нас таких центров в городах, как на Западе, но уже разлагает сельскую общину; и потому-то картина растущих оврагов с бурьянами, деревеньками – живой символ разрушения и смерти патриархального быта. Эта смерть и это разрушение широкой волной подмывают села, усадьбы; а в городах вырастает бред капиталистической культуры.
Лейт-мотив сборника определяет невольный пессимизм, рождающийся из взгляда на современную Россию (пространство давит, беспредметность страшит – вырастают марева: горе-гореваньице, осинка, бурьян и т.д.). Спешу оговориться: преобладание мрачных тонов в предлагаемой книге над светлыми вовсе не свидетельствуют о том, что автор – пессимист.
В свой сборник я поместил до 40 еще ненапечатанных стихотворений, а также до 20 стихотворений значительно переработанных с точки зрения основного лейт-мотива, как то: «Поповна», «Телеграфист», «Бурьян», «Каторжник», «Осинка» и мн. др.
Сюда не вошли почти все стихотворения 1907 года, а также ряд стихотворений 1908 года, как не согласные с идеей сборника.

Считаю нужным заметить, что в «Пепле» собраны наиболее доступные по простоте произведения мои, долженствующие составить подготовительную ступень к «Симфониям»; и что смысл моих переживаний в данной книге периферичен по отношению к «Симфониям» особенно к «Кубку Метелей», единственной книге, которой я более или менее доволен, и для понимания которой надо быть немного «эзотериком». Брань, которой встретила критика мою книгу, и непонимание ее со стороны лиц, сочувствовавших доселе моей литературной деятельности, – все это укрепляет меня в мысли, что оценка этого произведения (окончательное осуждение или признание) в будущем: судить можно то, что понимаешь, а наиболее сокровенные символы души требуют вдумчивого отношения со стороны критиков: неудивительно, что произведение, выношенное годами, они встретили только как забавный парадокс.

Автор



           РОССИЯ

           ДЕРЕВНЯ

           ПАУТИНА

           ГОРОД

           БЕЗУМИЕ

           ПРОСВЕТЫ

           ГОРЕМЫКИ


           СКАЧАТЬ ВЕСЬ СБОРНИК


Печатается по: Андрей Белый. Пепел. [С предисловием автора]. СПб., «Шиповник», 1909.