Игорь Северянин. 1907 ГОД (Сб. РУЧЬИ В ЛИЛИЯХ)




* * *


Есть столько томного в луны сияньи ровном,
Есть столько мягкого в задумчивых ночах,
Есть столько прелести в страдании любовном,
Есть столько сладости в несбыточных мечтах,

Есть столько жданного за жизненною гранью,
Есть столько нового в загадочном раю,
Есть столько веры в торжество мечтанья
И в воплощение его в ином краю, –

Что я и скорбь души своей крылатой,
И гибель чувств, и веру в жизнь свою
Не прокляну, а, верою объятый,
В провиденьи Христа, благословлю!

1907
Помещено в брошюре «Лунные тени», ч. II



* * *


Не грусти о моем охлажденьи,
Не старайся меня возвратить:
Наша встреча, мой друг, – сновиденье,
Так зачем же о нем нам грустить?

О, поверь! ты узнаешь их много,
Этих кратких, но радостных снов…
Если любишь меня, – ради Бога,
Позабудь необузданность слов.

Верить клятвам в угаре – смешно ведь,
А кто любит, тот любит без клятв…
На песке же нельзя приготовить,
Моя бедная, солнечных жатв.

Не грусти – мы с тобою не пара.
Ты душе далека и чужда.
Я ошибся. Так пламя пожара
Заливает в разгаре вода.

1907



ВЕЧНАЯ ЗАГАДКА

(триолеты)


Мы ехали ночью из Гатчины в Пудость
Под ясной улыбкой декабрьской луны.
  Нам грезились дивные райские сны.
Мы ехали ночью из Гатчины в Пудость
  И видели грустную милую скудость
  Природы России, мороза страны.
Мы ехали ночью из Гатчины в Пудость
Под светлой улыбкой декабрьской луны.

Лениво бежала дорогой лошадка,
Скрипели полозья, вонзаяся в снег.
  Задумчивость ночи рассеивал бег
Лениво бежавшей убогой лошадки.
  А звезды, как символ чудесной загадки,
  И в небе горели, и в зеркале рек.
Лениво бежала дорогой лошадка,
Скрипели полозья, вонзаяся в снег.

И все-то в природе казалось загадкой:
И лес, и луна, и мы сами себе –
  Лунатики мира в ненужной борьбе.
Да, все-то в природе казалось загадкой!..
  Мы Небу вопрос задавали украдкой,
  Оно же не вняло душевной мольбе,
И нам, как и прежде, казались загадкой
И Бог, и весь мир, и мы сами себе!..

1907



* * *


Наша встреча – похороны дней
Предыдущих, кажущихся прахом.
Призадумайся, мой друг, над ней,
Над судьбы железным взмахом.

Ты блестишь, я в пелене тумана;
Мы – души, как русла, раздвоенье.
Ты бессильна: то предназначенье, –
Мы сольемся, поздно или рано.

1907



* * *


Ни холодный свет жемчужины,
Ни лазурный тон сапфира
Не сравнить с сияньем дюжины
Звезд полуночного мира.

Но и звезды в темноте ночи,
И сиянья, и светила
Ты, раскрыв глаза, как светочи,
Взора пламенем затмила.

1907



СОНЕТ


Как скоро солнце страсти отсветило!
Я боль узнал сжимающих оков.
Холодность чувств взамен былого пыла,
Затишье – вместо бури и валов.

И юности играющая сила
Миражна и пуста, как сущность снов,
Как ледовитость зимнего светила,
Как беспринципность принципов веков.

Кипучей страсти скорость охлажденья,
Перекипевшей крови красный лед,
Мечтаний дерзких прерванный полет,

Непониманье таинства сближенья –
Все радостью мне душу обдает
И изменяет жизни направленье.

1907



БОКАЛ ПРОЩЕНЬЯ


Шампанским пенясь, вдохновенье
Вливалось в строфы – мой бокал.
За все грехи земли – прощенье
Из сердца я в него вливал.

Я передумал, – и в осколки
Бокал прощенья превращен:
Вам, люди-звери, люди-волки,
Достойно отдан мною он!..

1907



АРФА

Владимиру Вячеславовичу Уварову-Надину


Когда Саул скорбел душой,
  Давид, взяв арфу в руки,
Рождал на арфе золотой
  Успокоенья звуки.

Он вдохновенно пел псалмы,
  Внушенные Владыкой,
Что миротворили умы
  Лишь Истиной великой.

Что умаляли скорбь души,
  Спасая от печалей,
Бодрили дух не сказкой лжи,
  А правдою скрижалей.

Ничто не трогало царя, –
  Лишь арфы песнопенье,
Над ним властительно царя,
  Давало утешенье.

1907
Гатчина



ЧТО ВИДЕЛИ ПТИЦЫ


1

Чайка летела над пасмурным морем,
Чайка смотрела на хмурые волны:
Трупы качались на них, словно челны,
Трупы стремившихся к утру и зорям.


2

Коршун кричал над кровавой равниной,
Коршун смотрел на кровавые лужи;
Видел в крови, замерзавшей от стужи,
Трупы стремившихся к цели единой.


3

Каркая, горя вещунья – ворона
Села на купол сельского храма.
Теплые трупы погибших без срама –
Памятник «доблестных» дел эскадрона.

1907
СПб.



КЛЯТВА

Памяти сестры Зои


Клянусь тебе, Сестра, здесь, на твоей могиле,
(Как жутко прозвучал мой голос в тишине!)
Да, я клянусь тебе, что я достигнуть в силе
Того, что ты всю жизнь душой желала мне!

Борьбы я не боюсь, хотя я слаб; но тело,
Я знаю, ни при чем, когда силен мой дух.
Я тотчас в бой вступлю отчаянно и смело:
С щитом иль на щите – одно из двух!

1907. Июнь
СПб. Новодев‹ичий› монастырь



ПЕВЕЦ МОРЯ

(Памяти лейтенанта С.)

Да воля сбудется Твоя!
Лейтенант С.


Как потрясен невыразимо
Ужасной вестью целый свет:
У дальних берегов Цусимы
Эскадры русской больше нет.
Мечты безжалостно разбиты,
Страдают скорбные сердца.
Такого страшного конца
Не ждал никто, и все «убиты».
Убиты смелые надежды,
Убита вера, грустен взор.
Разгром эскадры и позор
Закрыть нас заставляют вежды,
Как облако вершину гор
Порой невольно закрывает.
Кто виноват в разгроме флота,
То лишь Господь Единый знает.
Тускнеет славы позолота
Когда-то доблестных знамен.
Вокруг потоки льются горя,
А сердце стонет: «Где же он?
Где он, певец элегий „С моря“?»
В его саду цветет сирень…
Любовь в нем бродит… Близко лето…
Увы, для юного поэта
Ночь не сладка, не ярок день –
В нем нет вопроса, нет ответа.
Живой недавно – ныне тлен,
Как призрак полуночной тени,
Он не нуждается в сирени,
Не для него любовный плен.
Не для него моря и птицы,
И бег родного корабля.
Не сложит он своей царице
Элегий с моря, ей внемля.
Не скажет нежною, как греза,
Душой своей влюбленных слов,
И безответен детий зов,
Как безответны детьи слезы.
Пусть я, который так же юн,
Как он, почивший сном могильным,
Пусть я, стихом своим несильным
Певавший сумрачный Квантун,
Потоком слез своих обильным,
Прославлю звучность чутких струн.
И я скажу тебе, подруга
Его возвышенной души:
Не плачь, родная, не тужи,
Не призывай к себе супруга!
О, не смущай его покоя
Невыразимою тоской,
Многострадальною слезой,
Как правда чистой и святою.
Он пал со славою в сраженьи
В борьбе за родину свою.
В слезах я юношу пою,
В слезах святого вдохновенья!
В слезах святого вдохновенья
С тобой я сердцем говорю,
Молясь благому алтарю
О ниспосланьи утешенья
Тебе, страдалица-жена.
Твои младенческие годы
Пусть оживит, как жизнь природы,
Твоя печальная весна.
И наши скорбные сердца
Пускай утешит смысл Завета
В устах угасшего поэта:
«Да воля сбудется Отца!»

1907