Эллис. STIGMATA




ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ


Эта моя книга, содержащая в себе произведения самого последнего времени, не представляет собой собрания отдельных, закрепленных в образы, разрозненных и самостоятельных лирических переживаний.
Во всей своей тройственной последовательности книга «Stigmata», на что намекает и самое название книги, является символическим изображением цельного мистического пути. Само собой очевидно, что самые главные основания и самые заветные субъективные устремления (пафос) автора ее касаются области, лежащей глубже так называемого «чистого искусства». Чисто художественная задача этой книги заключается в нахождении символической формы воплощения того, что рождалось в душе не непосредственно из художественного созерцания, а из религиозного искания.
Появление такой книги едва ли может озадачить или удивить именно в настоящее время.
Кризис современного символизма, уже приходящий к концу, является с самого начала лишь распадом так называемого эстетизма, т. е. того полуромантического, полудекадентического миросозерцания, которое, опираясь на иллюзию самоценности искусства и на ложный догмат аморализма, пыталось отождествить себя со всей областью символизма, с первых же шагов развития таившего в своих недрах неугасимый, священный огонь религиозного возрождения и великую идею синтетического искусства будущего, которое одно будет способно дать всей распадающейся нашей культуре безусловную религиозную санкцию и пробудить больную душу нашей расы к новому творчеству. Это обращение от эстетического иллюзионизма к мистицизму, говоря совершенно точно, – к христианству, внутри «современного символизма» является, быть может, самым существенным симптомом его развития, от Верлена и Гюисманса и до Роденбаха и Рильке. На этом пути неизбежно символизм приходит в интимную связь с священной символикой католицизма, над которой склоняется светлая тень величайшего из поэтов с его потрясающим благословением, тень Данте.

Эллис



КЛЕОПАТРЕ ПЕТРОВНЕ ХРИСТОФОРОВОЙ


И ты, ослепшая от слез,
упала на пути,
и подошел к тебе Христос
и молвил: «Все прости!».

И кротко улыбнулся Он,
и улыбнулась ты,
и тихий свет и тихий сон
облек твои черты.

Душа, как келья, убрана,
светла, проста, чиста
и вся навек озарена
улыбкою Христа.

Там за окном звенит пчела,
качается сирень,
там за окном и свет и мгла,
а в келье вечный День…

И я бродил по всем путям,
и я ослеп от слез,
но не предстал моим очам
с улыбкою Христос.

И был мой горький путь – позор,
безумие и страсть.
И вот теперь пришел, как вор,
к твоим ногам упасть.

И вот иду на голос Дня
в твой дом, как в Божий дом…
«О, Боже, помяни меня
во Царствии Твоем!»



STIGMATA


Кто это в сердце мне смотрит сквозь дым
взором и пламенным, и золотым,
саваном лик свой окутав седым?

Кто это льнет и маня, и клоня,
кто безобразные лики огня,
вдруг ускользнув, обратил на меня?

Под мановеньем незримым Врага
святость родного презрев очага,
кажет огонь языки и рога.

Пышет мне в очи и очи мне ест,
ржавчиной кроет пылающий Крест,
гасит мерцания меркнущих звезд.

Кто это вырос, качаясь в дыму,
горькую песню заводит про тьму,
сонную душу уводит в тюрьму?

Вот покачнулся, взметнулся, и вот
снова сплошною стеною плывет,
снова плывет, и поет, и зовет…

Вижу, рога наклонились к рогам,
вспыхнувший пеплом распался Лингам,
тени, дрожа, побежали к ногам.

Внятно мне все и понятно в бреду,
знаю, что был я когда-то в Аду,
знаю и светлого знаменья жду.

Нерукотворным Крестом осенен,
облаком черным на миг затенен,
знаю я, знаю, что дым – только сон!

Вот расступается дыма стена,
в Крест сочетаясь, встают пламена,
вечная Роза над ним зажжена.

Сердце – лампада, а руки, как сталь,
призраки Ада уносятся в даль,
вихрем мне пламенный шепот: «Грааль!»

В белого дым превратился коня,
и на руках и ногах у меня
отпечатлились стигматы огня!




                              ЧАСТЬ I

                              ЧАСТЬ II

                              ЧАСТЬ III
                                    ВРАТА
                                    УЗОРНОЕ ОКНО
                                    БЕАТРИЧЕ
                                    SANCTI
                                    AVE MARIA


                              СКАЧАТЬ ВЕСЬ СБОРНИК




Печатается по: Эллис. Стихотворения. – Томск: Водолей, 2000.