Темы "Пепла" рождались в сознании автора в эпоху
1904-1906 годов, когда перед его художественным оком стояла картина тогдашней
России; и тема эта завершалась лирически в 1907-1908 годах. Через 20 с лишком
лет, возвращаясь к пересмотру материала стихов, автор впервые увидел, до чего
его лирическое "я" отразило политические моменты эпохи 1904-1906
годов; эти моменты: революционный взрыв, его внешний слом, распыление
революционных энергий, отчасти перерождение и вырождение их в отчаяние и
субъективизм; с 1907 года уже выступают на поверхности разгромленной жизни темы
огарочничества, крайнего субъективизма, индивидуального террора; это эпоха
переживаемого отчаяния с решительным "нет" видимо оправившемуся
царизму и буржуазии.
Художественные произведения, отразившие момент, изучаемы;
признавая за "П е п л о м" ряд художественных недочетов, я, тем не
менее, вижу и ряд оснований, заставляющих меня возобновить издание.
Во-первых, книга, отпечатанная в 1908 году в ограниченном
количестве экземпляров, была вскоре же распродана, а вопрос о возобновлении
издания с 1910 года мало меня интересовал; с 1917 года вступают в силу
трудности переиздания (бумажный кризис и т. д.). Книга современному читателю
неизвестна; а она заслуживает некоторого внимания; неспроста первое издание
посвящено Некрасову; "Пепел"
– не подражание Некрасову, а созвучие органическое (разумеется, 1905 год не
60-е годы).
"П е п е л" – не только исторический документ, но
и право мое ожидать некоторого внимания к стихам, написанным скоро тому назад
четверть века; и если в некоем разрезе Некрасов не устарел, то и "П е п е
л" не вовсе устарел.
"Пепел" я переиздаю с некоторым видоизменением; я
его сильно сокращаю; я прилагаю к нему 2-3 стихотворения, написанных гораздо
позднее "Пепла", но в теме "Пеп л а"; я прилагаю несколько
стихотворений, черновик которых был написан в эпоху "Пепла"; они не
появились в печати, или по цензурным соображениям, или потому, что после
"П е п л а" я отдавал в печать стихотворения "У р н ы" и
других сборников; лирические эмбрионы, пережитые и недописанные, остались
ненапечатанными; к этому изданию я их доработал; таковы: "Декабрь",
"Помойная яма", "Японец возьми" и т. д.; они лишь
дорисовывают уже данную в 1908 году основную линию "Пепла".
Наконец, ряд стихотворений я то слегка, то существенней
ретушировал в техническом отношении; но это – право автора с более зрелой
техникой по отношению к технике, еще не окрепшей; пришить пуговицу к толстовке
право носящего эту толстовку (при ее наличии). Стихотворения с правкой я
помечаю двумя годами: годом написания и годом ретуши; например, 07 (25)
(правлено в 1925-ом, написано в 1907-ом).
Композиция стихов в отделы являет самую тему
"Пепла" в виде лирической поэмы в 4-х частях: герой "Пепла"
– шатун, бродяга, лумпэн-пролетарий; нарисована его судьба; в "Глухой
России" он ищет свободы и воли, а перед ним встают "Лихие
места"; "Глухая Россия" – лихое место.
Город? Но город 1908 года – "Мертвый город"; этот
город рисует 2-ой отдел; в отделе "В полях" – попытка отдаться
деревенской природе: попытка к "В о з д р а в и е"; но она
оканчивается в отделе "Злая деревня" полным "За упокоем";
Россия 1904-1908 годов – кошмар; и "Бобыли", "Бродяги"
именно потому, что "Б о б ы л и" – сходят с ума: ноты безумия и
анархического субъективизма правомерно отражены в этой "Драме" моего
"Бродяги". Прошу читателей не смешивать с ним меня: лирическое
"я" есть "мы" зарисовываемых сознаний, а вовсе не
"я" Б. Н. Бугаева (Андрея Белого), в 1908 году не бегавшего по полям,
но изучавшего проблемы логики и стиховедения.
Андрей
Белый
Кучино. 28
года. Ноябрь.
СКАЧАТЬ ВЕСЬ СБОРНИК
Печатается по: Пепел. Стихи. Издание 2-е, переработанное. [С предисловием автора]. М.,
"Никитинские субботники", 1929.