Константин Бальмонт. ЗВЕНЬЯ. Избранные стихи 1890 – 1912




...Ибо искусство благого слова – мой отец...
Асвагоша

...Быть с Солнцем заодно...
Аполлоний Тианский


Истинное поэтическое творчество есть приоткрытая дверь в горницу души.
Совершеннейший лик поэзии есть лирика, – песнопевчество сердца и ясновиденье души.
Тот, для кого поэзия есть полноценное переживание живой жизни, горение мгновений, и сгорание их сполна, дает нам всю свежесть апрельских стеблей, пробивших черную глыбу земли, все зыбкие тайны драгоценных камней, взволнованно выявляет клады дремотного сознания, дает заглянуть в Запредельное, добрасывает выкованное им в подземных кузницах звено до той алмазной цепи, которая соединяет наши жизни с Вселенной, и светлая тень которой явственно проступает иногда в детской улыбке и радуге паутинок, в виноватом взгляде человека, делающего нам добро, и в безвинном взгляде преступника, в малом цветочке, растущем среди снегов, в росинках слез и в дрожании Сириуса.
Кому же и знать все тайны, как не тому, кто зажег свое сердце и глядит на лучи лампады, в те часы, когда другие снят.
Песнопевчество сердца ведет к ясновидению души, внутрезоркость души сбрасывает с сердца все прахи, сопровождающие достижение. Поющее сердце есть свирель первородного сына Земли, у которого в зрачках еще дрожит диск Луны и золотой обруч Солнца. Внутрезоркое око души есть звезда ведущая. Взнесенная вихрями чувства душа есть весть, и есть вестник Оттуда.
Когда древний герой положил свою руку на огонь и смотрел неотступно перед собой, он видел то, чего не видели неиспытавшие этого страшного прикосновения. Так же и тот, чья жизнь есть творчество, и чье творчество есть сполна переживаемая жизнь, чье творчество есть предельная степень выражаемого чувства, – лирика, знамение которой в мире Природы есть живой огонь Земли, пламя вулкана, и живой огонь Неба, разрезающая молния.
Сколько бы ни было различий в поэтических состояниях самобытного песнопевца, и как бы ни выражались они в разных воплощениях, над текучею музыкой его состояний реет Гений объединения, связующая сила гармонии. Так на ночном Небе одна есть дорога птиц – Млечный путь, правящий всеми звездами.
Приоткрывши дверь, мы входим в одну горницу. Приоткрывши другую, мы входим в другую. Из горницы в горницу идет пересвет. Через весь терем. От самоцвета к самоцвету. От стиха к стиху. От звена до звена. От одной тайновести к другой. Звенья светов – очам. Волны нения – каждому слуху. От одной внутрезоркой души и до любой подходящей души. В свете благословляющего Солнца – наивысшее слово – Любовь.

К. Бальмонт.





Печатается по: Константин Бальмонт. Звенья. Избранные стихи. 1890-1912. – М.: Скорпион, 1913